ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. "Принц теноров". К 95-летию со дня рождения Франко Корелли.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
image.jpeg

Франко Корелли (Franco Corelli, полное имя - Dario Franco Corelli) — одна из оперных легенд двадцатого века. Одного его имени было достаточно, чтобы заполнить оперные театры или вызвать бурный энтузиазм публики. Он был подлинным, настоящим носителем того типа голоса, что принято называть "героическим" тенором, отличаясь при этом красотой и эффектной внешностью настоящего сценического героя. Его интерпретации ролей Ромео, Радамеса и Хозе остаются непревзойденными. Герберт фон Караян, говоря о Франко Корелли, однажды выразился так: "Голос героической силы и необычайной красоты, исполненный мрачной чувственности и таинственной грусти, но прежде всего голос грома и молнии, огня и крови..."

Рассказать биографию этого легендарного тенора - задача не из легких. Имя Франко Корелли всегда было окружено ореолом из всевозможных мифов, далеко не всегда соответствовавших действительности. Он и сам во многом этому способствовал, - открытый, великодушный и щедрый по отношению к друзьям, певец ревниво охранял свою частную жизнь от непрошенных вторжений и расспросов все годы, что был знаменитостью.



Возьмем для начала хотя бы то, с чего начинаются все биографии - дату рождения. По более или менее официальной версии Корелли родился 8 апреля 1921 года в Анконе, Италия. Впрочем город никогда ни у кого не вызывал сомнений, но в качестве дня рождения неоднократно называют 23 августа 1923.

Семья его была весьма музыкальной - несмотря на то, что родители Франко прямого отношения к музыке не имели, его дед Аугусто по отцовской линии был довольно успешным оперным тенором. Старший брат Альдо даже забросил учебу и пел баритоном в опере, а два его дядюшки пели в хоре театра Delle Muse в Анконе. Сам же юный Дарио Франко грезил морем и мечтал стать моряком, как и его отец-кораблестроитель; учиться он отправился в Университет Болоньи (University of Bologna), изучая морскую инженерию. Его друг, певец-любитель, вовлек Дарио в участие в музыкальном конкурсе. Победа досталась тогда не ему, однако судьи разглядели в молодом человеке искру таланта и убедили его не бросать попыток петь. Советы друзей, наследственная предначертанность и любовь к музыке и пению взяли верх, и Дарио, оставив морскую инженерию, поступил в Консерваторию Пезаро (Pesaro Conservatory of Music) для обучения оперному пению.

В консерватории Дарио обучался у Риты Павони, но остался недовольным, чуть было не сорвав себе голос, лишившись верхних нот. Тогда он решил, что ему необходимо самообразование, чем он активно и занялся. Он собрал записи своих великих предшественников - Энрико Карузо, Бенджамина Джильи, Джакомо Лаури-Вольпи, Аурелиано Пертилье, - и начал учиться сам, периодически прибегая к советам своих бывших одноклассников. Через некоторое время не очень успешных начинаний он узнал от своего друга Карло Скаравелли, учившегося у Артуро Мелокки, о новой технике пения, которая состояла главным образом в том, чтобы при пении гортань оставалась в как можно более низком положении. Артуро Мелокка имел репутацию "разрушителя голосов", самым известным учеником его был Марио Дель Монако. Корелли внимательно принялся изучать записи и технику Дель Монако, начав с простой имитации его пения. Эта техника заинтересовала его, несмотря на то, что голосовые связки подвергались чрезмерному напряжению. Корелли смог приспособить ее для себя, выработав технику «плавающей гортани», что позволило ему сделать звучание своего голоса менее одноцветным, чем у Дель Монако и петь "mezza voce" и свои легендарные "diminuendo" на высоких нотах.

В 1951 году Корелли повезло выиграть конкурс вокалистов во Флоренции - Maggio Musicale Fiorentino. Сам директор Римской оперы (Rome Opera) услышал тогда Корелли и предложил молодому музыканту спеть в знаменитом театре Spoleto. В 1951 году Франко Корелли дебютировал в роли Хозе в опере "Кармен" (роль Кармен пела Лючия Даниеле). Дебют оказался по-настоящему успешным, Корелли тут же провозгласили (причём, совершенно справедливо!) тенором с необычайным голосом, полным силы и блеска. Но импресарио не заспешили к нему с контрактами: пришлось ещё долго убеждать дирекцию Римской оперы, чтобы она ангажировала "неизвестного тенора". Тридцать первого декабря 1952 года он спел Ромео в "Джульетте и Ромео" Р. Дзандонаи с Мерчедес Фортунати; за дирижёрским пультом стоял его друг и наставник, маэстро Дзино. Три спектакля собрали необычайный урожай хвалебной критики.

