ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. «Столп беспредметного искусства» или Пит Мондриан в Третьяковской галерее.
anna_g wrote in gela_guralia
Я продолжаю рассказывать о выставках, на которых мне довелось побывать недавно. А так случилось, что в Третьяковской галерее этой зимой-весной выставки были посвящены искусству начала ХХ века. Так что, как бы кто не хотел почитать о классике, увы, не судьба. Будет авангард, и на сей раз весьма абстрактный.

Еще отдельно хочу напомнить, что не претендую на искусствоведческую глубину, и даже на серьезный стиль изложения - здесь это особенно актуально. Хотя я вполне отдаю себе отчет в значимости фигуры Пита Мондриана в современном искусстве, так вышло, что пост получился весьма язвительным))

Вообще-то выставка называется «Пит Мондриан. Путь к абстракции», это важно, потому что «путь» - в данном случае ключевое слово.


Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим. 1921. Источник

Итак, Мондриан. Самое смешное, что распробовала я его не на выставке, а после, когда искала материалы к посту. Отдам должное краткой биографической справке. Пит Мондриан (1872 – 1944) – голландский художник, один из основоположников абстрактной живописи. До 1912 и в годы Первой мировой войны живет и творит в Амстердаме, после – в Париже, а под конец жизни переезжает в Великобританию и США. Так как период его творческого становления и расцвета приходится на 1890-е – 1920-е, то он проходит путь от реализма до основанного им же неопластицизма, последовательно пробуя себя во всех художественных стилях и течениях стыка веков. Вот этот поражающий воображение путь эволюции художественного мышления от реализма к абстракции с некоторой поправкой)) на личность художника и показался мне наиболее интересным аспектом выставки.

В 1890-е – начало 1900-х Мондриан пишет пейзажи в стилистике гаагской ландшафтной школы, довольно унылые, на мой взгляд)) Я прошла эту часть, взгляд ни за что не зацепился, пусть будет просто для иллюстрации.


Остзейская мельница вечером. 1907-1908. Источник

С середины 1900-х художник испытывает влияние символизма и модерна, этот аспект тоже прошел мимо моего внимания, а ближе к концу десятилетия его творчество – цитирую материалы выставки – «…отмечено прикосновением к постимпрессионистической традиции, актуализировавшей для него эксперименты с цветом. Он совершает «экскурсы» в люминизм, дивизионизм, фовизм, перебирая разнообразные грани их художественных возможностей. Архитектурные мотивы в конце 1900-х – начале 1910-х годов обнаруживают его усиливающийся интерес к проблеме архитектоники – конструктивным закономерностям, заключенным в объектах натуры.» Подробно останавливаюсь на этом периоде, потому что с этого места мне стало интересно. Говорят, что подобные цветовые сочетания нравятся шизофреникам, так вот - мне эта психоделика просто на душу легла)))


Дюна II (Пуанталистическая дюна). Эскиз. 1909. Источник


Калла. Синий цветок. 1909. Источник

А вот и архитектурные мотивы…


Маяк в Весткапелле в розовом. 1909. Источник

… и конструктивные закономерности.


Красная мельница. 1911. Источник

В 1912 году Мондриан после выставки кубистов поддается влиянию этого художественного направления, и делает еще один шаг в сторону абстракции. Опять цитата: «Став его /кубизма/ адептом, он упорно занимается последовательным разложением формы…» Я согласна))


Большая обнаженная. 1912. Источник


Пейзаж с деревьями. 1912. Источник

Полет продолжается. «Уже в 1914-м Мондриан практически преодолевает рубеж предметности». Ага.


Композиция с овальными и цветными плоскостями II. 1914. Источник

«Уже к 1918-му намечен пластический метод, положенный потом в основу неопластицизма: разграфленные на прямоугольные сетки холсты и ячейки, закрашенные чистыми цветами». Безусловно.


Композиция с решеткой IX. 1919. Источник

«Классический неопластицизм Мондриана с четко разработанной философско-пластической доктриной окончательно оформляется к 1921 году.» От философско-пластической доктрины я, пожалуй, избавлю, думаю, каждый найдет в этом что-то свое…))) Но именно в этом году появляется его наиболее известное произведение, «Композиция с большой красной плоскостью…», вынесенное в начало поста. Тогда же художник останавливается на единственном цветовом сочетании – белого-серого фона, черных линий и красных, желтых и синих прямоугольников, которое дальше становится его визитной карточкой.


Композиция с красным, синим, черным, желтым и серым. 1921. Источник

На протяжении последующих двух десятилетий художник меняет расположение и размер черных палочек и цветных квадратиков экспериментирует с «тектоническим балансом ритмических соотношений форм и цветов», и «приходит к все более минималистическим решениям».


Композиция с синим. 1937. Источник

Выставка завершается изречением мастера: «Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных…». Я от себя могу добавить, что, судя по этой фразе, его словесные и живописные конструкции точно имеют единое стилевое решение))

_____________________

На этом можно было бы и закончить, но не все так просто. Исканиям художника неожиданно была подарена вторая жизнь – в дизайне, где они оказались удивительно востребованы. В 1965 году Ив Сен Лоран создает коллекцию платьев «Мондриан», снискавшую оглушительный успех.


Источник

Интерьерных решений в стиле «Мондриана» - море. Например вот.


Источник

Или вот.


