ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Кинозал Гелактики. «Преступление и наказание». История одной постановки.
galina_yak wrote in gela_guralia


В 2016 году исполнилось 150 лет со дня выхода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». К юбилейной дате была приурочена громкая премьера в московском Театре мюзикла рок-оперы  Эдуарда Артемьева в постановке Андрона Кончаловского. Ее путь от замысла до воплощения на сцене занял более трех десятилетий.

Сам замысел музыкальной версии  романа принадлежит режиссеру Андрону Кончаловскому. Еще в 70 годы, уезжая в США, он передал композитору Э. Артемьеву  либретто оперы, написанное им в соавторстве с поэтом Юрием Ряшенцевым и драматургом Марком Розовским.  Артемьев работал над  рок-оперой  долго, мучительно, в течение почти 30 лет  -  с 1979 по 2007 год. 

В одном из интервью композитор вспоминал: «Я бесконечно начинал все с начала, и если бы не Кончаловский, наверное, тянул бы до конца жизни. Но осенью 1998 года он позвонил и жестко сказал: если ты не бросишь все постороннее и не сосредоточишься на опере, ты никогда ее не напишешь и потом себе этого не простишь.
Эти слова на меня сильно подействовали: всю жизнь казниться! И я все отбросил и за два года закончил. Это было самое счастливое время жизни: каждый день с утра до вечера никуда не спешил - сидел и работал. Все метания, все звонки - все было отсечено».

Эталонная аудиоверсия   «Преступления и наказания» была записана в 2007 году при участии  Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки и издана на двойном  CD  - альбоме. (Запись альбома можно послушать на  сайте «Яндекс. Музыка»)

Артемьев определял  характер своей оперы как полистилистику:  в ней  есть элементы рока, современной эстрады, русского фольклора, и все положено на большой состав симфонического оркестра. Как признается композитор, начиная работу, он был под сильным влиянием только появившейся тогда рок-оперы Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда".

По словам Артемьева, автор поэтического текста Юрий Ряшенцев написал "потрясающие белые стихи, продемонстрировав виртуозное мастерство: почти не меняя текста Достоевского, его ритмически организовал". Композитор даже придумал специальную технику исполнения речитативов: певцы в заданных пределах могли  импровизировать.

Первоначально  он видел свою оперу на сцене в жанре технически оснащенной мистерии с участием, возможно, даже голографии и анимации  - что-то в духе знаменитого канадского экспериментатора Робера Лепажа.

Вот так звучала  музыка Артемьева в первых публичных выступлениях, вынесенных, как и все действие в романах Достоевского, на улицы Петербурга.



А вот к идее театральной постановки Андрон Кончаловский вернулся только в 2015 году.  К этому времени либретто, рассчитанное на зрителей 70 годов, устарело,  и режиссер принял смелое решение – перенести действие романа Достоевского....в современную эпоху. По словам Кончаловского,  толчком к этому решению стало увиденное им в петербургском метро  название станции   -  «Сенная площадь».  Прошлое и настоящее,  сплетенные воедино...

В итоге в  театральной постановке герои романа  существуют в «размытом времени»:  Русь Достоевского с клячами и телегами граничит с питерской подземкой  с грохотом составов, торговлей тряпьем и  спецназом, разгоняющим  толпу.  Студент Раскольников живет  в чердачной каморке, но с портретами Ленина и Че Гевары на стене.

Премьера спектакля состоялась 17 марта 2016 года.  К сожалению, по мнению некоторых театральных обозревателей (Евгений Кичин «Российская газета»), музыкальная  основа спектакля пострадала при переносе на театральные подмостки: опера была сокращена на треть, в результате чего  сочинение потеряло цельность;  единую музыкальную драматургию сменили не всегда органично сцепленные концертные номера. Исчезли и финальные  симфонические картины наводнения , символически  завершавшие трагедию самого «петербургского» романа Достоевского.

Вместе с тем Андрон Кончаловский  для реализации своего амбициозного проекта  привлек интернациональную команду постановщиков,  декорации –трансформеры  изготавливались в Лондоне,   использованы новейшие визуальные спецэффекты и технологии. По замыслу режиссера, этот спектакль должны увидеть не только российские, но  и зарубежные зрители.
В любом случае, документальный фильм об истории этого проекта, показанный на Первом канале в преддверии нового, февральского сезона спектакля, смотреть будет интересно.

P.S. По трагическому совпадению на следующий день после телевизионной премьеры , 4 февраля 2017 года, ушел из жизни один из лучших исполнителей роли  Родиона Раскольникова  в отечественном кино -  Георгий Тараторкин.