9 апреля 1953 Корелли впервые поет с Марией Каллас. Это была "Норма" В. Беллини в Римской опере. Спектакль имел грандиозный успех как у публики, так и у критиков. Пути и роли двух ярчайших звёзд оперной сцены - Корелли и Каллас - будут постоянно переплетаться на протяжении всей их творческой жизни. Они вместе пели в "Аиде", "Тоске", "Норме", "Весталке", "Федоре", "Пиратах" и "Полиевкте", - в Риме, в Милане, в Париже. В жизни они также были друзьями. Каллас восхищалась Корелли, Франко поддерживал её в трудные моменты сценической жизни.


Франко Корелли и Мария Каллас.


M. Callas (Tosca) and F. Corelli (Cavaradossi) from "Tosca" by G. Puccini. New York, 1965.


В 1954 году Корелли дебютировал в Ла Скала (La Scala) - он открывал сезон в опере Спонтини "Весталка", вместе с Марией Каллас. Кстати, публика устроила тогда овацию возвращавшейся на сцену после перерыва Марии еще в фойе театра, однако позже стало очевидно, что истинным героем вечера стал все-таки Корелли. Вообще, говорили, что Корелли буквально ворвался на оперный олимп Италии, став ведущим тенором театра Ла Скала.


В роли Хозе ("Кармен" Ж. Бизе). 1956.


Последующие годы стали для певца периодом постоянного триумфа. Его очень тепло принимала публика. Франко стал одним из самых желанных гостей на всех ведущих оперных сценах мира, исполнив все основные лирические партии оперного репертуара. Его партнершами на сцене были самые знаменитые певицы того времени - Мария Каллас, Рената Тебальди и Биргит Нильсон. Чтобы освободить театр после его выступлений, организаторам часто приходилось гасить в зале свет, поскольку восторженная публика не прекращала рукоплескать артисту.


В роли Радамеса ("Аида" Дж.Верди).


Позже его назвали Золотым голосом эпохи "бельканто".


"Vesti la giubba", from "I Pagliacci" by Leoncavallo. 1960.


"O Lola Ch'ai Di Latti La Cammisa" from "Cavalleria Rusticana" by P. Mascagni.


"Celeste Aida", from "Aida", Act I, by Giuseppe Verdi.


За свою насыщенную творческую жизнь Франко Корелли исполнил 39 оперных партий. Среди наиболее часто исполнявшихся с самого начала творческого пути и горячо любимая самим Франко - партия Хозе в "Кармен" Ж. Бизе.


"Carmen", Act I: "Parle-moi de ma mère!". Franco Corelli & Mirella Freni (1964?).


Франко Корелли, благодаря его внешним данным (которым могли бы позавидовать звёзды кинематографа) в сочетании с уникальным талантом, часто с удовольствием приглашали в оперные экранизации. Первым фильмом-оперой с участием Корелли стали "Паяцы", записанные для итальянского ТВ в 1954 году. Затем последовали две "Тоски" - одна за другой. Первый спектакль (1955) был снят в черно-белом варианте, но играли там оперные артисты. В следующей - цветной - экранизации (1956) из оперных артистов остался только Корелли, а его партнёрами были просто артисты. Роль Тоски играла Франка Дюваль (голос - Марии Канилья).

В 1961 году состоялся его дебют в Метрополитен-опера, и многие последующие годы Франко Корелли были связаны с этим театром - он пел там с 1961 по 1976 год. Его голос сравнивали с голосом блистательного Энрико Карузо, при этом Корелли получил титул Принца теноров, в то время как Карузо считался Королем теноров. При всем этом Франко был настоящим красавцем, его очарование, сила эмоций и накал чувств не оставляли равнодушных - Корелли был попросту непревзойденным.


"Quale d'armi fragor...Ah, si, ben mio...Di quella pira" from "Il Trovatore" by Giuseppe Verdi. Leonora - Gabriella Tucci. 1965.


"Come un bel dì di maggio" from "Andrea Chénier" by U. Giordano.


В годы выступлений на сцене Корелли был очень похож на принца. И внешне, и по тому особому статусу, который занимал среди коллег. Не случайно именно принц — главный герой оперы Джакомо Пуччини «Турандот» — по праву считается одной из лучших партий Франко. По сюжету этой оперы, принц Калаф, рискуя жизнью, отгадывает загадки неприступной принцессы и побеждает. Однако, достигнув всего, о чем можно мечтать, он внезапно отказывается от завоеванного счастья и предлагает дочери могущественного Альтоума свой вопрос, вызывающий смятение и растерянность в императорском дворце.

