ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Ника Никвашвили: «С годами я все больше влюбляюсь в музыку Рахманинова».
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
Впервые я услышала Нику Никвашвили этой весной в Великом Новгороде. Переполненный зал филармонии боялся даже дышать, когда играл этот высокий юноша, похожий на благородного воина и поэта из прошлых столетий.



Как завороженные, следили мы за движениями пианиста и жадно впитывали каждый звук печальной мелодии. Тогда я еще не знала, что Патриарх Грузии Илия II, который сам пишет музыку чудесной красоты, сказал, что руки Ники напоминают ему руки Сергея Рахманинова, и благословил начинающего композитора добиться не меньших успехов. Не знала я и о том, что музыкант так сильно любит творчество нашего гениального земляка, что играет в этот мартовский вечер в древнем Новгородском кремле с особым трепетом и волнением… Но с того самого дня, как я услышала его игру, мне хотелось рассказать вам о Нике Никвашвили. И вот, наконец, наш разговор состоялся.



Ника Никвашвили – выпускник Тбилисской Государственной Консерватории им. В. Сараджишвили. Автор нескольких симфонических, хоровых, камерных, фортепианных произведений. Сотрудничает с крупными оркестрами и многими известными исполнителями. Часто выступает в качестве аранжировщика, автора оркестровок, музыкального продюсера - словом, осваивает весь спектр деятельности современного музыканта. Записывает во Франции свой первый сольный альбом. Сейчас жизнь Ники расписана на месяцы вперед, поэтому тем более ценно, что в своем плотном графике он нашел время для этой беседы.

-Ника, знакомые музыканты говорят мне о том, что постоянно встречают в Европе на конкурсах и в учебных заведениях множество талантливых грузинских молодых пианистов. Вспомним также победу на последнем конкурсе «Щелкунчик» в Москве 12-летнего Давита Хрикули. Можно ли сказать, что в Грузии сейчас расцвет академической музыкальной культуры?

- В Грузии искусство, в отличие от других сфер, всегда на высоте. Особенно сегодня, когда выпускники Тбилисской консерватории имеют огромный успех во всем мире. Наши пианисты достигают больших высот в Европе и Америке. Очень многие мои друзья - ведущие солисты в Ла Скала и других известных театрах. Например, недавно я испытал гордость, когда увидел в Париже и в других городах Франции афиши моей талантливейшей однокурсницы Хатии Буниатишвили. Не могу всех перечислить, их много, и я рад, что они на сегодняшний день - мировые звезды.

- Великий Новгород, где Вы выступили в марте, – малая Родина Сергея Васильевича Рахманинова. У нас его имя носят улицы и скверы, школы и колледжи, здесь проводятся фестивали и конкурсы его имени. Как Вы относитесь к творчеству этого композитора?


Памятник Рахманинову в Великом Новгороде.

- Есть композиторы, которые особенно близки мне по духу. Сергей Васильевич Рахманинов - один из них. Слушая его гениальную музыку с детства, я все больше влюбляюсь в нее. Наверное, поэтому для меня очень ответственным и волнительным был концерт в вашем удивительном городе. Мне очень обидно, что во время гастролей не остается времени на более близкое знакомство с городами.

Когда я прибыл в Новгород, была поздняя ночь. Не могу вам описать, какое потрясающее чувство овладело мною во время поездки по городу. Он мне навеял чувство, похожее на воспоминание, как будто я уже бывал здесь. Было ощущение чего-то родного. В вашем городе я чувствовал себя совершенно счастливым, несмотря на то, что провел здесь очень мало времени. Очень надеюсь, что у меня будет возможность снова посетить Новгород и тогда я сумею познакомиться с ним поближе.

- Мы будем очень Вам рады! Но скажите, насколько Вам вообще близка русская классическая музыка?
- Мне русская классическая музыка близка, потому что в Грузии она любима и исполняема по сей день. Как студент Тбилисской консерватории, я прослушал полный курс лекций по истории русской классической музыки. Я ее знаю и люблю. Например, мне очень интересны Глинка и Мусоргский, которые заложили основу буквально всему. Мусоргский в истории русской музыки XIX века является наиболее смелым новатором, революционного масштаба и потенциала, я бы так сказал. Он внес новшества в музыкальное мышление и оказал огромное влияние как на музыку XIX, так и на музыку XX века. Он настолько интересен и глубок, что я его до конца не познал. Потенциал его творческих исканий не исчерпан по сей день.