Тонкие, интеллигентные, мятущиеся  - такими запомнили телезрители его героев: Роберта Уорбека в «Чисто английском убийстве»,  Чарского в «Маленьких трагедиях», Рудольфа Джордаха в сериале «Богач, бедняк».  Но, конечно, визитной карточкой талантливого артиста остается  его роль в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969), в котором его партнерами были Иннокентий Смоктуновский и Евгений Лебедев, Владимир Басов и Майя Булгакова...

Черно-белый  художественный фильм , снятый в лучших  традициях российского психологического кино,  и  документальная история  постановки ультрасовременной  рок-оперы  -  вот «достоевский» репертуар, предлагаемый в   нашем  кинозале. А выбор, как всегда, остается за зрителями...



  • 1
Спасибо! Очень заинтересовала! Посмотрю. Книгу прочитала когда-то в юности с удовольствием. Фильм смотрела очень давно и запомнила только что было ОЧЕНЬ сильно, чуть слишком эмоционально для меня. Я воспринимала философию Достоевского больше как рассуждения немного удалённые от действительности. А когда тебя в кино "макнули" в реальность истории, острее чувствуешь, и не уйти, не отвернуться от вопросов, которые Достоевский ставит так, что ты должен ответить только "да" или "нет".
Но это я больше о смысле, а о форме, в которой предложено произведение - после просмотра.

Мне понравилось! Начну с того, что вообще люблю музыку Артемьева, что немаловажно для восприятия, наверное. И музыкальная форма, дающая некоторую свободу артистам, на мой взгляд, очень удачна. Конечно, книгу не заменят ни фильм, ни рок-опера, и если уж выбирать отображение великой литературы в искусстве, то мне ближе все-таки фильм, но и такое музыкальное прочтение классики тоже, безусловно, интересно.
Светлая память Георгию Тараторкину. Он был не только большим артистом, но и настоящим интеллигентом, которых все меньше, к сожалению, становится и в жизни, и в искусстве. Все его кинематографические работы дОроги (в театре увидеть не довелось, увы), но для роли Раскольникова, мне кажется, трудно было выбрать более подходящего актера. И свойственные самому Тараторкину некая внутренняя нервность, какая-то неуспокоенность при внешней, казалось бы, сдержанности, как нельзя лучше помогли создать на экране реальный образ, очень близкий к герою романа Достоевского.
Спасибо, Галя, за интересный, как всегда, рассказ!

Спасибо! Очень понравилось)))
Интересная интерпретация великого произведения. К слову, моего любимого из творчества Достоевского. =)
Решение смелое, действительно. Но нельзя его не поддержать. Роман "Преступление и наказание" всегда будет актуален. Особенно новому поколению молодёжи (включая юных ребят 15-16 лет, у многих из которых юношеский нигилизм проявляется довольно таки сильно. Не обобщаю ни в коем случае. Но примеры таки есть). необходимо читать, смотреть и впитывать в себя мораль таких произведений. Возможно, слово Достоевского звучит жёстко с психологической точки зрения...но его слово лечит человека морально изнутри. А с музыкой восприниматься мораль будет только сильнее.

Спасибо всем откликнувшимся на эту публикацию)
Да, опыт постановки мюзикла по роману Достоевского, бесспорно, интересен. Жаль, что посмотреть сам спектакль могут только москвичи...

А еще слушаю запись рок-оперы и мысленно представляю себе ее концертный вариант на фоне огромного экрана с видеорядом.
Особенно захватывает первоначальная идея Эдуарда Артемьева о петербургском наводнении в финале.
Это ведь один из устойчивых эсхатологических мифов о Петербурге:город обречен и должен исчезнуть в пучине моря, как легендарная Винета. Вероятно, композитор ввел этот мотив как мотив расплаты Города за общие преступления.

Может быть, такой вариант оперы Артемьева еще будет поставлен одним из театров, как мечтал об этом автор.

Посмотрела предложенный видеоматериал. Понравилась идея участия как стороннего наблюдателя, как прохожего, любого зрителя. Необычно, непривычно и потому вызывает такой трепет, что ли? Усиливает реакцию. Трудности воплощения именно музыкального проекта на улице есть, конечно, но многое можно "простить" за такую возможность. Думаю, немало людей приехали бы в город специально посмотреть такое действо. В театре тоже неплохо, но на улице - это будет нечто! Как окунуться в ту эпоху. Написала коряво как-то - ну, вы меня поняли))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account