ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 1. Влияние Фра Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли.
anna_g wrote in gela_guralia
На этот пост меня сподвигла одна работа, которая сейчас широко распространилась по фан-сообществу Гелы. Я не буду давать оценок, это дело вкуса, хотя, пожалуй, все же отдам должное ювелирной работе с фотошопом. Но, так как неизбежно возникает вопрос об оригинале, то о нем я и хочу поговорить. Вот он.


Филиппино Липпи. «Портрет молодого человека». 1485. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник.

Картина также приписывается кисти титана Возрождения Сандро Боттичелли, однако, здесь все не так просто. Художников многое связало. Это было единое временнОе и географическое пространство - Флоренция 1460-х – 1480-х годов, подъем Ренессанса, завершение знакового правления Козимо Старшего Медичи и последующий блеск Лоренцо Великолепного, одна из моих любимых эпох, о которой я писала ранее вот <<здесь>>. Сыграла роль и теснота человеческих и творческих связей, ученичество и преемственность художественной манеры и мышления Липпи-старшего, Боттичелли и Липпи-младшего – все это как способствовало появлению шедевров, так и ставило загадки искусствоведам, в том числе в отношении этой картины.

На сайте Национальной галереи искусств Вашингтона, в которой сейчас находится картина, так пишут про ее атрибуцию:

«Филиппино Липпи был сыном художника Фра Филиппо Липпи, который являлся без сомнения первым наставником мальчика. После смерти отца в 1469 году, он становится учеником Боттичелли, который оказал глубокое влияние на его стиль. Действительно, вашингтонский портрет так близок стилю Боттичелли, что среди искусствоведов были значительные разногласия по поводу того, кто на самом деле его написал. И хотя, он чаще приписывался Боттичелли, чем Филиппино, в последнее время авторы сошлись во мнении, что это творение молодого художника. В 1483 или 1484 Филиппино получил заказ на завершение великих фресок Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции. Этот портрет имеет значительное сходство с молодым человеком, которого Филиппино изобразил там.»

Но это – выжимка. А мы теперь пойдем по порядку.

Филиппино Липпи был сыном одного из крупнейших мастеров раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи. Даже история его появления на свет, а точнее пикантная история любви его родителей, осталась увековеченной не только в исторических анекдотах, но и в величайшем полотне Фра Филиппо.


Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Фрагмент фрески в соборе Сполето. Источник.

Сам Филиппо Липпи (приставка «Фра» в его имени означает «брат» и говорит о его монашеском статусе) родился во Флоренции в 1406 году. Он рано потерял родителей, ребенком находился на попечении тетки, и в возрасте 15 лет был отдан в монастырь. Там он начинает рисовать, вдохновляясь работой великого Мазаччо, в том числе в церкви Санта-Мария дель Кармине, на фресках которой училась вся плеяда великих мастеров флорентийской школы и о которой мы еще упомянем особо. Филиппо идет дальше в стремлении к реализму, наполняет свои работы жизнью, естественной красотой и страстью. Его творения попадают в поле зрения Козимо Медичи Старшего, чьим покровительством Фра Филиппо пользуется всю дальнейшую жизнь.


Фра Филиппо Липпи. Благовещение. 1435-1440. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник

Судя по всему, монашеская жизнь мало подходила характеру художника. «Брат» Филиппо слыл неисправимым ловеласом, и черпал вдохновение в многочисленных романах с моделями для своих портретов. Разыскивая любопытные факты, я натолкнулась вот на такую цитату о Фра Филиппо из книги Кристофера Хибберта «Дом Медичи: Подъем и падение»:

«...его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником. Его старшие товарищи вздохнули с большим облегчением, когда он оставил монастырь, отрёкся от клятв и во время плавания с друзьями близ побережья Анконы угодил в плен к мусульманским пиратам. После освобождения он добрался до Неаполя, а потом вернулся во Флоренцию, где его замечательный запрестольный образ, выполненный для монахинь из Св. Амброзио, открыл его незаурядный талант самому Козимо де Медичи. Не обращая внимания на репутацию Филиппо как блудника и воришки, Козимо пригласил его к себе на работу.»


Фра Филиппо Липпи. Портрет мужчины и женщины у окна. 1440. Метрополитен Музей, Нью-Йорк. Источник.

Продолжаем цитату: «Во время написания запрестольного образа для монахинь из Св. Маргариты в Прато похотливый взгляд Фра Филиппо пал на одну из молодых послушниц, Лукрецию, дочь Франческо Бути из Флоренции. Он начал ухаживать за нею и уговорил монахинь разрешить ему использовать её как модель для Мадонны на его картине, после чего соблазнил её и выкрал. Она родила ему сына, Филиппино. Козимо, считая, что пора бы счастливому отцу остепениться, получил для Липпи разрешение на брак от Папы, которому тактично подарил несколько маленьких примеров работы Фра Филиппо...»

Надо заметить, что эта история случилась в 1456 году, то есть на тот момент Фра Филиппо было уже 50 лет. Правда, официально вступить в брак с Лукрецией им удалось лишь пять лет спустя, у них в итоге было двое детей, первым из которых и стал Филиппино. А чистый, утонченный и совершенный образ Лукреции увековечен Фра Филиппо на многих картинах, в том числе на волшебной «Мадонне с младенцем и двумя ангелами», которая открывает эпоху наивысшего подъема Ренессанса.


Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465. Галерея  Уффици, Флоренция. Источник.

