ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Великий сказочник Х. К. Андерсен.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
neudachniki-012

Давным-давно, так давно, что вас еще и на свете не было, в маленьком датском городке Оденсе жил-был бедный башмачник Ханс Андерсен. Жена его - Анна Мари Андерсдаттер - была прачкой, родом из такой же бедной семьи. Супруги жили в любви и согласии, муж был богато одаренной, поэтической натурой, жена же обладала редким сердцем. И вот, в один прекрасный день, 2 апреля 1805 года, у них родился сын, которого назвали Ханс Кристиан.

Мальчик рос довольно замкнутым, утончённо нервным, эмоциональным и восприимчивым ребёнком, проявлял склонность к мечтанию и сочинительству: писал пьесы, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. Даже самые незначительные впечатления оставляли глубокий след в его душе. Отец – человек, любивший без памяти книги и обладавший, помимо живого и тонкого воображения, большой долей здравого смысла, - читал ему и матери вслух не только комедии и рассказы, но исторические книги и Библию. Именно он привил сыну понятие о вере. В 1816 г. отец Ханса скоропостижно умер. Матери, для того, чтобы содержать сына и иметь возможность откладывать деньги на его учебу, пришлось искать поденную работу. Она зарабатывала стиркой белья. А худой долговязый мальчуган с огромными голубыми глазами и неистощимой фантазией целыми днями сидел дома. Закончив несложные хлопоты по хозяйству, забивался в уголок и разыгрывал представления в своем домашнем кукольном театре, который ему смастерил покойный отец. Мать, видя странные увлечения сына, приносящие одно только горе его впечатлительному сердцу, решила отдать его в учение к портному, чтобы вылетели из головы детские нелепые фантазии. Но Ханс Кристиан пришел в ужас от такой перспективы своей судьбы!


Художник: А.И. Архипова.

В 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен ответил: «Чтобы стать знаменитым!»
Первое время, прибыв столицу с несколькими монетками в кармане, Андерсен бедствовал, но затем, благодаря своему голосу, нашел себе покровителей в профессоре консерватории г-не Сибони, композиторе Вейзе, поэте Гольдберге и, главным образом, конференц-советнике Коллине. При их содействии Ганс-Христиан поступил в театральное училище, но потеряв голос, перешел учиться в классическую гимназию и еще на школьной скамье обратил на себя внимание педагогов незаурядным талантом рассказчика и несколькими стихотворениями. Поступив в университет, Андерсен в 1829 году напечатал сатирический рассказ "Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака". Лирические его стихотворения имели большой успех, и Дания вскоре признала его как поэта. Основные темы поэзии Андерсена - любовь к Родине, пейзажи Дании и христианские темы. Многие замечательные его стихотворения, позже положенные на музыку, были переложением библейских псалмов и сюжетов. Обладая незаурядным умом, и ироничностью по отношению к самому себе, Андерсен, тем не менее, неимоверно страдал от непризнания его таланта и произведений критикой и широким кругом читателей.

Х.К. Андерсен. Стихотворения.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений. В книгах «Теневые картины» (1831) и «Агнета и Водяной» (1834) были намечены зёрна будущих сказок писателя. На театральной сцене с успехом шли его пьесы: "Мулат", "Первенец", "Грезы короля", "Дороже жемчуга и злата". В романе "Импровизатор" (1835), - тонком психологическом этюде о судьбе художника, чей дар долго пробивался сквозь каменные стены презрения и ненужности, есть множество автобиографических эпизодов.Этот роман до сих пор считается вершиной творчества Андерсена - прозаика и психолога.

Писатель Константин Паустовский как-то заметил, что очень трудно в сложной биографии Андерсена отыскать тот момент, когда он начал писать сказки. Достоверно известно одно: это было уже в зрелом возрасте. Андерсен приобрел славу поэта, которого знали и в народе: под его колыбельные засыпали дети, и путешественника - вышло несколько книг о его путешествиях по Швеции (1855) и Италии (1842).

В 1835 — 1837 годах Ханс Кристиан Андерсен издал 3 сборника «Сказок, рассказанных для детей», куда вошли «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля» и другие произведения. Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть. А критики смеялись! Андерсен с горечью писал об этом своему английскому другу Чарльзу Диккенсу, говоря, что "Дания - такая же гниль, как гнилые острова, на которых она выросла!"

Но минуты отчаянья быстро проходили, особенно в обществе детей, которые очень любили худенького, высокого, остроносого господина в черном сюртуке с неизменным цветком в петлице и большим носовым платком в руках. Он был, может быть, не очень-то и красив, но каким живым огнем загорались его огромные голубые глаза, когда он начинал рассказывать детям свои необыкновенные истории!

T21a2

О самых серьезных вещах в сказке он умел рассказать простым и ясным языком. А. Ганзен, непревзойденный переводчик Андерсена с датского на русский, писал: "Воображение у него - совсем детское. Потому его картины так легки и доступны. Это волшебный фонарь поэзии. Все, чего бы он не коснулся, оживает перед его глазами. Дети любят играть разными обломками деревяшек, лоскутками материи, черепками, кусочками камней... У Андерсена то же самое: заборный кол, две грязные тряпки, заржавелая штопальная игла... Картины Андерсена так обаятельны, что часто производят впечатление волшебных сновидений. Не только окружающие его предметы - например, цветы, трава, но и даже стихии природы, чувства и отвлеченные понятия принимают живые образы, превращаются в людей..."

Х.К. Андерсен. Сказки.

