ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Эдуард Артемьев.
скрипачка
singlesing wrote in gela_guralia
артемьев

Сегодня свой 77 день рождения отмечает композитор Эдуард Николаевич Артемьев, народный артист России.

Родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске.
Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал еще учеником Московского хорового училища (1953-55) под руководством М.А. Парцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетаниям проявились у Артемьева уже тогда. В числе впечатлений, пробудивших в нем тягу к сочинению, были поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди - хорового дирижера Н.И. Демьянова, преподававшего теоретические предметы в Московском хоровом училище и в консерватории, произведения Дебюсси и Стравинского. У дяди была большая музыкальная библиотека, где была собрана вся оперная классика. Артемьев с детства очень любил и хорошо знал произведения итальянских композиторов - Пуччини, Беллини, Доницетти...

В 1960 году Эдуард Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу Ю.А. Шапорина и Н.Н. Сидельникова. Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Е.А. Мурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина.

В 1960 году, когда АНС, установленный в музее А.Н. Скрябина, привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление - направление электронной музыки. Среди первых энтузиастов был и Эдуард Артемьев. В 1961-63 годах он работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука у Мурзина, по существу стал его учеником в электронике. Сегодня Э. Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки наряду с Е. Мурзиным. Не только потому, что из композиторов, обратившихся к совершенно новой области музыкального искусства, - а это были А. Волконский, Н. Никольский, С. Крейчи, позднее А. Немтин, О. Булошкин, Ш. Калош, С. Губайдуллина, Э. Денисов, А. Шнитке, В. Мартынов - он единственный связал с ней свою судьбу. Он, по существу, сохранил в России целое направление, продолжая в нем работать, когда по указанию свыше студия Мурзина была закрыта, и многое вложил в его развитие.

С первых же дней работы на АНСе Э. Артемьев вел деятельность, которую без таких понятий, как энтузиазм, самоотдача, охарактеризовать нельзя. Острая дискуссия вокруг электронной музыки осложняла и без того ограниченные условия для ее развития. Э. Артемьев же ее пропагандировал, выступал в печати, погрузился в эксперименты, в изучение смежных для нового вида композиции областей - акустики, основ электроники, приобретал навыки стереозвукозаписи, приобщаясь к практике звукоинженера, увлекся исследованием истории и теории электронной музыки (написал "Заметки об электронной музыке"). Когда же Мурзин при поддержке Шостаковича добился в 1966 году открытия в Москве студии электронной музыки, Артемьев продолжил работу в ней.

Сегодня Эдуард Артемьев - признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.

Середина 1970-х годов знаменует начало нового этапа в творчестве Эдуарда Артемьева, его музыка обретает иные черты. Композитор проявляет повышенный интерес к рок-культуре, в которой его привлекла в первую очередь новая "эстетика" звука, подразумевающая яркую, открытую эмоциональность, повышенный экспрессивный тонус высказывания, его "направленность на слушателя", демократизм музыкального языка. "Для меня самое сильное "оружие" музыки - ее эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать", - считает композитор.

Примерно в это же время кинематограф прочно вошел в жизнь композитора, став для него, по его собственному признанию, "прекрасной лабораторией для разнообразных творческих экспериментов" - от чисто внешних звуковых эффектов, спроецированных на "ирреальный" видеоряд, до синтеза в электроакустической палитре фильма различных стилистических пластов. Эдуард Артемьев - один из первых отечественных композиторов, начавших широко применять электронные звучания в кинофильмах. Всего, с 1963 года, Эдуардом Артемьевым была написана музыка к 181 фильму. Среди них шедевры таких режиссёров, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Карен Шахназаров, Павел Чухрай, Никита Михалков.

Послушаем музыку из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" в исполнении Новосибирского Академического симфонического оркестра. Дирижёр С.Альварес:


ССЫЛКА на источник информации.


  • 1
Наташа, спасибо большое!
Только что переслушивала "Песню о корабле" в исполнении АБГ и Андрюши Лефлера - прямо бальзам на душу)
Артемьев - гений! )
Еще и мой родной симфонический оркестр ! (загордилась))

Edited at 2014-11-30 04:36 pm (UTC)

Я тоже переслушивала :)
Вам есть чем гордиться! Великолепный оркестр. Новосиби-ирск!!! - кулачки вверх, как Пелагея :))

Спасибо, Наташа! Один из самых любимых мною композиторов. Очень люблю и эту тему из "Свой среди чужих...". Но самое-самое все-таки это:

Прекрасная музыка, спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account