Хочу также выделить Даргомыжского. Этот композитор находится как бы в тени, но именно он открыл пути, без которых, возможно, не состоялся бы Мусоргский. Также хочу назвать имена Римского-Корсакова, близкого мне Чайковского и, опять же, - моего любимого композитора Рахманинова, который, безусловно, является совершенно русским явлением, но в той же степени и европейским. Ведь русская музыка так же, как и грузинская, развивалась на основе синтеза народной и европейской музыки. В России это сделал Глинка, в Грузии - Палиашвили. Не могу не вспомнить моих любимых композиторов: Скрябина, Стравинского… На эту тему можно говорить бесконечно.


Ника у рояля, подаренного Рахманиновым Тбилисской консерватории.

- Сергей Васильевич Рахманинов был не только великим композитором, но и гениальным пианистом. Сейчас же очень много одаренных молодых исполнителей, которые поражают своей безупречной техникой и почти акробатическими способностями. Они играют сложнейшие вещи, но эти выступления не трогают сердце. А Вам каким-то образом удается затронуть струнки в душе людей. В чем секрет?



-Хороший вопрос. Сегодня никого не удивишь техникой исполнения, но, к сожалению, мы шаг за шагом отдаляемся от духовности. Наверное, это необратимые последствия глобализации. Сегодня в мире много музыкантов, обладающих виртуозной техникой. Но часто их исполнение не затрагивает душу и сердце.

Я считаю, что в искусстве очень важна искренность. Каждая нота - как признание, как частица твоей души, которой ты делишься с каждым слушателем в зале. Ведь зрителя невозможно обмануть, он всегда чувствует степень самоотдачи музыканта. Что же касается моей манеры исполнения… Наверное, дело в том, что я композитор, а не пианист. Поэтому я воспринимаю каждое произведение по своему, могу видеть его изнутри, импровизировать.

- Рояль в переводе означает «королевский». И таким он был в начале XIX века. Но сейчас он, к сожалению, в упадке. То есть, просто не в моде, как это было в СССР в 60-х годах прошлого века или как сейчас в современном Китае. И дело не только в публике, даже композиторы сейчас его не жалуют. Вам так не кажется?


Ника в детстве.

- Нет. Есть вещи, над которыми мода не властна. Для меня рояль вне конкуренции. Безусловно, существуют современные электронные инструменты высочайшего класса, но для меня они не имеют ценности. Я очень уважаю этот инструмент, и единственным моим требованием на концертах является присутствие рояля.

- О классике мы поговорили, но я знаю, что Вы любите и джаз.

-Мне было 6 лет, когда этот музыкальный жанр ворвался в мою жизнь. Он и по сей день занимает в ней огромное место. Я никогда не устану слушать лучшие творения джазовой музыки. Люблю Джаррета, Петруччиани, Питерсона... Но первое, что я услышал, был гениальный Билл Эванс. Он произвел на меня неизгладимое впечатление и сегодня остается моим кумиром в этом жанре.

- Вы вспомнили детство, а мне очень бы хотелось узнать о Вашей семье, о корнях, о семейных традициях, музыкальном воспитании дома.

- Моя семья не имеет никакого отношения к музыке, но они хорошие слушатели. Вообще в Грузии почти в каждой семье поют. И мы не исключение. Бабушка замечательно играла на гитаре и пела в кругу друзей.


Родители Ники, Паата Никвашвили и Диана Квривишвили.

Для меня очень важно мнение моей мамы, у нее утонченный музыкальный вкус. По профессии она филолог, специалист по английскому языку. Бабушки тоже были филологами. Отец и сестра - экономисты. Прадед был священником.


Ника с мамой Дианой.

По происхождению мой род из восточной Грузии, Кахетии. Это очень интересный регион Грузии. В нем находится могила святой Нины, просветительницы Грузии, благодаря которой вся страна в 337 году приняла христианство. А еще Кахетия славится виноделием и богатым фольклором.

nnnn2 s1
На фото: сестра Ники Ната тогда и сейчас

-Вы всегда с особой теплотой говорите о своих педагогах. Давайте вспомним их снова...

-С удовольствием! До поступления в консерваторию я закончил музыкальное училище, факультет хорового дирижирования, класс Нины Мцитлавишвили. И собирался продолжить учебу в этом направлении. Но встреча с Бидзиной Квернадзе стала для меня судьбоносной. Когда он по просьбе моего преподавателя Ивана Жгенти послушал меня, то настоял, чтобы я поступил в консерваторию на композиторский факультет в его класс.

