ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Первая леди джаза. Элла Фицджеральд.
lelenag wrote in gela_guralia
Ella Fitzgerald

В 50-е годы ни один из концертов в Белом доме не проходил без участия Эллы Фицджеральд.
"Первая леди джаза", обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и импровизации, 13-кратный лауреат премии "Грэмми" и многих других почётных наград, за свою 50-летнюю карьеру выпустила порядка 90 альбомов и сборников.

Элла Фицджеральд появилась на свет 25 апреля 1917 года в маленьком американском городке Ньюпорт-Ньюс. В раннем детстве ее бросил отец и у Эллы появился отчим. Семья переехала в Нью-Йорк, где Элла пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать «представления», мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов, или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывать самые модные танцы.
После смерти матери Элла переехала к своей тёте в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах.
Осенью 1934-го года в кинотеатре «Аполло» проходил любительский конкурс, проводимый диск-жокеем и комментатором Ральфом Купером. Элла решила принять в нём участие в качестве танцовщицы, но позднее приняла решение сменить амплуа и спела.



Успех был ошеломительным. Две композиции были исполнены ею таким сильным голосом, что поражённая публика буквально взорвалась аплодисментами. Во время выступления ей аккомпанировал оркестр Бенни Картера. Вскоре Элла вновь участвовала в конкурсе и вновь одержала победу.
Стараясь найти свой путь в джазе, Элла ушла с головой в творческий поиск. В то время она считалась вовсе не джазовой певицей, а раскрученной и знаменитой поп-звездой. Её путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитировать пение Луи Армстронга, она ещё не ощущала джазового привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гораздо позже. Решающее же влияние на неё оказало частое общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазовой молодёжью, которая, как и Элла, искала новые творческие пути.

Песня "Dream a Little Dream of Me".
Музыку к этой песне написали Фабиан Андре и Уилбур Швандт, слова - Гус Кан. Впервые она была записана оркестром Оззи Нельсона в 1931 году.



"Summertime"
За основу арии, написанной Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы "Порги и Бесс", была взята украинская колыбельная "Ой ходить сон коло вікон", которую композитор услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского Национального Хора.
Со времени своего появления "Summertime" была исполнена в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Особенно популярной она стала после исполнения её Эллой Фицджеральд.



«Hello, Dolly!» — песня, написанная Джерри Херманом в 1963 году для одноимённого мюзикла. Композиция получила мировую известность после выпуска сингла с исполнением Луи Армстронга. В 2001 году «Hello, Dolly!» была введена в Зал славы Грэмми.



К середине 40-х годов Элла Фицджеральд стала другой певицей, она уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подражать чужим импровизациям. Элла почувствовала, что готова импровизировать сама и у неё есть, что сказать публике. В конце войны началась эра би-бопа, эра иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла своим пением стирала границы между инструментом и голосом, умела создавать вокальные импровизации на слог (скэт). Эту виртуозную технику она довела до совершенства.



На шестидесятые годы пришёлся пик её творческой карьеры. Менеджером Фицджеральд и её твёрдой направляющей рукой стал Норманн Гранц, благодаря которому был создан личный лейбл певицы – "Verve Records", ставшим для неё ключевым в жизни. В 1956-м вышел сольный альбом Эллы, принесший небывалую славу. Далее последовал выпуск ещё нескольких альбомов. Фицджеральд начала выступать не только в США, она ездила на гастроли во многие страны.

"Someone To Watch Over Me"
Песня Джорджа и Айры Гершвин из мюзикла "Oh, Kay!" (1926) стала одним из самых известных джазовых стандартов, входящих в "Великий Американский Песенник"



Голос певицы ухудшился в середине семидесятых годов. Она практически совсем перестала выступать и записываться с 1991-го года. В 1993-ем году ею был дан заключительный концерт в Сан-Франциско.

В свое время газеты писали: «Элла Фицджеральд может спеть даже телефонный справочник». Себя она считала еще одним инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».

Невероятная импровизация, исполненная Эллой и Мелом Торме на одной из церемоний вручения наград американской музыкальной премии "Грэмми".
Ответ на вопрос: "Что ж такое джаз?.."



Источники: Википедия

  • 1
Посвящение Элле ))
Поёт Ирина Отева


Тоже хорошая певица))))

Ах, какая она всё таки - королева! Удовольствие, которое она сама получает от того, что делает, передаётся не только зрителям в зале, но даже через экран монитора, даже через много лет, и будет передаваться вечно. Это поток частиц, передающих энергию и радость, желание жить и светлую грусть. Учёные, ау! Вот он - вечный двигатель - изучайте!)))

  • 1
?

Log in