ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Наставники Голоса. Пелагея.
galina_yak wrote in gela_guralia

1997 год. Страна у телевизоров с нетерпением ждет выхода новосибирской команды КВН, славящейся своими музыкальными номерами. Чем они поразят публику сегодня? И все замирают от восторга, когда на сцену в составе команды выходит десятилетняя девочка, буквально потрясшая и зрителей, и жюри не по-детски сильным и мощным «народным» голосом.

Так произошла и моя первая встреча с Пелагеей. Передача наделала много шума, и о «вокальном вундеркинде» начали много и охотно писать СМИ. О том, что Пелагея вместе с мамой, в прошлом тоже певицей, Светланой Хановой переехала в Москву. О том, что девочка, исполняющая русские народные песни, является непременной участницей правительственных концертов. Словом, казалось, что Пелагею ждет типичная судьба артиста «на экспорт», который представляет русское искусство в заграничных турне и мало появляется у себя дома, на родине.

Но, к счастью, все произошло совсем иначе…


Сначала возникли проблемы с поиском педагога по вокалу: специалисты отказывались заниматься с Пелагеей, боясь испортить ее уникальный голос, который не укладывался в привычные представления о народной манере исполнения. Пелагее пришлось заниматься пением самостоятельно, при помощи мамы. Постепенно наряду с традиционно-сибирской манерой (с так называемой "жесткой вокальной подачей") она осваивает и кантиленное, белькантовое пение.

Да и жанровые рамки народной песни кажутся ей узки: в той музыкальной атмосфере, в которой она росла, русская песня органично переплеталась с русским роком. Имена Дмитрия Ревякина, Михея, Егора Летова, Янки Дягилевой были знакомы ей не понаслышке.

Поэтому еще 14-летним подростком Пелагея при помощи Светланы Хановой начинает собирать вокруг себя молодых музыкантов, с которыми она знакомится на различных конкурсах. Так, например, на конкурсе «Новые Имена Планеты» она встречается со своим сверстником – талантливым гитаристом Павлом Дешурой, который впоследствии станет музыкальным лидером группы «Пелагея», ее ведущим композитором и аранжировщиком. Группа начинает с фолк-рока (исполнения русских песен, обработанных в акустике) и постепенно приходит к своему индивидуальному стилю, который определяет как рок-этно-арт-фолк. Первые альбомы группы («Пелагея» (2003), «Девушкины песни (2007)» почти полностью состоят из хорошо известных и любимых народных песен: «Ой, да не вечер», «Любо, братцы, любо», «Казак». Но в рок-обработке и исполнении Пелагеи песни обретают новое звучание и становятся популярными в молодежной аудитории. Неслучайно очень скоро харизматичная молодая певица вместе со своей группой входит в число хедлайнеров рок-фестиваля «Нашествие».

Однако настоящим событием в музыкальном мире, на мой взгляд, можно назвать альбом группы «Тропы», вышедший в 2010 году. Подлинной жемчужиной нового альбома стала народная песня «Пташечка» в аранжировке Павла Дешуры. Те, кто постарше, помнят популярный фильм «Свадьба с приданым», в котором героиня Татьяны Пельтцер пронзительно-дурашливо причитает: «Ха-а-ра-ша я ха-ра-ша, да плоха-а оде-ета…». Собственно, примерно в такой манере эта песня и сегодня поется на различных народных гуляниях – от свадеб до поминок.

«Пташечка» Пелагеи совершенно другая – с филигранным хрустальным звуком, с завораживающим психоделическим звучанием гитары, с шаманским ритмом барабанов…


Следует сказать, что в отличие от предыдущих альбомов  в «Тропах» большая часть композиций принадлежит музыкантам группы и Светлане Хановой , автору текстов. Отзывы в музыкальной критике были неоднозначными  – от восторженных до резко негативных оценок. Однако бесспорно, что такие композиции, как «Фиолетовые сны», «Оборотень-князь», «Полночный всадник», раскрывали новые грани звучания голоса Пелагеи и новые возможности для музыкального поиска группы.

К числу несомненных удач, на мой взгляд, относится «Мамина босанова» - и с точки зрения текста, и с точки зрения музыкального материала. Легкая, изящная, лиричная, она открыла слушателю совершенно другую Пелагею.


Вообще, именно в этом альбоме проявилась в полной мере любовь Пелагеи к эксперименту, к соединению, казалось бы, несоединимых вещей. Эта особенность отличает и ее новую программу – «Вишневый сад», в основу которой лег городской романс.