Всегда, когда я вспоминаю о нем, чувствую боль, потому что его уже нет с нами. И каждый раз понимаю, как сильно мне его не хватает. В то же время я чувствую гордость за то, что мне посчастливилось быть рядом с ним и соприкоснуться с таким гением.


С любимым учителем Бидзиной Квернадзе.

Надо отметить, что он был не только гениальным композитором, но и гениальным человеком. Я с ним прошел школу жизни. Он был благороднейшим из людей, которых я когда-либо встречал. Удивительно, как в нем совмещалась такая скромность, творческая смелость и абсолютная гениальность! В 60-х годах он сказал новое слово в истории профессиональной грузинской музыки. Эту традицию с достоинством продолжили и другие грузинские композиторы.

Мы не были просто учителем и учеником. Нас связывала большая дружба. Я часто бывал у него в доме. В этой прекрасной семье я познакомился с выдающимися представителями грузинского искусства - с режиссерами, музыкантами, художниками... Это были люди разных поколений, и с многими из них меня по сей день связывает дружба. Например, с дочкой выдающегося грузинского поэта Ладо Асатиани Мананой Асатиани.


Ника с мамой, Мананой Асатиани и Мананой Менабде.

Каждый день, проведенный в атмосфере этого дома, был для меня подарком судьбы. У таланта Бидзины Квернадзе было очень много граней. Искрометный во всем - и в жизни, и в творчестве, он обладал уникальным чувством юмора. Он был народным любимцем, его крылатые фразы, шутки и высказывания по сей день живут в народе и уже считаются тбилисским городским юмором.

Хочу выразить особую благодарность моему первому педагогу Елене Константиновне Кешелава. Она меня воспитывала с детства. В моем творческом формировании ее большая заслуга.


С Еленой Константиновной.

Елена Константиновна - педагог высочайшего класса, у нее безупречный вкус. Она воспитала поколения выдающихся пианистов. Также хочу сказать о блестящих педагогах консерватории: Додо Гогуа, Марине Кавтарадзе, Иване Жгенти, Нане Кавтарадзе. Это те люди, которые внесли большой вклад в сфере профессиональной музыки.

Хочу вспомнить еще одно очень важное для меня событие, связанное с моим педагогом Бидзиной Квернадзе. Я испытал настоящее потрясение, когда он доверил мне работу над своим последним произведением. Это был «Реквием». Мы сотрудничали с известным дирижером Гоги Чичинадзе. Это был незабываемый и очень эмоциональный процесс. Это было и прощание, и радость творчества, и бесконечная грусть. Как жаль, что то время никогда не повторится…


Ника с Бидзиной Квернадзе.

-Вы с такой теплотой и уважением рассказываете о своих учителях, Ника, что даже не зная этих прекрасных людей, уже от одних Ваших слов проникаешься любовью к ним и принимаешь их в свое сердце… И мне хочется продолжить разговор о музыкальной культуре Грузии. Она очень богата. Восточный колорит, сочность и пряность, специфическая орнаментика слышны и в Ваших сочинениях, но, в то же время, Ваша музыка звучит очень по-европейски и очень современно – в хорошем смысле. Как Вам удается сочетать эти вещи в своем творчестве?

11

- Очень жаль, что за последние 20 лет сформировалось неправильное мнение о грузинской музыке и ваш вопрос подтверждает, что общество абсолютно не информировано по части музыки.

В России мне часто встречаются люди, которые проводят параллели между восточной и грузинской культурой. Уверен, что 20-30 лет назад, когда связи между нашими странами были теснее и информации было больше, такой вопрос бы не возник.

Грузинская профессиональная музыка развивалась на основе сочетания национальной фольклорной стилистики и традиций европейской музыкальной культуры. Грузия и ее музыкальные традиции существенно отличаются от общевосточной музыкальной традиции, хотя бы потому, что она основана на совершенно другой ладовой и гармонической основе. Она многоголосна в отличие от монодического мышления, характерного для восточной музыки.

Что касается орнаментики, то она в большей степени характерна для городской песни. В основном именно для тбилисского городского музыкального фольклора, на который восточная музыка в какой-то части оказала влияние. Именно в какой-то части, но не всегда. Произошло это только в конце XIX века, под влиянием многонационального тбилисского населения. До этого восток абсолютно никак не проявлялся в грузинской музыке. В других грузинских городах такого влияния восточного колорита вообще нет.



