ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Георг Отс. Человек без маски.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia


Георг Отс – всеобщий любимец, баловень судьбы, обласканный народом и правительством, звезда музыкального кино и театра. Уроженец Петербурга, но житель Эстонии, Отс начал певческую карьеру в 12 лет в хоре мальчиков, впоследствии попробовав себя в самых разных жанрах от оперы до эстрадной песни. Обаятельный, с задумчивой улыбкой, Отс стал культурной иконой для нескольких поколений советских слушателей, и не было дома, где не хранились бы его пластинки.

Георг Карлович Отс родился 21 марта 1920 года в семье потомственных певцов. Пел его дед, каретник Х. Отс, руководивший хором общества «Ильмарине», пел дядя А. Викхольм. Отец, также певец, Карл Хансович был народным артистом Эстонской ССР. В доме царила атмосфера музыки, и это не могло не оказать влияния на мальчика. Известен случай, когда маленький Георг изумил пришедшую в гости к отцу итальянскую певицу Арманду дельи Аббатти: спрятавшись под накрытым скатертью столом, он исполнил запомнившуюся ему по пластинке Карузо песню «O sole mio». Музыкальность Отса не оставляла никаких сомнений, и все же певцом он стал не сразу.

Подробно об этом можно почитать здесь.

Среди его юношеских увлечений немаловажное место занимал спорт. Отс был чемпионом Эстонии по плаванию на 800 и 1500 м, участвовал в международных соревнованиях. В юности он также увлекся фехтованием. Через всю жизнь пронес любовь к рисованию.

Первое публичное выступление Георга произошло во время Великой Отечественной войны, в одном из ярославских госпиталей. Отс выбрал песню, которая до глубины души трогала его самого: "Отчий дом". Раненые солдаты слушали его молча. А когда песня закончилась, зал взорвался аплодисментами… Тогда Георг Отс понял простую истину: чтобы стать настоящим певцом, надо не только владеть профессиональными навыками, но и петь о том, что волнует самого тебя. Он поступил в Таллиннское музыкальное училище. Учебу совмещал с работой в драматическом театре "Эстония", где пел в массовых сценах. И кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не очередной случай… 7 ноября 1944 года должна была состояться премьера оперы Чайковского "Евгений Онегин". Но перед самым спектаклем у исполнителя роли Зарецкого поднялась температура. Режиссер стал быстро искать замену. И первый, кто пришел ему на ум, был Георг Отс, который в спектакле исполнял одного из гостей Лариных. А почему бы и нет? Партию Зарецкого Георг Отс исполнил блестяще. С тех самых пор ему стали доверять поначалу небольшие роли - в "Сильве", в "Фиалке Монмартра" Кальмана. А затем и ведущие партии в оперетте Ромберга "Песня пустыни" и в "Трeх мушкетерах" Бенацкого.

В 1946 году Георг Отс окончил Таллинское музыкальное училище, затем - в 1951 году - Таллинскую консерваторию, с отличием. К этому времени он уже приобрел широкую известность как оперный певец.

Отса как оперного певца отличал большой и разнообразный репертуар. Он пел Демона в одноименной опере А.Г. Рубинштейна, Порги в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс», Дон Жуана в одноименной опере В.-А. Моцарта, Меэлиса в опере В.-Х. Каппа «Лембиту», Джанни Скикки в одноименной опере Дж. Пуччини, Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Ю.С. Мейтуса, Яго в «Отелло», Ренато в «Бале-маскараде» Дж. Верди...


П.И. Чайковский. "Евгений Онегин".

Георг Отс одинаково серьезно относился к своим выступлениям и в опере, и на эстраде. Он говорил, что при смене жанров забывал свое бытие в первом и целиком концентрировался на задачах второго. На оперной сцене это был прежде всего поющий артист, способный создать яркий сценический образ. Выступление на эстраде, в обычном костюме, без декораций и грима, требовало иных изобразительных средств: здесь поза, мимика и жесты Отса были выдержаны в полутонах, нюансы едва заметны, главное — текст и музыка.

Когда Отс был уже народным артистом, его спросили: "Вам, наверное, забавно видеть, как нервничают дебютанты, Вы ведь чувствуете себя на сцене словно рыба в воде?" "Ничего подобного, - ответил Отс совершенно серьезно, - я волнуюсь перед каждым выходом, иной раз до того переживаю, что становлюсь чуть ли не больным". В исполнительской манере Отса не было ничего деланного, он не стремился ошеломить зрителя блеском своих вокальных возможностей, не допуская ни малейших излишеств, а был сосредоточен на проникновении в глубину, в суть содержания исполняемого произведения.



