ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Сергей Васильевич Рахманинов. Колокола и колокольчики...
скрипачка
singlesing wrote in gela_guralia
Rachmaninov-Sergey

Для меня музыка С.В. Рахманинова - символ русского характера, русской природы и русской души. Широкой и бескрайней, унылой, но безудержной в веселье, ностальгирующей, скованной, как сном, льдами долгой зимы, но каждой весной возрождающей себя благовестом ручьёв и звенящей капели!

Что во все века сопровождало русского человека на протяжении всей его жизни, от рождения и до смерти?
Колокольный звон!

С.В. Рахманинов родился 20 марта 1873 года в чудесном Новгородском крае, славном своими древнерусскими распевами и высоким искусством новгородских звонарей. Маленького Серёжу бабушка часто возила в Новгород - в Софийский собор. После службы слушали колокольный звон. Звонари были артисты! По словам самого Рахманинова: "Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора...Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты...У меня с ними всегда ассоциируется мысль о слезах." Эти звуки навсегда запечатлелись в восприимчивой душе мальчика, и потом повторялись почти в каждом произведении великого композитора.
Помните начало Второго фортепианного концерта? Эти мерные удары, эти аккорды, заставляющие тебя распрямить спину, почувствовав зов и силу могучих предков.



А прелюдия соль# минор?
Широк путь, необъятна даль, и будущее скрыто от нас в неясной перспективе... Неистово заливаются колокольчики...
Эх, тройка! "Не так ли и ты, Русь..."




Главное "колокольное" произведение Рахманинова, конечно "Колокола"(ор.35) - поэма для оркестра, хора и голосов соло.
e_orodRAykk
Поэма была написана композитором в преддверии трагических событий Первой Мировой войны, на стихи Эдгара По в переводе К.Бальмонта. Созданию «Колоколов» предшествовал романтический случай. М.Е. Букиник, друг Сергея Васильевича с консерваторских лет, виолончелист и педагог, вспоминает о своей ученице Марии Даниловой, которая очень любила музыку и все свои скромные деньги тратила на посещение концертов. Слушала она, конечно, и Рахманинова. Однажды Данилова пришла на урок взволнованная, и вскоре призналась, что летом, прочитав поэму Эдгара По «Колокола и колокольчики» в переводе Бальмонта, задумала послать её Рахманинову, чтобы он написал к ней музыку. Никто не ожидал, что она выполнит своё полудетское желание. Но каково же было её потрясение, когда через несколько месяцев стало известно, что Рахманинов закончил поэму для хора, оркестра и солистов под названием «Колокола»… Рахманинов признавался, что действительно получил текст поэмы по почте.
Исполнительский состав "Колоколов" огромен: тройной состав оркестра с различными видовыми инструментами - от арфы, челесты, фортепиано, органа до сложного набора ударных; хор и солисты: тенор - в первой части, драматическое сопрано - во второй, баритон - в четвёртой.

Первая часть:

***
Слышишь, сани мчатся в ряд,
Мчатся в ряд!
Колокольчики звенят,
Серебристым легким звоном слух наш сладостно томят,
Этим пеньем и гуденьем о забвеньи говорят.
О, как звонко, звонко, звонко,
Точно звучный смех ребенка,
В ясном воздухе ночном
Говорят они о том,
Что за днями заблужденья
Наступает возрожденье,
Что волшебно наслажденье—наслажденье нежным сном.
Сани мчатся, мчатся в ряд,
Колокольчики звенят,
Звезды слушают, как сани, убегая, говорят,
И, внимая им, горят,
И мечтая, и блистая, в небе духами парят;
И изменчивым сияньем
Молчаливым обаяньем,
Вместе с звоном, вместе с пеньем, о забвеньи говорят.
***

Образ этой части - юность. Тройка несётся вперёд, серебристым звоном заливаются колокольчики. Всё впереди - надежды, мечты, свершения. Стремительный ритм бега подчиняет себе всё тематическое развитие: серебристое звучание флейт, нежные тона челесты, флажолеты арф сменяются призывными фанфарами труб и тромбонов, создавая сказочный, полуфантастический колорит. Тенор восклицает: "Слышишь!" Хор подхватывает.
Второй образ этой части - волшебный сон. Темп замедляется, в музыке появляются пряные восточные интонации. Хор поёт очень красивую мелодию с закрытым ртом. Волшебно наслажденье - наслажденье нежным сном. Это приятное забытье, мерцанье ночных звёзд, лунные блики.
В репризе снова возвращается бег саней, движенье, звон санных колокольчиков.



Вторая часть:

***
Слышишь к свадьбе звон святой,
Золотой!
Cколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Сквозь спокойный воздух ночи
Словно смотрят чьи-то очи
И блестят,
Из волны певучих звуков на луну они глядят.
Из призывных дивных келий,
Полны сказочных веселий,
Нарастая, упадая, брызги светлые летят.
Вновь потухнут, вновь блестят,
И роняют светлый взгляд
На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов,
Возвещаемых согласьем золотых колоколов!
***

Образ второй части - любовь. Музыка показывает душевный мир человека в канун свадьбы - торжественного и волнующего события его жизни. Начинается всё торжественным звоном колоколов. Затем эта попевка тонет в широком, мощном оркестровом звучании. Хор вступает:"Слышишь к свадьбе зов святой, золотой". Солистка (сопрано) начинает теми же словами. В оркестре звучит тема любви - нежная, трепетная, волнующая. Женский голос крепнет, звучит увереннее, призывнее. В конце всё стихает, замирает, реплики хора звучат на пиано. Закончен свадебный день.