Профессиональная грузинская музыка начала свое развитие в раннем средневековье и даже раньше, тогда, когда были созданы сборники песнопений. В Грузии существовала не только музыкальная письменность и особая нотная система, но, очевидно, и теория, на которой она основывалась. Потом эта традиция прекратилась в условиях исторических трагедий, что обрушились на нашу голову. Но уже в XIX веке зародилась новая профессиональная музыка, которая основывалась на сочетании национальной фольклорной и древней профессиональной музыки (я имею ввиду песнопения) и на европейской системе музыкального мышления. И это не имело ничего общего с восточной культурой. Многоголосие зародилось в Грузии параллельно с Европой, а может, и раньше, но имело свои формы и свои теоретические основы.

- Спасибо за пояснения, Ника. Из интернета мы узнали, что Вы работаете над балетом. Приоткроете завесу этой тайны?

- Эта история началась в 2011 году. Во время работы над концертом Тамары Гвердцители я познакомился с потрясающим украинским дирижером Максимом Кузиным. Именно тогда он обратился ко мне с предложением написать балет. Либретто было очень интересным и современным. Я начал работать над этим балетом, но по ряду причин не смог его дописать. У меня был на самом деле сложный период, и мне пришлось остановиться. В будущем я надеюсь еще вернуться к этому, на мой взгляд, очень интересному замыслу.

- Очень надеюсь, что вернетесь! Ника, расскажите пожалуйста, о Вашей совместной работе с Патриархом Грузии Илией II, истинным ценителем музыки.

- К сожалению, мне не довелось с ним работать. Он человек неземной доброты. Мы все без исключения его духовные дети. Любовь народа к нашему Святейшему Патриарху беспрецедентна.


С Тамарой Гвердцители у Патриарха Илии II.

Мне посчастливилось побывать у него в гостях. Он попросил исполнить какое-нибудь произведение. После он взял мои руки, разглядывал их и сказал, что они напомнили ему руки Рахманинова. Он благословил меня и пожелал, чтобы я добился не меньших успехов. Кстати, у моего педагога Бидзины Квернадзе были очень теплые отношения со Святейшим. Именно Илия II отпевал моего учителя, и это был один из самых эмоциональных моментов в моей жизни.

- Расскажите, пожалуйста, о диске, над которым Вы работаете в Париже.

- Это будет мой первый альбом, в который войдут как инструментальные, так и вокальные произведения. В нем будет звучать не только моя музыка, но и музыка других композиторов. Я попытался собрать вокруг этого проекта моих близких друзей, людей, с которыми я работал на протяжении многих лет. Это очень уважаемые люди: гениальная Манана Менабде, Тамрико Чохонелидзе (кстати, она, как и Тамара Гвердцители, пела в ансамбле «Мзиури»), солистка легендарного ансамбля «Иверия» Манана Тодадзе. Нас объединяет любовь, которую мы постараемся аккумулировать в нашем совместном творчестве.


С Тамрико Чохонелидзе.

Название альбома я уже придумал, но это секрет, который я не буду пока раскрывать. Инструментальные произведения записываются в Париже. Там же запишется моя песня на французском языке, которую я буду исполнять сам. Текст принадлежит проживающему во Франции популярному исполнителю. Каждый из музыкантов, который принимает участие в записи альбома, является феноменальным исполнителем. К примеру, среди них ударник Тани Марии (Tania Maria). Я сказал, что попытался собрать в этом альбоме моих любимых друзей-музыкантов, но, конечно же, не всех, поскольку этот список на самом деле нескончаемый.



- Можно ли будет приобрести этот диск в России?

- На данный момент идут переговоры по поводу релиза альбома и в России. Очень надеюсь, что все получится.

- Как раз во время работы над альбомом в Париже вы опубликовали в Фэйсбуке свое фото с великим Мишелем Леграном. Расскажите об этой встрече. Правда ли, что Вам довелось с ним поработать?

- Мишель Легран - один из моих любимых композиторов, и я по-настоящему счастлив, что мне выпала возможность познакомиться с ним лично и пообщаться. Он гениальный композитор и незаурядная личность. Наша встреча была очень волнительной для меня, поскольку я исполнял его произведения в его присутствии. В конце я признался ему, что очень сильно переживал, поскольку не считаю себя профессиональным пианистом и, возможно, мне не хватило техники исполнения. Мишель Легран тепло обнял меня и сказал: «Ника, в тебе есть то, что является для меня самым важным. То, чего нет у 90% исполнителей — глубина и эмоциональность. Так что оставайся верным себе».

