ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. В.А. Тропинин. Мастер русского портрета.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia

"Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль". 1844 год.

Русский художник Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30) марта 1776 года в селе Карповка (по иным сведениям - Карпово) Новгородской губернии, в имении графа А.С. Миниха. Отец его был крепостным и работал в имении графа управляющим. Как часто бывало в те времена, за долгую и верную службу он получил вольную, однако дети его остались в крепостной зависимости. Позже его семья, в том числе и сын Василий, была передана в собственность породнившемуся с Минихом графу И.И. Моркову, как часть приданого дочери графа Наталии.

Способности к рисованию у Тропинина проявились еще в детстве, но Морков не обратил на это внимания. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, в дом графа Завадовского в Петербурге. В Петербурге Василий, втайне от своего барина, стал посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств. Когда Морков узнал об этом, то, после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим учеником, что не возбранялось и крепостным. Окончив обучение в рисовальных классах, Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи, возглавляемую С.С. Щукиным. В период ученичества Василий жил в доме учителя, выполнял подготовительную работу для рисования: растирал краски, натягивал и грунтовал холсты, поэтому наблюдалось некоторое сходство палитр художников.

За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.


"Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке". 1829 год.

Василий Андреевич показывал блестящие успехи в учебе и вскоре получил серебряную и золотую медали. По давней традиции наиболее отличившихся выпускников академии в те времена отправляли за границу, чаще всего в Италию, - для изучения всемирно известных живописных шедевров. Но Василия Тропинина ожидала иная дорога: в 1804 году он был отозван графом Морковым, не желавшим потерять крепостного, в его новое имение - в деревню Кукавку Каменец-Подольской губернии на Украине, где стал одновременно личным слугой, поваром-кондитером, архитектором и художником графа. Здесь до 1812 года он женился на Анне Ивановне Катиной - свободной поселянке, не побоявшейся выйти замуж за крепостного художника; у них родился сын — Арсений. Муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину, граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети.

До 1821 года Тропинин жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, выполнял копии с картин известных западноевропейских и русских художников, расписывал местную церковь, писал для нее иконы. Кроме того, Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. В имении своих хозяев Тропинин прожил почти двадцать лет. Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян, изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи».


"Семейный портрет графов Морковых". 1813 год.

В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Москва приходила в себя после нашествия Наполеона. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П.П.Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И.И.Дмитриев. Эти ранние портреты, поясные на нейтральном фоне, восходят к традиции русского камерного портрета XVIII века. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Он пишет портреты героев Отечественной войны — генералов И. И.Алексеева, А.П.Урусова, Ф.И.Талызина, П. И. Багратиона.

Особое место в творчеств Тропинина занимают детские портреты, среди которых самым известным является «Голова мальчика» - портрет сына художника, Арсения Васильевича Тропинина, написанный в 1818 году. Кажется, что полотно написано в часы высшего озарения – столько в нем чистоты, легкости, нерастраченных сил, раскованности и свежести. С бесконечной любовью передает художник хрупкий и тонкий внутренний мир ребенка. Это один из самых удивительных по одухотворенности детских образов русской портретной живописи XIX века.


"Голова мальчика". Портрет Арсения Васильевича Тропинина. 1818 год.

В 1821 году семья графа Моркова окончательно переезжает в Москву вместе со своими подданными. Прожив немного в более демократичной Москве, в 1823 году, под давлением современников, граф решается дать свободу художнику, - уже немолодому, но находящемуся в расцвете творческих сил и способностей (жена Тропинина и сын Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет). Василий Андреевич работает с упоением, совершенствуя мастерство на вольной ниве. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской Академии художеств свои картины, раскрывающие новый стиль портретной живописи того времени. Среди них - картина "Кружевница", в которой художнику удалось найти редкую гармонию физической и нравственной красоты, социальной определенности "девушки из народа" и поэтичности образа.

image.jpeg
"Кружевница". 1823 год.

Произведение получило много лестных отзывов у современников. Также были представлены картины "Нищий старик" и "Портрет художника Е. О. Скотникова". За эти работы, решением Совета Академии, Василий Андреевич был удостоен звания "назначенного художника". Ожидавший большего, Тропинин не унывает, и, снова находясь в поисках новых живописных решений, обладая уже приобретенным опытом и смекалкой художника, пишет "Портрет медальера К.А. Леберехта". Картина выставляется в Академии в 1824 году и Василию Андреевичу Тропинину присваивают почетное звание академика.