Фра Филиппо оставил после себя не только станковые картины, но и дивные фрески, самыми выдающимися из которых признаются росписи в монастыре Прато, том самом, из которого он выкрал свою жену, и в соборе Сполето, которые стали последними в его жизни. Он умер в 1469 году в Сполето, куда уехал тремя годами ранее расписывать собор, но успел передать свое мастерство ученикам, одним из которых был великий Сандро Боттичелли.

Про Боттичелли писать между делом – кощунство, настолько это масштабная и значимая фигура в мировой культуре. Я лишь коснусь некоторый деталей, необходимых нам для предмета разговора.


Сандро Боттичелли. Автопортрет (Поклонение волхвов, фрагмент) 1465. Галерея Уффици, Флоренция. Источник.

Сандро Боттичелли родился в 1445 году. В 1462 году он начал учиться живописи в мастерской Фра Филиппо Липпи, где пробыл пять дет, до отъезда учителя в Сполето. В этот период он начинает создавать свои первые работы, которые проникнуты влиянием Мазаччо и Липпи.


Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна Евхаристии). 1470. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. Источник.

Его блистательный взлет еще впереди – он начнется в середине 1470-х, когда появятся «Святой Себастьян» и «Поклонение волхвов», и достигнет зенита в 1480-х, с росписью Сикстинской капеллы и созданием «Весны», «Рождения Венеры», «Мадонны дель Магнификат», «Мадонны с гранатом», «Благовещения»… Но также со второй половины 70-х о Боттичелли упоминают как о портретисте.

Во Флоренции в это время бушует мода на портреты, которые бросились заказывать все подряд. Раньше флорентийцы не были столь тщеславны, удовлетворяясь тем, что их изображения помещались на алтарях, написанных по их заказу. Но и там знатные купцы и их менее знатные домочадцы скромно жались где-нибудь в сторонке с выражением благочестивого смирения на лицах. Теперь же, когда город, как говорили, переживал падение нравов, когда скромность была не в почете, все стремились запечатлеть свой образ на века.

Сандро пишет портреты с охотой – он пытается добиться реализма в изображении людей и ищет типажи для будущих картин. Как раз тогда он создает ставший широко известным «Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего»…


Сандро Боттичелли. Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего. 1474. Галерея Уффици, Флоренция. Источник.

…а также портреты красавца Джулиано Медичи, жертвы политического заговора, и, предположительно, счастливого соперника художника в любви…


Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478. Берлинская картинная галерея. Источник

…и в первой половине 80-х - еще двух молодых людей в «красных шапочках»))


Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1480-1485. Национальная галерея, Лондон. Источник


Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник

Судя по источникам в сети, существует еще один портрет работы Боттичелли с красной шапочкой: «Портрет философа в красной шапочке» или просто «Портрет молодого человека в красной шапочке», который датируется 1477 годом. Странно в этом портрете то, что в источниках, в которых информация, скорее всего, проверена, этого портрета нет. А там, где он есть – нет упоминания, где, в какой галерее он сейчас находится. Единственное упоминание ведет на ту же Национальную галерею искусств в Вашингтоне, но сама галерея в этом не признается… Но о нем – после рассказа о Филиппино Липпи.

Продолжение - <<здесь>>


  • 1
очень красиво! спасибо за такое погружение в эпоху Прекрасного)))

Вам спасибо, я рада, что вам понравилось. Действительно уникальная эпоха, редко бывают такие прорывы, шлейф от которых тянется веками... Скоро вторая серия))

Аня, как здорово! Я в детстве коллекционировала марки по теме "Живопись" и от избытка энтузиазма даже завела тетрадь, где делала записи про всяких художников. Первая запись там была про Фра Филиппо Липпи ))). Сейчас освежила знания ).
С нетерпением ждем вторую серию!

Это совпадение неспроста! Классно, что есть интернет, теперь можно коллекционировать картины в размере покрупнее))) Я очень неровно дышу к кватроченто, наверное, даже странно было бы, если бы начала с чего-то другого... Хотя самое-самое для меня - это Микеланджело и Боттичелли, а здесь - просто реплика по поводу.

(Deleted comment)
Катюша, ты как спросишь))) Почему итальянское Возрождение? Ответ в сфере совпадения энергетики картин с моим самоощущением... Не знаю, бывает, когда они с тобой "говорят", заряжают жизненной силой... Вот Боттичелли, Гирландайо - абсолютно "мои", Флоренция - "моя", Микеланджело - это просто катарсис, я ток от его работ чувствую... Северяне - ты видела, какое у них холодное небо? Странно, я по жизни предпочитаю северную природу, но здесь - нет. В Уффици в зале Боттичелли висит одна "северная" картина, не помню сейчас, чья, но помню, что от нее холодно... Хотя Брейгель - тоже мой.
Дальше? На счет дальше у меня такое ощущение, что вот эта первозданная чистота, вышедшая из кватроченто укутывается в тяжелые душные ткани, принимает какие-то вычурные искусственные формы, все больше и больше на протяжении веков, пока эти конструкции не обрушиваются с приходом авангарда... Кандинский, Малевич, Гончарова - тоже "мои". Хотя я пока не очень хорошо знаю этот период, но его энергетика меня притягивает. Конечно, в этом потоке у меня есть острова и даже материки, где отдыхает душа... Ответила?))

(Deleted comment)
У меня всегда все идет через ощущения. Если я прошла мимо, то хоть из всех справочников будет раздаваться вопль "великий!" - я уже прошла. Может, всему свое время, конечно... Если я полезла за информацией, значит что-то уже зацепило на эмоциональном уровне, просто пища для ума так в себя не загружается. Поэтому в плане знаний - все неровно, полно белых пятен...

  • 1
?

Log in