Вот таким образом Мишель Легран благословил мой дальнейший творческий путь. И это большая честь для меня! Что касается нашего сотрудничества, это не соответствует действительности.

- Планируется ли создание официального сайта, на котором можно будет послушать вашу игру и ваши произведения? Например, было бы очень интересно послушать Ваши произведения для хора.



- Сайта у меня пока нет, но надеюсь, что скоро будет. Очень многие интересуются. Что касается моих произведений для хора, в консерватории есть такая запись в исполнении Государственной капеллы.

- Майкл Джексон часто говорил, что он специально не сочиняет музыку, что вся музыка уже написана в небесной канцелярии, а он лишь служит проводником. Вы тоже считаете, что музыка - промысел Божий, а композитор - только инструмент её передачи?

- Я согласен с Майклом Джексоном: на мой взгляд, силы для творчества даются свыше. Гениальность идет от Бога и все люди искусства – избранные. Создавая что-то высокое, настоящее, они выступают Его проводниками, донося до людей ту самую «божью искру».

- Кстати, о гениальности. В чем она заключается, по Вашему мнению?

- На мой взгляд, гениальность проявляется в новаторстве, во внедрении чего-то нового. Часто талант принимают за гениальность. Но я считаю, что это не так. Талантливый человек может хорошо и талантливо передать то, что уже было сказано до него кем-то гениальным.

- Ника, а в чем Вы черпаете вдохновение?

- Я не буду оригинален, бывает, что черпаю вдохновение в таких простых вещах, как погода, общение с людьми, путешествия, любовь, красота...



- Возвращаясь к Вашей фразе о том, что в Грузии все поют, вспоминаю о том, что на проекте «Первого канала» «Голос-2» блистала целая плеяда талантливых грузинских певцов – Нодар Ревия, Этери Бериашвили, Георгий Меликишвили, Гела Гуралиа... Они все великолепны и показали высочайший уровень мастерства. И еще доказали, насколько музыкальны люди, живущие в Грузии.

- Всех участников я хорошо знаю, очень рад их победам и горжусь за своих соотечественников. С Георгием Меликишвили я знаком очень давно, с Этери Бериашвили тоже. С Нодаром Ревия познакомился недавно, он оставил положительное впечатление.

Что касается Гелы, я благодарен этому проекту за то, что услышал его и узнал о нем. Я не смог скрыть своего восхищения, когда смотрел передачу, и написал Геле в Фейсбуке о своих впечатлениях.

Оказалось, что Гела знал обо мне как о музыканте. Он поблагодарил за теплые слова, которые я написал, а спустя какое-то время связался со мной и предложил сотрудничество.


С Гелой Гуралиа.

Это было неожиданно. Я обрадовался и сразу согласился, так как культурой исполнения, творчеством и человеческими качествами он во многом близок мне. Наш совместный первый концерт прошел в Краснодаре и был незабываемым. Нас встретили очень тепло, было много цветов, чувствовалась любовь и большой позитив в зале.

- Ваш коллега по «Gela Guralia Band» Богдан Котов после концерта в Петербурге немного растерянно написал в соцсети, что ваш коллектив на концертах принимают почти также, как «Битлз». Такое повышенное внимание, море цветов, ажиотаж – вы уже адаптировались ко всему этому?

- Извиняюсь перед Богданом, но подобное сравнение для меня несколько неприемлемо. В «Битлз» каждый участник группы являлся ключевой фигурой, каждый из них был незаменим. В нашем случае немного по-другому. То внимание и любовь, которую получаем мы, музыканты, во многом заслуга Гелы, у которого совершенно особая, очень внимательная, верная и интеллигентная публика. Любовь к нему, как к исполнителю, тоже особая. Людям интересно все, что происходит вокруг него, и я думаю, что этот интерес переходит и на нас.


Гела Гуралиа и Gela Guralia Band: Ника Никвашвили, Илья Драгунов, Андрей Рузняев, Валерий Степанов и Богдан Котов.

- Ника, уверяю, у Вас самого множество поклонников, которым очень интересно Ваше собственное творчество. Но у меня не раз создавалось впечатление, что Вам ближе тишина и одиночество, чем шумное обществ и суета. Так ли это?