«Портрет медальера К. А. Леберехта». 1824 год.

В Академии художеств ему предложили должность профессора, однако Василий Андреевич отказался остаться в Петербурге: в Москве жила семья графа И. Моркова, в крепостной зависимости которого оставались жена и сын художника. Кроме того, в Москве, выполняя частные заказы, он мог обеспечить себе независимое финансовое и профессиональное положение.

В 1827 году Тропинин создает портрет А.С. Пушкина, ставший одним из самых ярких и известных изображений русского поэта. Пушкин заказал его для своего друга С.А. Соболевского. Портрет известен тем, что с него было сделано несколько копий; сам же оригинал пропал и появился лишь много лет спустя — его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский. Когда Василия Андреевича попросили подтвердить подлинность портрета и подновить его, художник отказался, сказав, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой», и только почистил его.


Портрет А.С. Пушкина. 1827 год.

В 1830-40-е годы Тропинин пишет огромное количество портретов. Среди его заказчиков были первые лица в городской иерархии: государственные чиновники, дворяне, купцы, актеры, писатели, художники. Наиболее известные произведения этого периода «Портрет С.С. Кушникова» (1828), «Портрет С.М. Голицына» (после 1828). Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М.С. Щепкина, П.С. Мочалова, актера петербургской «Александринки» В.А. Каратыгина.

В декабре 1835 года в Москву приезжает Карл Павлович Брюллов. Любитель искусства и коллекционер Е.И. Маковский привел его в мастерскую Тропинина. По воспоминаниям Н.А. Рамазанова, "Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу".

Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. Знакомство с ним наложило отпечаток на творчество художника: после общения с Брюлловым у Василия Андреевича появляются произведения большого размера со всеми приемами и аксессуарами европейского парадного портрета.


Портрет К. П. Брюллова. 1836.

Во второй половине 1830-х — 1840-е годы Тропинин создает несколько групповых портретов. Самые известные среди них «Портрет Ф.С. Мосолова со служащими конного завода» (конец 1830-х) и «Портрет Д.П. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок» (1842).
В поздний период творчества художник больше внимания уделяет передаче сложности и глубины образа, к постижению личности человека. Именно этой особенностью отличается «Портрет А.А. Тучкова», написанный в 1843 году. Одно из лучших произведений этого периода - «Портрет неизвестного в халате с трубкой». В нем живописец точно передал возрастные особенности, незаурядный ум и мощный темперамент образа.


"Портрет неизвестного в халате, с трубкой". 1840—1850 годы.

В 1850-е годы среди картин Тропинина все чаще появляются изображения старых женщин: «Старуха, стригущая ногти» (1850), «За починкой белья» (1852), «Старуха с курицей» (1856). Как считает большинство биографов, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Художник очень тяжело переживал ее смерть в 1855 году: из квартиры на Ленивке, где они прожили вместе больше тридцати лет, он переехал в Замоскворечье.


«Старуха с курицей" (Портрет жены художника). 1856 год.

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи "последним сыном XVIII века", в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века — верность натуре, аналитический взгляд на мир — и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века. Умер Василий Андреевич 3 (15) мая 1857 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.

Источники: art19.info; dic.academic.ru; www.artsait.ru.


  • 1
Замечательный русский художник. Вот уж нелёгкая жизнь у него была. Нелёгкая, но всё же счастливая. Он нашёл своё призвание, реализовал себя в нём. Работал и не унывал. Набрала сейчас "яндекс.картинки" на меня взглянули десятки людей, современников Василия Андреевича. Злых, с печатью пороков лиц, я не увидела. Думаю, он в каждом человеке старался увидеть что-то хорошее, найти "души прекрасные порывы". Спасибо за интересный рассказ!

Он и сам был, судя по автопортрету и отзывам современников, добрым и светлым человеком. Поэтому и в людях старался видеть хорошее. С детства люблю его картины именно за то, что от них веет добром и спокойствием. Жаль, что граф не позволил ему доучиться, - насколько бы еще возросло его мастерство и умение. Но и того, что есть, достаточно, чтобы остаться в памяти людей и истории российского искусства.

Читала, и слёзы на глазах ((
просто удивительно, как он не ожесточился, и сохранил свет и тепло своей души в работах.

Да, есть чему поучиться. А ведь сколько подобных судеб было, наверное, изломано, сколько талантов погублено из-за косности и невежества, - можно себе представить. Слава Богу, что были такие вот исключения.

  • 1
?

Log in