ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Архитектура - это застывшая музыка. А. Гауди, часть 1
муст
masya_77 wrote in gela_guralia
В конце ХIХ в. в Европе наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля.

Провозглашённая его приверженцами декларация: «Декоративность — начало архитектуры» — полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям молодого Антонио Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.




Его причисляют к каталонскому модерну, но полностью он не вписывается ни в какое архитектурное течение, т.к. он предпочитал перемешивать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику. Что, действительно, отличает его от всех — это связь архитектуры с природой. Гауди сумел перенести законы природы на архитектуру, добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе.

Антонио Пласидо Гильермо Гауди́ и Корнет родился 25 июня 1852 в небольшом городке Реус, недалеко от Таррагоны, в Каталонии.




Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из песка.




Его отец был медником, и этот факт, несомненно, оказал влияние на пристрастие Гауди к художественному литью. Многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из кованого железа, зачастую его собственными руками.




Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве. Его внимание надолго приковывали облака, улитки, цветы…
Антонио мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами — дерево и облака.



Улитка




Решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем, который впоследствии стал его другом и покровителем.
Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец — свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди реализовал за свою жизнь 18 архитектурных проектов. Большинство выстроенных каталонским зодчим зданий находится в Барселоне.




Каждое творение испанского гения дышит свободой. Кроме чувства меры, которым всегда отличался архитектор, и, пожалуй, бюджета, фантазию Гауди ничего не сдерживало. Пластичные криволинейные формы, словно подсмотренные у природы, и смелое комбинирование материалов, фактур и цветов стали приметами личного стиля Гауди уже в молодые годы.




пальмовые листья






пчелиные соты







Такое отношение к работе и ее необычные результаты привлекли других клиентов — местную буржуазию, обеспеченную и следящую за модой часть населения. Большинству из них хотелось поразить воображение соседей своим жилищем, работы Гауди подходили для этого как нельзя лучше. Именно частные дома, созданные им, сейчас являются главными достопримечательностями Барселоны.


Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога.

Чтобы не «резать» помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчёты. Это программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полётов.

Образцом совершенства он считал куриное яйцо и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в кармане.

Стоит знать, что к работам творца относятся не только великие здания, но также и мебель, решетки и ограждения, ворота и перила







Его здания похожи то на диковинных животных, то на растения или скалы. Безудержная фантазия сочеталась с тонким математическим расчетом, умением и желанием экспериментировать с новейшими строительными материалами.




Для того, чтобы спроектировать купола, он использовал макет из подвешенных цепочек










продолжение следует...

  • 1
совершенно не воспринимаю это творение Гауди как храм или собор. да ещё Святого семейства. навевает что-тот прямо противоположное. и даже в мелких элементах чудится то крылья нетопыря. то паутина. жуткое впечатление.

а внутри были?
Тоже не воспринимаете как собор? ))

нет. внутри не была. неужели там нечто возвышающее дух и навевающее мысли о божественном? значит сильный контраст с внешним видом))

да, когда находитесь внутри, совершенно явственное ощущение чего-то Божественного.
Чего - не знаю. Может быть даже Таланта, в том числе ))

Кстати, 2 часть более подробно про Собор расскажет. + фото изнутри.

(Deleted comment)
Кейт, ты не поверишь, но я вообще предпочитаю романский стиль готике.
Тоже люблю аскетизм, ИКЕА, и всё такое ))

завтра продолжение выложу, там будет этот собор изнутри.
Вот там - КРАСОТА, ВЫСОТА, ЛЮБОВЬ, и ТОРЖЕСТВО ПРОСТРАНСТВА , ВОЗДУХА И СВЕТА.

За параллель с Маркесом - спасибо. В точку.

Почему Гауди?
Даже не знаю. Наверное за вот эту волшебную сказку.

(Deleted comment)
теперь вы меня всё-таки озадачили..
почему Саграда Фамилиа так воспринимается..
раньше не сталкивалась с таким мнением.

Может быть надо совсем издалека на нее смотреть? ))

а может быть к ней надо подготовиться? а я на вас сразу её вывалила ? ))

Кстати, пример: Собор Василия Блаженного в плане имеет четкую симметричную структуру, а по виду - не скажешь.
Может быть так и здесь? нужно просто уметь разглядеть?
Не знаю.
Буду думать..

(Deleted comment)
да, очень точное определение - "природная архитектура".
А ее "песочность" меня и покорила. Именно после фотографий Саграды я рванула в Барселону.

Про прочность его творений - какими бы нетипичными с научной точки зрения они ни были - ничего и нигде не отвалилось, не рухнуло. Природные пропорции все-таки оказались самыми правильными. Они формировались миллионы лет, под воздействием различных законов физики, и он интуитивно смог их использовать. Это просто поразительно.

(Deleted comment)
видимо, да )) но это касается только особенно прекрасного ))
лишь бы куда - я не рвану ))

А я люблю эту устремленность к небу, эту воплощенную в архитектуре попытку преодолеть притяжение земной тверди...
И чудесные строки Мандельштама, словно написанные о соборах Гауди:

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред,-
Башни стрельчатый рост!

Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань!


Галина, в первый раз, наверное, не совпадаю с Вами.
Мандельштам, кмк, писал именно о готике, в ее классическом проявлении .

а у Гауди просится что-то иррациональное - если переложить его на стихи .
Может быть, после 2й части поста - придут на ум другие строчки?

Воспринимаю эту архитектуру точно как музыку или стихи. Застывшее время, воображение, мыслеформы. Плавное перетекание одного измерения в другое.

Удивили купола. Эти очертания куполов в макете, этот абрис – как будто запечатленный путь падающих с неба золотых звезд.
Хочу в Барселону…

Оля, при первой же возможности надо туда ехать.
У испанцев само понятие красоты - какое-то другое, непривычное нашему глазу.
Меня поразило, сколько у них в год выпускается студентов именно факультетов искусств. И все они находят своё применение.
Декор, креатив - это всё у них очень востребовано. Во всех сферах жизни.

Модерн, модерн... Текучий, прихотливый, изысканный. Стиль, к постижению которого я подступаюсь, как волна к берегу - коснуться песка, и назад, осмыслить, потом еще и еще раз... Манит, цепляет, но кажется такой призрачной грезой в рациональности стыка веков, что останавливает от полного погружения. А Гауди кажется еще более нереален, где-то по ту сторону представимого. Что интересно, у меня его линии вызывают ассоциации не с его современниками, а с пришедшим на полвека позже Дали. Может, правда, это воздух Каталонии?))

(Deleted comment)
"А я вижу - носорога!"))) Этот момент уже сто раз видела, и каждый раз - экстаз) Почему Броуди не дали за эту роль Оскара какого, не понимаю. Шедевр!

  • 1
?

Log in