- Нет, это не так. Я очень люблю проводить время в кругу своих друзей. Просто есть общество, где я себя чувствую комфортно, а есть люди, с которыми мне не интересно. Конечно же, бывают моменты, когда хочется уединиться, например, когда я в творческом процессе. Очень люблю общаться с людьми.

- Как вы относитесь к своим поклонникам?

- Получаю огромный заряд от общения с поклонниками, от их писем, очень дорожу их вниманием... Хочу каждому из них сказать, что они мне дороги и я их люблю. Особенно трепетно отношусь к подаркам.

- Кстати, о подарках. Знаю, что недавно поклонники подарили Вам собрание сочинений Пушкина, чему Вы были очень рады.

- Я из семьи филологов, и литературе у нас отводилось особое место. Поэтому было бы удивительно, если бы литература не стала важной частью моей жизни. Меня воспитывали в любви к ней.



Я очень рад, что моя библиотека обогатилась книгами, которые мне дарят поклонники. Каждая из них для меня очень дорога. Русская литература особенно близка и любима. Сложно представить образованного человека, который не был бы знаком с шедеврами русской классической литературы.

- Поклонники очень сильно боятся вашего ухода из бэнда, в котором вы все настолько гармонично сосуществуете и сотрудничаете. Дадите ли Вы нам надежду, что это чудо будет длиться?

- Считаю, что мой творческий союз с Гелой Гуралиа на данном этапе находится в процессе развития, и хочу отметить, что этот процесс мне очень интересен.

- Планируются ли у вас сольные концерты по городам России? Мы были бы очень рады вновь видеть и слышать Вас в Великом Новгороде.

- В данный момент мне сложно говорить об этом и делать какие-то прогнозы. Сейчас я записываю сольный альбом, и все мое внимание занимает этот процесс. Посмотрим, как все получится, только после можно будет говорить о концерте.

- В интернете расходится очень красивое видео с Недели моды в Москве. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

- Талантливый дизайнер Александр Арутюнов предложил мне принять участие в его показе, в день закрытия недели высокой моды в Москве.



Все прошло красиво. Специально для меня заказали белый рояль, что было беспрецедентным в пространстве моды в Москве. Мой образ также был создан Александром. Я согласился на предложение, так как для меня это было новым опытом, а я люблю пробовать что-то новое. Я исполнял 18-минутную тему, которая содержала в себе музыку из грузинского кино, совмещенную с моими сочинениями и разбавленную эффектами электронной музыки.

- Есть ли у Вас самого опыт работы в модельном бизнесе, участия в фэшн-съемках, съемках в кино? Ведь у Вас такая запоминающаяся внешность!

- Что касается моды, я очень люблю эту сферу. Стараюсь отслеживать новые тенденции в моде. Сам обожаю подбирать одежду и придумывать что-то оригинальное. Вообще, я обращаю достаточно большое внимание на визуальную сторону человека. Мне предлагали попробовать себя в сфере моды. Например, в 2010 году в Париже официальный представитель компании «Герлен» предложил мне стать лицом этого бренда. Тогда я отказался, хотя сейчас жалею об этом. Думаю, стоило согласиться.

- Возможно, будут новые предложения. Вы молоды, для Вас все только начинается. Ника, для многих поклонниц Вы – прекрасный принц, но какие качества в женщине вы цените больше всего?



- Не хочется быть высокопарным, отвечая на такой вопрос. Конечно же, я люблю красивых женщин. Визуальная сторона для меня очень важна. Я эстет, но в отношениях бывает по-разному. Например, встречаешь женщину, восторгаешься ее красотой, а она вдруг начинает говорить, и становится просто неинтересно.

Главное в женщине - обаяние, умение преподносить себя, внутреннее благородство и хороший вкус. Быть настоящей женщиной - это особый талант.

- Часто слышу от разных людей о вашем поразительном сходстве с поэтом Борисом Пастернаком. Говорят о реинкарнации, спрашивают – не родственник ли…

- Мне тоже часто говорят о внешнем сходстве. И для меня это большая честь. Кстати, он ведь тоже увлекался музыкой и даже сочинял произведения для фортепиано. В реинкарнацию я мало верю, а что касается родственных связей, то ничего не исключаю, кто его знает? Все может быть (улыбается) Тем более, что Пастернак был влюблен в Грузию, часто туда приезжал и эта страна его вдохновляла. Кстати, это сходство отметил и известный российский режиссер Павел Лунгин после нашего знакомства и выразил желание снять меня в кино. Посмотрим, если этот замысел осуществится, я буду счастлив.