Пелагея появляется перед зрителем в новом образе – в изящном платье, похожем на наряды чеховских героинь, в облаке белокурых волос. Возвращение к классике? Но классика, как и прежде, в ее исполнении соединяется с новаторством. Одним из наиболее интересных прочтений стало исполнение знаменитого романса Александра Градского «Песня о птицах». Эта хорошо знакомая всем драматическая история соединяется с задушевной народной песней, и возникает совершенно новая лирическая песня-плач.

Спорно? Безусловно. Но, по-моему, очень интересно. Как, впрочем, и все, что делает Пелагея.

Неслучайно ее визитной карточкой на проекте «Голос» становятся дуэты, основанные не на миксе даже (слишком узким кажется мне это определение), а шире – на музыкальном диалоге или полилоге различных национальных и музыкальных культур и традиций. Это, к примеру, неожиданное включение грузинских опеваний в композицию «Туда» Михея и «Джуманджи» (дуэт Нодара Ревия и Гио Меликишвили), соединение русской народной песни «Как по морю, морю синему» и музыкальной темы Лизы Джеррард в голливудском фильме «Гладиатор» (дуэт Пелагеи и  Тины Кузнецовой).

И, бесспорно, один из лучших дуэтов за два сезона Голоса -  дуэт Пелагеи и Эльмиры Калимуллиной. Все счастливо сошлось в этой удивительной музыкальной встрече: и ажурное вплетение в португальскую песню «Canção do mar» татарской и русской мелодий, и сочетание потрясающих голосов, и визуальные образы. Подлинный шедевр, уже по праву занявший свое место в истории современной музыки…В истории, которую на наших глазах творят такие талантливые художники, как Пелагея.

Краткая биография

1986 год 14 июля  - Пелагея Ханова родилась в Новосибирске, в творческой семье (мама — в прошлом певица, театральный режиссер, педагог по режиссуре и актерскому мастерству).

1994 год - Пелагея поступает без экзаменов в спецшколу при Новосибирской консерватории. Стипендиат фонда «Юные дарования Сибири» и «Новые Имена Планеты» при Юнеско.

1996 год — Пелагея становится победителем в конкурсе Победителей «Утренней звезды», звание «Лучший исполнитель народной песни в России».

1997 год — становится членом команды КВН Новосибирского университета

1997 год — переезжает с мамой в Москву, живет на съемных квартирах, учится в музыкальной школе при Институте им. Гнесиных, участвует в правительственных концертах.

1999 год - со Светланой Хановой Пелагея собирает вокруг себя юных музыкантов-виртуозов (также стипендиатов фонда «Новые Имена планеты»), организовывает группу, играющую фолк-рок (русские песни, обработанные в рок-акустике).

2000 год — экстерном заканчивает школу и в 14 лет поступает в институт РАТИ (ГИТиС) на эстрадный факультет.

2003 год — выходит первый альбом «Пелагея», группа также теперь называется этим именем.

2007 год — выходит альбом «Девушкины песни», 2010 год – альбом «Тропы». Ожидается выход альбома «Вишневый сад».

Обладатель премий «Триумф» (2008), «Солистка года» (2009).

При подготовке поста использованы материалы официального сайта группы «Пелагея» http://www.pelagea.ru



  • 1
Галина, спасибо! Одно время диск "Девушкины песни" у меня был в любимых, жил в машине до дыр заслушанный. А потом я немного потеряла Пелагею из виду, пока она не начала появляться на первом канале, это несколько ранее Голоса случилось. Так что с удовольствием заполнила пробел - чудесные этно-рок-баллады у нее появились. Нравится она, и как наставник, еще на ФПК, помнится, голосования были за лучшие номера - она получала мой голос много чаще остальных. Замечательный, творческий, талантливый человек...

Я тоже "Тропы" до дыр заслушала)
Мне вообще интересно наблюдать за тем, как она меняется. Вот 23 июня снова иду на концерт в Новосибирске - Пелагея не забывает родной город и часто приезжает домой.

Я еще очень рада, что она рано стартовала. С ее талантом и личным, а не продюсерским, взглядом на мир - действительно впереди может быть еще много очень разной Пелагеи, это особенно интересно.

