ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 2. Собственно Филиппино и собственно портрет
anna_g wrote in gela_guralia
Продолжение, начало - <<здесь>>

Итак, Филиппино Липпи. Родился в 1457 или 1458 году в Прато, где драматически встретились его родители))


Филиппино Липпи. Автопортрет. (Фрагмет фрески Диспут с Симоном-Волхвом и распятие Петра) Капелла Бранкаччи, Флоренция. 1481-1483. Источник

Основы ремесла ему передал отец. Подростком Филиппино поехал с ним в Сполето помогать работать над фресками тамошнего собора. После смерти отца он вернулся во Флоренцию и согласно отцовскому завещанию поступил учеником к Сандро Боттичелли. Художников разделяло чуть более 10 лет разницы в возрасте, а сам Боттичелли в начале 70-х еще недостаточно прочно стоял на ногах. Филиппино пробыл с Боттичелли до 1472 года и ушел в поисках практики в написании интересовавших его исторических картин, сюжетов из Библии и житий святых, у Сандро тогда таких заказов не было.

Ученикам в то время полагалось не только помогать наставнику с созданием неосновных частей картин, но и копировать работы, в целях обучения или на заказ. Возможно эта практика, как и невероятная близость художественной манеры, впоследствии затруднили атрибуцию картин художников на раннем этапе их творчества. В Уффици некоторые ранние картины Липпи, как, например, «Поклонение младенцу», были подписаны «друг Сандро», это было все, что могли определить специалисты))


Филиппино Липпи. Поклонение младенцу. 1483. Галерея Уффици, Флоренция. Источник.

Обретая собственный стиль, Боттичелли двигался в сторону поэзии, глубины и драматизма своих творений, Филиппино же более сосредотачивался на деталях, на прихотливости и гротесковой переусложненности композиции, предвосхитившей приход маньеризма. О собственном стиле Филиппино Липпи начинают говорить с 1480-х годов

Еще в период ученичества у Боттичелли Филиппино не скрывал своей заветной мечты завершить фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи в Санта-Мария дель Кармине. Помните, мы в начале предыдущей части упоминали об этих фресках, которые вдохновили многих великих художников Ренессанса? Сандро вспоминал, как отец Филиппино считал непозволительной дерзостью прикоснуться к этому творению. Но удивительным было другое: спустя десять лет Филиппино действительно осуществил свой замысел.

Эта знаменитая капелла была семейной часовней чрезвычайно влиятельной во Флоренции фамилии Бранкаччи, которая, что важно для дальнейшей истории, находилась в оппозиции клану Козимо Медичи. Заказ на ее роспись сделал на основании завещаний предков Феличе Бранкаччи, один из наиболее могущественных людей во Флоренции, предположительно в 1422 году. Работа была поручена Мазолино и Мазаччо.


Мазаччо. Чудо со статиром. 1425. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине. Источник.

Я борюсь с желанием рассказать еще и про Мазаччо, но если это сделать, то пост будет безразмерным… Ладно, упомяну, что Мазаччо, проживший всего 27 лет, считается крупнейшим реформатором живописи кватроченто. Ученик и друг Брунеллески и Донателло, он привнес в свои картины линейную перспективу, открытую первым, реализм человеческих фигур, пропагандируемый вторым, а также свет и трехмерность. Вся его творческая деятельность уместилась в мимолетные семь лет – с 1421 по 1428 год, и роспись капеллы Бранкаччи, наряду с Троицей из Санта-Мария-Новеллы, о которой я писала <<здесь>> – его главное произведение, оказавшее колоссальное влияние на всю европейскую живопись.

Лучшие фрески капеллы были написаны во второй половине 1420-х, затем Мазаччо внезапно умер. Хотя работы еще продолжались, но после 1434 года чаша весов в борьбе за политическое влияние во Флоренции склонилась в сторону Козимо Медичи, и Феличе Бранкаччи на десять лет попал в тюрьму, а затем в длительную опалу. Часть фресок осталась незаконченными, кроме того, после падения семьи Бранкаччи их портреты на фресках были выскоблены. В таком виде капелла просуществовала полвека - до начала 1480-х годов, когда для завершения работ был приглашен Филиппино Липпи – сын одного из самых талантливых учеников и последователей Мазаччо. Круг замкнулся.


Мазаччо, Филиппино Липпи. Воскрешение сына Теофила. Капелла Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине, 1425-1483. Источник.

Фрески посвящены житию святого Петра. Филиппино пишет восемь фигур вместо выскобленных на фреске «Воскрешение сына Теофила» (на картине вверху – в центральной группе вправо от мальчика), две боковых фрески – «Павел навещает Петра в темнице» и «Освобождение Петра из темницы», и полностью - большую центральную фреску на правой стене «Диспут Симона с Волхвом и распятие Петра». Филиппино бережно подходит к живописной традиции Мазаччо и смиряет современные ему цвет и декоративность в угоду более лаконичному и строгому первоисточнику.


