ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики.Региональная архитектура на примере Грузии. Дворец торжественных обрядов в Тбилиси
inna_yoheved wrote in gela_guralia
Краткий экскурс в мир региональной архитектуры на примере Дворца торжественных обрядов в Тбилиси.

tumblr_nnau8cVY511uotgxio1_1280.jpg
Дворец торжественных обрядов, Тбилиси

XX век открыл в творчестве огромные просторы для фантазии и создания нового, уникального. Это нашло отражение, в первую очередь, в архитектуре, искусство которой быстро реагирует на любые изменения в обществе. Именно этот период породил перспективные направления в архитектуре: функционализм, конструктивизм, экспрессионизм, регионализм и т.д. Можно бесконечно долго рассуждать о каждом. Однако в данной статье мы поговорим о последнем.
Регионализм – ветвь органической архитектуры. Идея этого направления заключается в том, что через архитектурные творения и наполняющую их мысль представителю одной культуры представляется возможность ближе познать традиции другого народа. Базируется регионализм на следующих принципах:

  • Обращение зодчего к местным национальным традициям, истории

  • Вдохновение образами местной природы, обращение к ландшафту

  • Силуэтное восприятие объекта

  • Наличие этнокультурного компонента

  • Проектирование в исторической среде

  • Использование национального декора



И надо сказать, что регионализм стал популярен как в европейских странах, так и в СССР. Желание сохранить и выразить национальную идентичность породило ряд крупных и прекрасных архитектурных сооружений в кавказских республиках. Так, в Грузинской ССР известен проект архитекторов Виктора Джорбенадзе и Важи Орбеладзе - Дворец торжественных обрядов в Тбилиси.

схема регионализм2.jpg
Дворец торжественных обрядов, Тбилиси

Это необычное здание часто сравнивают с проектом Ле Корбюзье – капеллой в Роншане. Однако, на мой взгляд, это вовсе не так. Существенные различия есть не только в плане двух зданий, но и в формах, линиях и внутреннем содержании.

схема регионализм2.jpg
Капелла в Роншане

Дворец торжественных обрядов намного изящнее (и пускай со мной поспорят другие архитекторы, я всё равно останусь при своём мнении). Утончённость форм, лёгкость – здание будто парит над землёй! В динамичном силуэте Дворца обыгрывается серпантин горной дороги. Это выражается как в экстерьере, так и на плане:

схема регионализм2.jpg
Дворец торжественных обрядов, Тбилиси


План здания

Также нужно отметить, что облик здания и его интерьер перекликаются с религиозной архитектурой. Вертикальная доминанта, будто фантастическая колокольня, зовёт к небесам. Дом торжеств, как предполагалось, должен прославить «культ священной родины», как писал начальник Главного управления учебных зданий Комитета по делам архитектуры при СМ СССР А.К. Чалдымов. И верно, это архитектурное творение прославляет свою Родину, её горные массивы, устремляющие взор к вершинам, её красоту.

«Культ, его храм и службы, построенные на основе национальных традиций и форм в искусстве, создаст, надо полагать, дополнительные условия для расцвета культуры и быта национальностей, входящих в Советский Союз…»


схема регионализм2.jpg
Интерьер Дворца торжественных обрядов. Автор фрески - Зураб Нишарадзе

схема регионализм2.jpg
Конструкция перекрытия

1984WedIntBlueCeiling.jpg
Перекрытие над алтарём

И всё таки ключевым здесь является слово «храм». Не знаю, умышленно или нет, но архитекторы создали объект, который заставляет нас вспомнить в первую очередь о Боге, а не о «революционных торжествах». Возможно, не случайно. Дворец торжеств, построенный в 80-х гг., одним из первых увидит, как человек вновь повернётся к Богу после долгих лет запрета религии.

«Основа архитектуры — не бетон и сталь, и не элементы, из которых состоит почва. Ее основа — чудо».
Даниэль Либескинд.

Источники: Victor Djorbenadze, wikipedia





  • 1
Большое спасибо за пост! Интересно увидеть национальные особенности в архитектуре. Какая глубокая проработка всех нюансов. Впечатлили серпантины, действительно похожее на храм внутреннее убранство. Как оно передаёт значимость, торжественность момента. Как и в храмах, высота здания во много раз превышает рост человека, так, что создаётся огромный объём внутреннего помещения, обращающий входящего к мыслям о Боге, о Родине, об ответственности, что он берёт на себя, совершая торжественный обряд. И не лишним было упоминание о теснейших связях двух братских народов одной страны, разъединённых ныне по бессмысленной прихоти политиков. Чего мне не хватило в этом здании? Каких-то решений по фасаду. Хочется увидеть какие-то краски, может, другой материал, может, национальный декор. Есть диссонанс между внутренним тёплым убранством и гладкостью внешних стен. Пусть по серпантину, как по настоящей горе, бегут ручьи и падают водопады, цветут рододендроны и зеленеют луга))) А? Как думаешь?

Мне кажется, аскетичность фасадов - особенность архитектуры Джорбенадзе :)))
Другие его проекты - Ритуальное здание на кладбище Мухатгверди и Музей Ильи Чавчавадзе. Тоже монументально, отсутствует декор в экстерьере. Здесь поэзия бетона)) пластичный, холодный и аскетичный материал. Есть в этой торжественности некая строгость (что меня лично очень привлекает =)).
А вот в архитектуре Армении (времён СССР, того же периода)назову объект, в котором присутствует цвет, фонтаны, барельефы - СКК "Амалир" (арх. Тарханян, Хачикян, Погосян, Мушегян).

Кстати, дипломный проект делаю в направлении регионализма. Эскизный объёмчик (отделочный материал на фасадах другой будет):






Красиво! Не концертный ли зал, случайно? )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account