Третья часть:

***
Слышишь, воющий набат,
Точно стонет медный ад!
Эти звуки, в дикой муке, сказку ужасов твердят.
Точно молят им помочь,
Крик кидают прямо в ночь,
Прямо в уши темной ночи
Каждый звук,
То длиннее, то короче,
Выкликает свой испуг,—
И испуг их так велик,
Так безумен каждый крик,
Что разорванные звоны, неспособные звучать,
Могут только биться, виться, и кричать, кричать, кричать!
Только плакать о пощаде,
И к пылающей громаде
Вопли скорби обращать! А меж тем огонь безумный,
И глухой и многошумный,
Все горит,
То из окон, то по крыше,
Мчится выше, выше, выше, И как будто говорит:
я хочу
Выше мчаться, разгораться, встречу лунному лучу, умру,
Иль тотчас-тотчас вплоть до месяца взлечу!
О, набат, набат, набат,
Если б ты вернул назад
Этот ужас, это пламя, эту искру, этот взгляд,
Этот первый взгляд огня,
О котором ты вещаешь, с плачем, с воплем, и звеня!
А теперь нам нет спасенья,
Всюду пламя и кипенье,
Всюду страх и возмущенье!
Твой призыв,
диких звуков несогласность
Возвещает нам опасность,
То растет беда глухая, то спадает, как прилив!
Слух наш чутко ловит волны в перемене звуковой,
Вновь спадает, вновь рыдает медно-стонущий прибой!
***
Образ третьей части - слёзы. Главное действующее лицо - хор (как народ). Начало тревожное. Слышны удары набата вдалеке. Постепенно звучность приближается, нарастает, а вместе с ней и тревога. Хор вступает:"Слышишь воющий набат, точно стонет медный ад". В среднем разделе Рахманинов создал образ бушующего пламени. Всё охвачено огнём, и нет никому спасения в этом гудящем ужасе. Кругом только разгул злой стихии, вопли, крики. Явно слышатся мотивы свадебного хора из второй части, но и любовь не выживет в этом хаосе.



Четвёртая часть:

***
Похоронный слышен звон,
долгий звон!
Зорькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон.
Звук железный возвещает о печали похорон!
И невольно мы дрожим,
От забав своих спешим
И рыдаем, вспоминаем, что и мы глаза смежим.
Неизменно-монотонный,
Этот возглас отдаленный,
Похоронный тяжкий звон,
Точно стон,
Скорбный, гневный,
И плачевный,
Вырастает в долгий гул,
Возвещает, что страдалец непробудным сном уснул.
В колокольных кельях ржавых,
Он для правых и неправых
Грозно вторит об одном:
Что на сердце будет камень, что глаза сомкнутся сном.
Факел траурный горит,
С колокольни кто-то крикнул, кто-то громко говорит,
Кто-то черный там стоит,
И хохочет, и гремит,
И гудит, гудит, гудит,
К колокольне припадает,
Гулкий колокол качает,
Гулкий колокол рыдает,
Стонет в воздухе немом
И протяжно возвещает о покое гробовом.
***
Образ четвёртой части - смерть. Протяжно, монотонно звучит погребальный колокол. На его фоне поёт свою надгробную песню английский рожок. Жизнь окончена. Вступает баритон: "Похоронный слышен звон." В среднем разделе тревога нарастает. Показан страх человека перед неизвестностью, перед неотвратимостью конца. Финал, неожиданно мажорный, символизирует вечный покой. Ничего больше не тревожит, лишь тишина кругом и мировая гармония.



Вот и всё....
Отзвенели серебристые колокольчики, уносящие вдаль юность, отзвучал золотой свадебный звон, символизирующий пору расцвета чувств, отгремел тревожный набат зрелости с её потерями, и стих вдалеке звук погребального колокола.
Колокола отмерили положенное...

Поэма "Колокола" была любимейшим произведением самого С.В.Рахманинова. Он говорил, что если даже ничего не останется от его творчества, останутся "Колокола"!


  • 1
Спасибо! Проделана очень большая работа! Рахманинова люблю!

Наташа, это грандиозно..
Потрясающе.
Теперь понимаю твою депрессию.
У меня еще после Мусоргского такое только бывает...

Великолепный рассказ, спасибо, Наташа! Не перестаю удивляться силе, богатству и широте музыки Рахманинова. Воистину певец Отечества, русского духа и русского характера во всем его многообразии. И удивительное чувство свободы ощущается во всех его произведениях...

Спасибо всем, кто прочитал :) Если было интересно - я рада, а если захотелось сходить в концертный зал, то это просто здОрово! Слушайте Рахманинова! :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account