Источник

Ну и абсолютно всем знакомы эти предметы. Кто бы мог подумать, откуда растут ноги у графично-жизнерадостного дизайна тюбиков))


Источник

Такой вот неожиданно прикладной финал оказался у приобщения к прекрасному. Так что, будете укладывать прическу – вспомните о высоком)))


  • 1
Спасибо, Аня! Как всегда, интересно и живо написано, и читается с удовольствием. По поводу самого художника, я думаю, мое мнение предсказуемо.... ))) Нет, в платьицах, в дизайне - за милую душу. В качестве цветового пятна на стену - почему бы и нет. Но как живопись я это воспринимать не умею, к сожалению .. ))

Да, предсказуемо))) Знаешь, мне тоже его идеи показались более интересными именно в дизайне. Хотя для его времени это вИдение, конечно, было революционным. На самом деле, я сейчас, по прошествии времени и по мере "насмотра" произведений абстрактного искусства, начинаю все больше проникаться его работами - в них чувствуется законченное, осмысленное высказывание, это действительно мировоззрение, а не просто эксперименты с формами и цветами. Но такие вещи лучше воспринимать именно в контексте общих художественных тенденций, как и "Черный квадрат" например...

Так, шо мы имеем сказать за товарища Мондриана :))))
У меня в детстве была книжка "Разрушение образа", о тенденциях развития современного искусства. Там раздел был такой "Беспредметная предметность" :)- очень интересно было всё это рассматривать. Аня, а что такое с цветовыми сочетаниями? Что, если тебе по душе сочетание индиго с ярким оранжевым, то ты уже кандидат в шизо? :)) Считай, что двое нас....
И платьице имеем. Понятно, не от кутюрье, а из магазина "Инсити" :), но тем не менее...

"Беспредметная живопись" - вполне себе официальный термин, ну в самом деле, где там предметы?)) "Беспредметная предметность" - это я как-то не уложила в сознании пока, интересно, что они имели в виду?..
Про цвета точно не помню, где читала, но у меня в памяти всплывают в этой связи всякие психоделические вырви-глаз сочетания розового, сиреневого, изумрудного, фуксии - такие вот галюциногенные картинки. Ты там на саму дюну посмотри - она точно не из этого мира)) Хотя пуантилизм как техника мне нравится. А синий с оранжевым, имхо, вполне себе четкая и вменяемая тема))
с платьюшками графичными мне повезло меньше, на мне такое как-то не очень, а вот средства для волос у меня долгое время были именно эти.

Edited at 2014-06-10 12:39 pm (UTC)

Если вспомню, то расскажу.)
Самое поразительное - это то время, давшее искусству и миру так много нового! Все виды искусства развивались одновременно и очень интенсивно. В твоём любимом балете, например, "Весна священная" Стравинского: полотно до тех пор невиданное, смелое, тоже вероятно, кто-то принимал композитора за крейзи :))
Пуантилизм - тоже есть такое музыкальное направление (но гораздо позже возникшее, в 50х годах)

Анна, спасибо за интересный рассказ. Поскольку ассоциации у меня, как правило, поэтические), то "Путь к абстракции" Мондриана напомнил строки Бориса Пастернака:

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им...



Галина! Это восхитительно!!! Это гениально!!! Абсолютно в тему. Я испытала просто физическое удовольствие, от того, что ПОНИМАЮТ... Боже, до запятой просто - в точку. Утащу.
А когда было написано это стихотворение?
(Интересно, а как мы будем комментировать Черный квадрат?)))

Стихотворение "Здесь будет все: пережитое..." написано Пастернаком в 1931 году. Строки эти относятся к поэзии, а не к живописи. Но ведь речь идет о художнике в широком смысле этого слова...

(Deleted comment)
Аааа! Думала, ну неужели ты сможешь пройти мимо... Ура, не смогла!
Знаешь, с этой простотой по Пастернаку мы тут немного попали в ловушку, приравняв простоту и естественность. Понимаешь? В первом стихе все совпало, он универсален, а дальше Галина повела в сторону естественности, я не могла в принципе не согласиться, хотя мы говорили уже не о Мондриане, а как раз о Пиросмани))
Здесь - какая природа, какой наив? Нет, конечно. Это не естественность, это ментальная конструкция, осознанно-выверенное освобождение от лишнего...

На Артема, я смотрю, ты подсела)) Ты там аккуратнее, как по мне, он, конечно, виртуозен в выражении мыслей, но сами мысли у меня много вопросов вызывают...))) Хотя, просто, на немного другой культуре вырос...
Да мне и цитата Стравинского аксиомой не кажется. Трижды прочла, и не пойму, почему выразительность музыки - лишь иллюзия? И почему то, что можно сказать о музыке, нельзя сказать о той же живописи, например... "Построение завершено, порядок достигнут" - разве не лучшая тому иллюстрация - объект сегодняшнего поста?))

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Цвета, да, именно жесткие, базовые. Я начинаю думать, что все же авангард надо воспринимать не как декор, а как высказывание. А оно может быть и неудобным. Я, кстати, там писала, что тоже не захлебнулась от восторга. В основном - от эклектичности - уж очень его носило между течениями, пока он не остановился на своей форме. А форма - не для услады девичьего взора)) Его именно через разум проще понять, чем через энергетику.

(Deleted comment)
Стул Ритвельда - это "мотивы Мондреана"? Нет, серьезно? Это работа Геррита Ритвельда. Он работал ВМЕСТЕ с Чарльзом, и они ВМЕСТЕ создавали неопластицизм (да, сказано грубовато, но в общих чертах, там же еще и Ван Дусбург был, про журнал "Де стиль" читайте).
"Красно-синий стул" создан в стиле неопластицизма, да, но не по мотивам Мондреана. Это полнейшая ересь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account