Воображение у Андерсена было настолько сильным и необычным, что иногда его с недоумением называли колдуном и ясновидцем: посмотрев раза два на человека он мог многое рассказать о нем, будучи с ним совершенно незнаком. Многие читали эпизод из биографии сказочника (в переложении К.Г. Паустовского) о его ночном путешествии с тремя девушками, каждой из которых он предсказал судьбу. Самое странное то, что все его предсказания имели реальную почву и сбылись! Девушек этих он прежде никогда не видел. А они были потрясены встречей с Андерсеном и на всю жизнь сохранили о нем самые благоговейные воспоминания!

За столь божественный дар творения и воображения Андерсен заплатил немалую цену. Он умер в полном одиночестве на своей вилле Ролигхед 4 августа 1875 года, после долгой болезни, начавшейся еще в 1872 году. В литературоведческих источниках глухо упоминается о его несчастной любви к знаменитой датской певице и актрисе "ослепительной" Йенни Линд. Когда начался этот красивый и поэтический роман - неизвестно. Закончился он разрывом. Андерсен посчитал, что его призвание важнее и сильнее семейных уз. А может быть, так посчитала Йенни... никто не узнает теперь...

P.S. Еще при жизни довелось Андерсену увидеть свой собственный памятник и иллюминацию в Оденсе. Он улыбался, глядя на себя, скульптурного. Маленький оловянный солдатик, подаренный бедным мальчиком и лепестки той розы, что протянула голубоглазая девчушка, когда он гулял по улице, были ему дороже всех наград и памятников. И солдатик, и лепестки бережно хранились в шкатулке. Он часто перебирал их пальцами, вдыхал увядший, тонкий аромат и вспоминал слова поэта Ингемана, сказанные ему еще в юности: "Вы обладаете драгоценной способностью находить и видеть жемчуг в любой сточной канаве! Смотрите, не утратьте этой способности. В этом Ваше предназначение, быть может".

Он не утратил. До конца. В ящике его письменного стола друзьями были найдены листки с текстом новой сказки, начатой за несколько дней до смерти и почти законченной. Перо его было столь же летучим и быстрым, как и фантазия!

К сожалению, в Советском Союзе сказки Г.Х. Андерсена, христианские по содержанию, прежде их издания подвергались жесточайшей цензуре. Особенно пострадала "Снежная королева". Многие ли из вас в детстве читали, допустим, такой эпизод из сказки:

"...Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно...."

Christian Birmingham (8)
Художник: Christian Birmingham.

К счастью, теперь творения великого сказочника доступны во всей их первозданной красоте.

Источники: lichnosti.net ; to-name.ru ; fengshuiworld.ru.


  • 1
Ира, огромное спасибо! По силе воздействия на восприятие ребенка даже не знаю, кого можно сравнить с этим автором. Просто жила в мире Андерсена! И довольно долго, так что до сих пор верю в сказки))) Самые любимые из них: "Оле-Лукойе" и "Дикие лебеди". Удивительно, но ведь далеко не все из рассказанных этим потрясающим сказочником историй заканчивались счастливо. И именно это все же притягивало, заставляло искать смысл. Единственную историю, трагизм которой так и не приняла детская душа - это сказка "Тень". С тех пор так и не возвращалась к ней. Может быть, действительно, пришло время перечитать?
Да вот и со стихами его не была знакома)

"Тень" - вообще не детская история, на мой взгляд. Во всяком случае, не для маленьких детей. Это именно философская сказка, я бы даже сказала - притча. В том и уникальность таланта Андерсена, наверное, что каждый может найти в его сокровищнице то, что соответствует его возрасту, способности к восприятию, представлению о прекрасном. И к каким-то сказкам, действительно, стоит возвращаться время от времени...))

Спасибо))) Прочитала запоем) В детстве зачитывалась Андерсеном, особенно притягивали сказки с философским смыслом ( как потом поняла , повзрослев), например " История одной матери" , или "Ель"...
А вот о полной редакции "Снежной королевы" и не догадывалась.
Вот моя книжка) Та самая...

И у меня такая была! )) Было несколько разных сборников, и этот в том числе. Да, многие сказки Андерсена стоят того, чтобы их перечитали, повзрослев, - непременно откроется то, что, по детской наивности, осталось незамеченным или непонятым.

Спасибо, Ира! Андерсен гениальный писатель! И жизнь его необыкновенна... Его сказки нужно читать не только детям, но и взрослым. Они найдут ответы на многие вопросы.Только выводы по большей части грустные...Повезло тем детям, которые слушали на ночь сказки и родителям, которые их читали! Любимая сказка - "Дикие лебеди" Хоть сейчас могу рассказать!

Да, "Дикие лебеди" тоже - одна из любимых. И, конечно, "Снежная королева" - там столько всего! ) А вообще, Андерсен ведь не любил, когда его называли детским сказочником. Он говорил, что пишет истории для взрослых и детей. И истории эти порой печальные, и не всегда со счастливым концом, потому что приближены к правде жизни, а порой и автобиографичны.

Ира, спасибо большое. Прочитала с удовольствием и вспомнила, что в моей студенческой юности одногруппница писала диплом о христианском контексте сказок Андерсена. То есть такие переводы и тогда были, только, видимо, очень редкими.
Помню, что она показывала нам эпизод о кусте с розами в саду старушки, приютившей Герду. Самого контекста не запомнила, а вот собственное изумление от встречи с совершенно другим текстом - да)

Да, в редких изданиях можно и тогда было встретить "академический" текст, но детская литература была выхолощена беспощадно. Знаю еще один пример такого же варварского обращения с авторским текстом - "Джейн Эйр" Ш. Бронте.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account