- Вот это было бы очень интересно! Кстати, еще о кино. Расскажите о своих любимых фильмах.

- Я не считаю себя киноманом и смотрел не так уж много фильмов. Мой любимый фильм «Смерть в Венеции» Висконти, котороый создавался под музыку Малера. Из более современных работ на меня большое впечатление произвел фильм «Артист», стилизованный под немое кино.

-Знаете, мне кажется, что Ваша музыка очень кинематографична…

- Должен признаться, что в будущем хотел бы поработать в кино в качестве композитора. Мне кажется, я смог бы создать что-то интересное. Например, Чарли Чаплин гениален во всем - в режиссуре, в актерстве, в сочинении музыки. На мой взгляд, до сих пор никто не смог его превзойти.

- Да, и на концертах Гелы Гуралиа неслучайно звучит прекрасная песня «Smile» на музыку великого Чаплина! Кстати, Ваш учитель Бидзина Квернадзе тоже писал для кино… И как писал!

- Уверен, что музыка, которую мой педагог Бидзина Квернадзе написал для фильма «Берега», - шедевр мировой киномузыки. Я часто использую эту тему на концертах. Я очень люблю музыку, которая звучит в грузинских фильмах, и считаю, что в этой сфере наше киноискусство достигло больших высот. Есть феномен грузинского кино и есть феномен грузинской киномузыки.

- Ника, талантливый человек талантлив во всем. Я почти уверена, что Вы умеете рисовать.

- В детстве я очень увлекался рисованием. Даже ходил в художественную школу. Меня особенно привлекал портретный рисунок. Хотя я никому не показывал свои работы. Художник из меня не получился, но по сей день рисование остается одним из моих любимых способов разгрузки.



- Надеюсь, когда-нибудь Вы все-таки ими поделитесь. А еще мне кажется, Ника, что Вы великолепно готовите!

- А вот готовить я не очень умею, но зато очень люблю угощать. Есть какие-то блюда, которые у меня хорошо получаются. Делаю это довольно редко и только для очень любимых друзей. Они утверждают, что я хороший кулинар и любят приходить ко мне в гости. Я не люблю трапезничать в одиночестве. Я поклонник здоровой пищи, очень выборочен в еде, пытаюсь придерживаться здорового образа жизни.

- Кстати, на концертах и в соцсетях Вам в основном дарят желтые розы. Почему?

- Все цветы, которые дарят зрители, для меня - прекрасны. Сам же при выборе цветов я всегда отдавал предпочтение желтым розам. Но недавно узнал, что желтые цветы к разлуке, поэтому теперь предпочитаю белые (улыбается). Расставаться с моими слушателями я не хочу.

***

Во время работы над этим материалом мне удалось пообщаться по телефону с первым педагогом нашего героя, Еленой Константиновной, вдовой Бидзины Квернадзе госпожой Нестан Месхи (профессором Тбилисской консерватории), а также с друзьями и коллегами Ники. Пусть их слова станут для него приятным сюрпризом.



Елена Константиновна Кешелава: «Ника учился у меня со второго класса. Он был очень способным и работоспособным учеником, очень внимательно и вдумчиво слушал. Ника работал на занятиях не механически: он все осмысливал, анализировал, воспринимал и понимал. К тому же, у него прекрасная память. Разбирая музыкальные произведения, мы обязательно обращались к исторической эпохе, стилю, характеру… Я рада, что эти уроки не прошли впустую. С ним очень приятно работать. Когда он учился в консерватории, у него было очень глубокое взаимопонимание с Бидзиной Квернадзе. Я знаю, что в ансамбле Ника - очень тонкий и чуткий партнер, какую бы партию – главную, вторую или третью он ни исполнял. А когда он играет – он вкладывает в свое исполнение душу».

Госпожа Нестан Месхи: «Ника – очень талантливый, одаренный, очаровательный молодой человек. Он был необыкновенно хорошо воспитан в своей интеллигентной семье, а в Грузии это очень важно. В консерватории, в классе моего супруга, он прошел курс на высочайшем уровне. Ника может стать и прекрасным дирижером, и пианистом – у него очень хорошие, рахманиновские руки! Сейчас он гастролирует, и для молодого человека это большой опыт. Но я бы очень хотела, чтобы он в первую очередь был композитором».

