ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Грузинский орнамент
inna_yoheved wrote in gela_guralia
Грузинский орнамент – изысканный, точеный, чопорный и немного холодный.
К.М.Климов

Орнамент как один из древнейших видов прикладного искусства отражает эстетическую сторону культуры. Словно генетический код, он демонстрирует становление национального искусства. В грузинской традиции он занимает особое место, являясь отражением поэтического отношения к окружающему миру.
Для грузинского орнамента характерны геометрическое разнообразие, растительные и животные мотивы, христианская символика, утончённость форм.  На мой взгляд, он более сдержанный, чем дагестанский и армянский, но вместе с тем торжественный и благородный.


Фрагмент орнамента Светицховели

Грузинский орнамент получил своё развитие во всей полноте в период средневековья. Однако первые орнаментальные украшения фасадов зданий нашли своё место и ранее. Например, храм Джвари в Мцхете:



Построенный в 590-604 годах, этот храм является одним из первых шедевров грузинского зодчества. Архитектор Храма Креста, как предполагают, Микел Тхели.  Строгий, монументальный (несмотря на сравнительно небольшие размеры), Храм Джвари внушает благоговение путникам. С восточной и южной стороны фасады храма украшены орнаментами в соответствии с христианской традицией:



Традиционный грузинский орнамент становится богаче и разнообразнее в период Средневековья, когда Грузия сбрасывает с себя ярмо арабского халифата и становится сильным могущественным государством. Складываются новые условия для подъёма культуры, формирования художественных школ. В монументальном и изобразительном искусстве Грузии появляется богатая и разнообразная орнаментация. Орнаментом украшались как экстерьер, так и интерьер зданий. Грузинская орнаментика приобретает линейность композиции. Напоминает своеобразную плетенку нескольких геометрических рисунков:


Фрагмент орнамента храма Никорцминда

Храм Никорцминда (1010-1014 гг.) наиболее пышно украшен архитектурными орнаментами.  Растительные мотивы и геометрические узоры покрывают карнизы, наличники, бровки и барабан храма:






Орнаментальная обработка являлась не просто украшением. Она символизировала диалог между человеком и Богом. Каждая деталь имела определённое значение и несла в себе скрытый смысл.
Орнамент полудуг (его можно увидеть, в частности, на колоннах), символизируя воду, выражает необходимость обеспечения земли водными ресурсами.




Фрагмент орнамента с колонны храма Никорцминда

Виноградная лоза в орнаменте явно связана с христианской традицией. Также вероятно, что обилие этой детали говорит нам о заботах земледельца, отражает тот самый диалог, где человек молит Бога о плодородии своей земли.





Довольно распространены в древнем грузинском орнаменте и ведические символы. До наших дней дошли башни и предметы быта, на которых изображался "борджгали" (ბორჯღალი)  - символ солнца. Округлость формы означает вечность движения, а лучи символа - соответственно, солнечные лучи. Борджгали был символом энергии, плодородия. Кроме этого, борджагали также обозначал рога оленя, у которых было много наростов. В дневней грузинской мифологии рога оленя символизировали бессмертие.



Борджгали

Наибольшее распространение в Грузии получило изображение борджгали, состоящего из 7 лучей, которые обозначали 7 светил:


  1. Мтоваре груз. მთოვარე — Луна

  2. Джума груз. ჯუმაМеркурий

  3. Мтиеби груз. მთიებიВенера

  4. Марихи груз. მარიხიМарс

  5. Диа груз. დიაЮпитер

  6. Зуали груз. ზუალიСатурн

  7. Арди груз. არდი — Солнце



Фрагмент церкви Святителя Николая. Село Ничбиси: Сокол, держащий в когтях борджгали

Орнамент стал необходимым атрибутом не только в архитектуре, но и в живописи, рукописи, ювелирном искусстве.



Инициалы из рукописи «Сказания Григория Богослова». 1031 год


Фрески Гелатского монастыря


Фрески Гелатского монастыря: Собор Рождества Богородицы


0_92be5_10458f80_XL.jpeg.jpg

0_92be5_10458f80_XL.jpeg.jpg


Фрагменты орнаментов фрески Гелатского монастыря

Особенно прекрасны оклады икон с использованием растительного орнамента:



Серебряный оклад иконы, Анчи-Схати, фрагмент


Фрагмент орнамента иконы

Таков грузинский орнамент - сдержанный и прекрасный, соединяющий в себе множество образов и символов. На мой взгляд, национальное искусство может поведать многое не только об истории народа, но и о характере людей. В грузинском орнаменте одновременно сочетаются совершенно полярные качества: экспрессия и сдержанность, утончённость и сила. Грузинский народ - это южный народ, которому свойственна красноречивость. Но при этом сдержанность и строгость -  также черты благородного грузина. Личностные качества человека нашли своё отражение в искусстве. Грузинский орнамент, острый, как меч воина, и лёгкий, живой, как воды Арагвы, привлекает внимание не только искусствоведов, архитекторов и художников, но любого человека, которому не чуждо прекрасное.

Когда я работала над статьей о грузинском орнаменте, мне стало интересно, как он будет сочетаться с современной архитектурой. На тот момент я заканчивала работу над дипломным проектом Дома музыки, в котором должны были отразиться особенности региональной архитектуры Кавказа. И ради интереса сделала концепцию интерьера внутреннего дворика своего здания:




Грузинский орнамент.Марина Тевзая
Н.Е.Урушадзе - к семантике прикладного искусства древнего Кавказа и Закавказья
Искусство Грузии
Ничбиси
Путешествие по Грузии.Кутаиси и монастырь Гелати



  • 1
Действительно, орнамент, как и любой вид искусства, очень точно передает характер народа. И то, что удивляет порой в грузинах - вот это сочетание южного темперамента, словоохотливости с каким-то внутренним достоинством, сдержанностью - нашло отражение в орнаменте. Он красив, богат, разнообразен, но в то же время неназойлив и строг. Спасибо, Инна, за интересный рассказ! Очень порадовал гость Дома музыки, - ему этот орнамент явно к лицу. ))

Замечательный, интересный, профессиональный рассказ. Собран богатый фактический материал, всё дополнено иллюстрациями. Прямо чувствую, как обогатились мои представления о народном искусстве Грузии. Спасибо!

Инна, еще раз спасибо за интересный и красочный пост)
Все хочу спросить у Вас: почему Вы выбрали для диплома тему, связанную с региональной архитектурой Кавказа?

Спасибо за отзыв)) Всё дело в том, что моя мама из Пятигорска. Я сама родилась в Оренбурге (мама попала сюда уже по распределению). Но мы каждый год ездим в Пятигорск, который стал моей родиной. Поэтому и кавказская культура не чужда)))


Edited at 2016-07-10 01:06 pm (UTC)

Понятно) Я так и подумала, что Ваши корни откуда-то с Кавказа - уж больно далека его архитектура от оренбургских степей)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account