Если говорить о творчестве Франко Корелли, то и в образе принца из «Турандот», и в самом сюжете можно увидеть особое, символическое значение. Как и Калаф, влекомый тягой к абсолютному совершенству, воплощенному для него в образе принцессы, Корелли был также одержим одной идеей — идеей совершенного вокала. Отвечая на вопрос итальянского музыкального критика Джанкарло Ландини, что такое Корелли и его голос, сам певец сказал: "Это история завоевания, долгого и ежедневного. Постоянная работа с целью получить финальный продукт из материала, который дала мне природа". Несмотря на многие преграды: отсутствие полноценного музыкального образования, довольно позднее по сравнению с другими певцами начало артистической карьеры, наличие могущественного соперника в лице Марио Дель Монако, — Корелли, как и герой оперы Пуччини, достиг своей цели. Он проник в сокровенные тайны вокального мастерства и завоевал исключительное положение в мире оперы. Но, став победителем, — опять же, как его любимый принц Калаф, — певец предложил свои загадки, ответ на которые знает только он сам.


В роли Калафа (опера "Турандот" Дж. Пуччини).


Не вполне понятны и причины, по которым Франко в какой-то момент ограничил свой репертуар до, в общем, небольшого числа партий, так и не выступив в тех, которые, казалось, прекрасно подходили для его голоса (например, в роли Отелло). Загадочен и внезапный уход Корелли со сцены в момент, когда он еще находился в прекрасной вокальной форме и был признан лучшим (spinto) лирико-драматическим тенором мира. После ухода с сцены во второй половине 70-х Корелли преподавал вокал; впрочем, в 1980-м и 1981-м он дал несколько концертов. В одном из интервью Франко сказал по поводу своего ухода: "Я не тоскую по тому постоянному давлению, которое я испытывал в течение моей карьеры, но я тоскую по радости пения".

Франко Корелли был женат на дочке известного по тем временам баса Умберто Ди Лелио - Лоретте. О детях практически ничего не известно, но было известно то, что прожили они вместе с Лореттой до смерти Франко. Он умер в Милане, 29 октября 2003 года, в возрасте 82-х лет, от осложнений после перенесенного в начале года инсульта. Великий тенор был похоронен в Милане в Cimitero Monumentale.

Известно, что сам Франко Корелли очень строго относился к своему творчеству: "Публика требует от тебя каждый раз все больше и больше, и если ты в один прекрасный вечер не сможешь ей этого дать, тебя спросят - почему?".



Выпуск программы "Абсолютный слух", посвященный творчеству Франко Корелли:



Интервью с Франко Корелли

Источники: facecollection.ru; musbooks.ru; ru.m.wikipedia.org.


  • 1
Хочется написать: "Спасибо, но мне его не надо!" История певца интересная, но голос настолько не моё - отторжение какое-то вызывает. Хвалить не могу просто так. Вот раздражают меня такие героические голоса. Наверноё, потому что я люблю скромных героев. ))) Или здесь что-то другое. Помню до сих пор классного певца (память на имя отшибло резко - он пел в кафе, среди столиков, девушка зашла - ну помнишь?) Вот он мне очень понравился - попробую найти - напишу. А здесь - петух или павлин. Может, образы "виноваты" - дослушать не смогла ничего...(((

Ничего страшного, Оля! )) Почему, собственно, должны нравиться все - пусть даже выдающиеся - тенора? Восприятие у всех разное. Например, мне он совершенно не показался ни петухом, ни павлином. Посмотри в его глаза, почитай интервью (ссылка в конце). Умница и явно знает цену вещам. А того певца зовут Марио Ланца. )) Вот у него-то как раз характерец был - не подарок, и гонора было хоть отбавляй (не в суд буди сказано). Разные они - великие, но от этого великими быть не перестают. А в данном случае ты судишь, скорее, по образам. Но это же сценический облик, грим, - видимо, тогда была такая стилистика на сцене.

Кстати, не могу назвать Франко Корелли своим любимым певцом. Но пока готовила пост, буквально "подсела" на него, потому и рассказ получился излишне, может быть, пространным. )) Мне, видимо, наоборот - больше нравятся "героические" голоса. Например, мне ближе голос Пласидо Доминго, чем Лучано Паваротти (при несомненном уважении к нему). Хотя большинство предпочитает именно второго. ))

Да! Марио Ланца и Лучано Паваротти - более мои. Какие-то у них "мягкие", тёплые голоса.)))
Прости за, может быть излишнюю, резкость. Видишь, как действует Корелли - несдержанность и раздражение, обычно мне не свойственные, появляются! Свалила на певца и довольна!)))

Edited at 2016-04-14 03:48 pm (UTC)

Раздражаться не нааадо, Франко Корелли этого явно не заслуживает. )) Теноров много, всегда можно выбрать тех, чей тембр ласкает слух. А у остальных найдутся свои почитатели. ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account