Дизайнер Гога Никабадзе, ученик Вячеслава Зайцева, один из самых интересных творцов современной моды: «Я всегда восхищаюсь игрой Ники: он каждую ноту пропускает через себя. Спасибо ему за музыку – она пропитана любовью, а это важнее всего. Он очень хороший музыкант и друг, и я желаю ему любви, удачи и успехов во всем!».

Илья Драгунов, «Gela Guralia Band»: «Лично для меня Ника является особенной фигурой, так как я еще не встречал человека, способного на столь многое в музыке - когда мы играем вместе, я слушаю то, что он делает, и иногда под его музыку улетаю в своих мыслях так далеко, что забываю о своей роли на сцене... Иногда я даже перестаю играть... Потом, конечно, возвращаюсь обратно, и на этой волне мчу дальше... Такая образная, эмоциональная игра действительно завораживает! Я очень рад, что имею возможность видеть то, что дано ему Богом! Спасибо также за его отзывчивость! Ника - потрясающий музыкант!»

Андрей Рузняев, «Gela Guralia Band»: «То, что делает музыкант - всегда загадка. Каждый чувствует музыку по-своему, и это создаёт его индивидуальность. Ника - талант безграничной глубины, и неповторимое отражение звуков из своего тонкого внутреннего мира он, как никто другой, чувствует и всегда умеет передать. Этот свет освещает и согревает сердца всех зрителей, которые находятся в зале. Ника - музыкант, который живёт в музыке во всех смыслах этого слова! Если сравнить театр и музыку, то Ника - это главный герой всех драматических сцен. В его музыке всегда присутствует действие. Я благодарен судьбе за то, что имею возможность играть и говорить о музыке с Никой. И за то, что имею возможность делиться с ним идеями и чувствовать поддержку».

P. S. 24 июня в Москве, в Центральном доме журналиста, состоится концерт Мананы Менабде и Ники Никвашвили «Сны о Грузии».



Благодарю за помощь в работе над материалом и консультации:

Михаила Корноухова, лауреата многих российских и международных конкурсов, в том числе «Music Golden Trophy» (Нью-Йорк), профессора НовГУ; Анну Шелудько, лауреата международных конкурсов, преподавателя Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (кафедра фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано); Ольгу Уварову, директора новгородской музыкальной школы имени Сергея Васильевича Рахманинова.

Кроме того, благодарю Льва Гудкова, Кесарию Шелиа, Ирину Кармалинцеву, Наталью Харитонову, Елену Фаддееву, Ольгу Гелас, Татьяну Борисову, Марину Егорову и всех поклонников Ники Никвашвили, вдохновлявших меня на эту работу, а также дружную команду админов официальной группы Ники Никвашвили ВКонтакте за помощь и поддержку.

Фото: личный архив Ники Никвашвили, группа Ники ВКонтакте, архив vnnews.ru, Татьяна Яковенко, Ирина Макушина.

Автор материала: Ольга Лаврова

Источник: vnnews.ru


  • 1
Еще и споет, да на французском языке! )) Я ожидала, конечно, что интервью будет интересным, но чтобы настолько... Удивительно содержательная беседа получилась: тут тебе и факты биографии, тут тебе и личные особенности, вкусы и предпочтения, тут тебе и рассказ о музыке. И фото, разумеется... Спасибо Ольге!

А я хочу услышать, как поёт Ника :)

А разве кто-то не хочет? )))

Нет, теоретически могут быть на Земле такие странные люди..... но только потому, что не знают чего они лишены :)))

Ольге Лавровой большое спасибо! Очень хорошее интервью! И Нике огромное спасибо, что пообщался с Гелой еще во времена "Голоса". Получился замечательный творческий союз. Короче, спасибо всем!

Роскошно!!!! Я давно не получала такого удовольствия от интервью и от человека, который его дает! Спасибо Ольге, блестящая работа! Спасибо всем, кто ей помогал - это оказалось очень интересно и ценно. Ну и спасибо Нике - я не сомневалась ни в его глубине, ни в разносторонней одаренности, но как приятно получить этому подтверждение...


Edited at 2014-06-09 11:46 am (UTC)

Очень точное слово - "роскошно"...)) Я уж, казалось бы, после предыдущего интервью Ники была морально готова, но все равно поразил.

Ой, я просто смаковала каждый вопрос-ответ... Как изумительно Ольга поступила, что обратилась к профессионалам в музыке, получился такой качественный разговор... Молодец!

Да. )) Она планирует всех ребят "показать"..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account