Высокое мастерство Отса явилось одним из секретов творческого долголетия артиста (его голос звучал со сцены более трех десятилетий). Не поражая слушателей особыми эффектами, его пение было настолько проникновенным, так сильно подкупало, было столь убедительным, что мало, кто мог остаться равнодушным, услышав голос этого выдающегося певца. Талант такого рода выходит за временные рамки и становится объектом восхищения для нескольких поколений слушателей.

Артистическое дарование помогало Отсу сниматься в кино. Впервые он сыграл в фильме «Свет в Коорди» (1952). Первоначально Отс должен был сниматься с дублером. Но Георг возмутился: «Что же получается — я буду петь с экрана о работе, а работать будет другой?!» И снимался сам. Невероятную популярность принесло Отсу исполнение роли Этьена Вердье в фильме «Мистер Икс», поставленном в 1958 году по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка». Зрителей покорила знаменитая ария Мистера Икса — «Снова туда, где море огней». Пожалуй, именно в ней объединилось все лучшее, что присуще пению Отса, — душевная щедрость, сердечность, поэтичность.


И. Кальман. Ария Мистера Икс из оперетты "Принцесса цирка" (к/ф "Мистер Икс").

В 1960 году Отсу присвоили звание Народного артиста СССР. Он был звездой. И не только театра "Эстония", но и советской эстрады. Именитые композиторы писали песни специально для него: "Соловьи" и "Подмосковные вечера" Соловьева-Седого, "Пусть всегда будет солнце!" Островского, "С чего начинается Родина" Баснера и другие.

Всего в репертуаре Отса было около 500 песен – эстрадных, народных, арии из опер мировых классиков… Он пел на 20 языках мира. Причем практически без акцента. Его отправляли в зарубежные гастроли в ГДР, Швецию, Финляндию, Египет…


"Не спеши". Музыка А. Бабаджаняна, слова Е. Евтушенко.

... В конце 72-года на сцене "Эстонии" давали оперу Пуччини "Джанни Скикки". Партию главного героя исполнял Георг Отс. Неожиданно во время финальной сцены Отс пошатнулся. Результаты медицинского обследования потрясли всех – у Георга Отса обнаружили опухоль мозга. В 1973 году в московской клинике Георгу Отсу сделали сложнейшую операцию. И всего через несколько месяцев он вновь появился на сцене. Работал на износ, словно спешил жить. Репетиции, съемки, записи пластинок, гастроли в Москве и Ленинграде, преподавание в Таллиннской консерватории… Будто и не было страшной болезни. Спокоен, уравновешен, уверен в себе. Словно Мистер Икс перед исполнением смертельного трюка. Вот только все понимали: одно неверное движение, и он сорвется вниз…

Георг Отс умер 5 сентября 1975 года. Ему было всего 55 лет. Он так и не спел в Ла Скала, о котором мечтал всю жизнь. В последний путь талантливого артиста провожали тысячи людей. Его именем назвали теплоход, одну из улиц в Таллине. Но когда Эстония стала независимой, многое изменилось. Фильм "Мистер Икс" перестали показывать по эстонскому телевидению. Для молодого поколения эстонцев, к сожалению, Георг Отс стал действительно "мистером икс" в прямом значении этих слов – мистером "неизвестным".


Дж. Верди. "Риголетто".

Источники: www.belcanto.ru ; www.georgfilm.com.


  • 1
Обожаю эту песню, несмотря на нелепые местами слова. :-)))


Edited at 2015-03-21 07:29 pm (UTC)

И мне понравилась, спасибо! Слова - да....)))) Интересно, это буквальный перевод с эстонского или вольный текст? Кстати, прочитала, что изначально композитором предполагался ритм польки, но на первой репетиции Отс сказал, что при таком темпе он, конечно, может выпалить все слова, но слушатель ничего не поймёт. И сам стал диктовать темп. Получился ритм танца рейлендер...

Похоже, что перевод. Пыталась найти эту песню на эстонском, в результате нашла только на финском. (Не знаю, как сюда аудио подцепить...) У меня на ВК в аудиозаписях есть.

Сходила, послушала. )) Все-таки финский (как и эстонский, наверное) текст более органичен для этой музыки.

Да, согласна.

Я ещё вот что люблю:

Да, очень красивая. А в исполнении Отса вообще все прекрасно...))

Я и саму песню очень люблю, а это, как мне кажется, лучшее её исполнение.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account