Согласна с Вами. И еще - чем дальше, тем больше отдаю должное материнской мудрости Светланы Хановой.
Трудно воспитывать талантливого ребенка, чей ранний старт может обернуться и фальстартом.
Она же не форсировала событий, а, напротив, давала возможность дочери погрузиться в различную музыку, впитать ее с младенчества.
И поэтому так органично Пелагея "живет" в этих музыкальных перекличках, параллелях, диалогах, не надуманных,а словно прорастающих из общей почвы.

Edited at 2014-06-09 02:10 pm (UTC)

Да, у нее есть именно свобода и органика - она может себе позволить пропустить музыку через себя и выдать собственное видение. Светлана - молодец, согласна.

Спасибо за хороший пост! Обожаю Пелагею. И не только за прекрасный голос, песни, но и за ее непосредственные эмоции на "Голосе".
"Пташечки" чем то мне напомнили музыку в стиле Питера Габриэла.
А дуэт с Эльмирой просто лучший за два сезона из дуэтов наставника и участника!
Совсем недавно пересматривала видео Пелагеи, где она девочкой пела на концерте ко дню города Москвы "Любо, братцы, любо". Сильно!

Спасибо)
Да,в детстве и юности она производила потрясающее впечатление именно за счет контраста возраста и мощного, "взрослого" голоса.
Я очень люблю казачьи песни в ее исполнении, но сознательно не стала включать их в пост. Хотелось показать другую - новую Пелагею. И очень разную)

Спасибо, Галина.) Люблю Пелагею и слушаю временами. Я, кажется, в "Утренней звезде" впервые ее увидела... сильно она выделялась там. Да и сейчас самобытная очень и в вокале, и в выборе материала.))
Еще о параллелях подумала - что Пелагея голос развивала без педагогов, можно сказать, с мамой только, что Гела - сам... Склоняюсь все-таки, что это исключение - добиться такого искусства без школы практически, и риск для исполнителя... Но каков результат, когда все получилось!

Да, я тоже вчера подумала, когда писала, что их удивительные голоса огранила только природа и они сами.
И еще все вспоминала отрывок из "Войны и мира " Толстого. Помните, когда Наташа Ростова начинает петь, и все говорят, что голос чудесный, только нужно его поставить, и в то же время понимают, что тогда исчезнет все очарование этого голоса...

Вот действительно, очарование.)) Поставленные голоса тоже красивы чистотой, техникой... Но очаровывают, видимо, не вышколенные, а те, что как бы балансируют на краю неизведанного. Эффект удивления, возможно...

(Deleted comment)
Да, фото славное: Гела на нем так трогательно смущается)
А мне еще очень хотелось бы послушать их дуэт. Оба владеют кантиленной техникой пения, голоса чистые, прозрачные. Мне кажется - спелись бы. В обоих смыслах этого слова)

(Deleted comment)
Если в двух - певучесть голоса, льющийся звук, способность связно петь длинные ноты, в том числе и на тихом звуке. Сейчас в ВК беседовала с одной из форумчанок, концертмейстером по профессии: она сетует на то, что только дуэт с Полиной был в этом смысле органичным. А остальные - нет, именно потому, что только Гела так может петь. На мой взгляд, и Пелагея тоже.

Edited at 2014-06-09 06:04 pm (UTC)

(Deleted comment)
И Гела тоже пальчиками дирижирует) Да, сравните у Пелагеи ту же "Под ракитою" и в "Песне о птицах" напевное "Гаю, гаю" - две разные манеры.
Только это не я их так назвала - это принятое обозначение)

Edited at 2014-06-09 06:45 pm (UTC)

Галина, великолепный пост!
Большое человеческое СПАСИБО!

Спасибо, Маша, на добром слове. Рада, если эта музыка пришлась Вам по душе)

Спасибо, Галина! Пелагею люблю еще с девчоночьих ее времен. Помню, беспокоилась по поводу ее ранней востребованности и популярности, - мало ли талантливых душ было искалечено этим. Но, прослушав первый альбом, поняла, что с этой девушкой все будет в порядке: помимо таланта, и характер налицо. )) Я не любительница народного пения в его первозданном виде, а вот такие аранжировки, сочетания нескольких музыкальных культур в одном песнопении всегда слушала с удовольствием ("Туда" на "Голосе" - было просто прекрасно). "Песня о птицах" тоже очень понравилась, (шепотом) даже больше, чем в исполнении А.Б. Еще раз большое спасибо за интересный рассказ и очень удачную подборку видео!

Я рада, что Вам понравилось)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account