Филиппино Липпи. Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра. Капелла Бранкаччи в Санта-Мария дель Кармине, Флоренция. 1481-1483. Источник

На этой фреске самая крайняя фигура справа – автопортрет художника. Но нам больше интересен молодой человек в центре, под аркой, который смотрит на зрителя. Есть мнения, что здесь Филиппино изобразил друга и учителя Сандро Ботичелли. И не тот ли это портрет, про сходство с которым говорилось в заметке Национальной галереи искусств Вашингтона? Во всяком случае, наш исходный портрет относится или именно к этому периоду, или к еще более раннему, когда Филиппино называли «друг Сандро».


Филиппино Липпи. Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра. Фрагмент. Капелла Бранкаччи в Санта-Мария дель Кармине, Флоренция. 1481-1483. Источник

Прекрасно себя зарекомендовав, Филиппино входит в медицейскую школу (от фамилии Медичи) - круг самых блистательных художников Флоренции, которым покровительствует Лоренцо Великолепный. Вместе с Боттичелли, Перуджино и Гирландайо они расписывают виллу Медичи в Спедалетто.

Станковые картины Липпи, к сожалению, не столь многочисленны, как фрески. Примерно в это время – в середине 80-х - он пишет заинтересовавший нас портрет, а также одну из лучших его работ - изумительную по чистоте, сдержанности и глубине картину «Явление Богородицы святому Бернару» для церкви Бадиа во Флоренции. Картина наполнена мистикой; сдержанно-напряженной цветовой гаммой, искажением пространства, вытянутыми пропорциями фигур, гротескностью пейзажа в ней подчеркнута фантасмагоричность явления Девы посреди реалий жизни монаха.


Филиппино Липпи. Явление Богородицы к Святому Бернару. 1486. Церковь Бадиа, Флоренция. Источник

В конце 1480-х Филиппино по рекомендации Лоренцо едет в Рим, где пишет фрески в капелле Карафа в церкви Санта Мария сопра Минерва. Житие святого Фомы Аквинского для этой капеллы – еще одна этапная работа художника.


Филиппино Липпи. Роспись Капеллы Карафа, общий вид. 1489-1491. Церковь Санта Мария сопра Минерва, Рим. Источник

Из работ Филиппино Липпи, которые я видела лично, и которые произвели на меня неизгладимое впечатление, не могу упомянуть фрески в капелле Строцци в Санта-Мария-Новелла, о них я писала <<здесь>>; . Это уже зрелые работы, созданные на стыке веков, где талант и творческая манера Филиппино раскрыты во всей своей мощи.


Филиппино Липпи. Святой Филипп изгоняет чудовище из храма в Иераполисе. 1496-1502. Капелла Строцци, церковь Санта-Мария-Новелла. Источник

Филиппино был одним из наиболее ярких представителей флорентийского Ренессанса. Он создал целую галерею значимых работ и умер в 1504 году во Флоренции. В знак признания его заслуг в день его похорон были закрыты все мастерские в городе...

Ну и возвратимся к теме портрета, с которого начали.

Здесь я помещу подряд три версии, которые существуют в сети. Первая – совпадает с подтвержденной Национальной галереей искусств Вашингтона авторства Липпи и датировки 1483-84 года. Вторая в некоторых источниках как раз и названа «Портретом молодого человека (или философа) в красной шапочке» непонятной локации, приписывается Боттичелли и датируется 1477 годом, то есть тем самым периодом, когда работы Липпи и Боттичелли сильно путали. По мне, так она вообще больше похожа на фреску. И на Боттичелли. Что это – может быть просто гуляет в сети с того времени, когда этот портрет официально считался работы Боттичелли? Хотя портрет – явно другой… О третьей версии вообще ничего сказать нельзя, кроме того, что она тоже существует и подписывается и так и так. Такой вот «Код Липпи»)))

    

[Ну и на сладкое - про шоу-биз))]Ну и на сладкое, под спойлер, специально для сообщества. Ренессанс и шоу-биз. Еще два произведения «похождения красной шапочки». Первый вариант – образец фан-творчества, второй – кто ждет с нетерпением фотосессию Екатерины Рождественской? Она уже примеряла этот образ на Валерия Тодоровского.






Вот теперь – все. Любите искусство!


  • 1
Первый портрет очень хорош. Надо будет потом подробнее ознакомиться с художником; сейчас голова какая-то дурная.

С чего бы это?)))

Что - с чего? :-) Появилась голова, которой только что не было? ;-)

Дурная с чего?))

От обилия разнородных проблем. :-) И за Гелу с его первым концертом волнуюсь, и сама сегодня к маме еду на 2 дня. Много всего. :-)

Давай, держись там! Вон Ната музыку духоподъемную выложила...)))

Аня, спасибо большое!
Очень интересно!

В блокнотик?)))

Что ты! Блокнот не выдержит! У тебя материал на уровень канала "Культура " тянет! Перечитывать и пересматривать на несколько раз!

(Deleted comment)
Катюш, за последнюю фразу прощу все))) Но, если серьезно, я же не преподношу свое мнение, как истину, конечно это только мое ощущение... Может быть эта радость, чистота, незамутненность мировосприятия, которую я считываю в произведениях Ренессанса - некая юность культуры, параллель с юностью, еще не знакомой с политикой, сдержанностью и полутонами, которым учит взрослая жизнь... Как тебе такая идея? А дальше - просто кто в каком возрасте находится, с той энергетикой и в резонансе...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account