ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Ко дню рождения Фредерика Шопена.
lelenag wrote in gela_guralia
83e44c0f8072b2a146259e41844404e5_big.jpg

В детстве меня отвели в музыкальную школу. Как и многим моим ровесникам, музыкой заниматься было лень... Но шли годы, я занималась, кое-что нравилось. Только терпеть не могла учить гаммы и этюды, но очень полюбила прелюдии Баха, сонаты Бетховена и, особенно, произведения Шопена.
В то время, каждый раз открывая ноты, никогда не задумывалась над тем, что за каждой страничкой, исписанной черными музыкальными знаками, за выстроенной по правилам музыкальной гармонии мелодией, стоит живой человек...Композитор. Человек, который жил, радовался и грустил, но был наделен особым даром - создавать музыку....
Его музыка навсегда осталась со мной. В юности я совершенно случайно посмотрела художественный фильм "Экспромт"(реж.Дж.Лэпайн, 1991г). После этого фильма я прочитала книги Жорж Санд и вновь стала играть произведения Шопена. Кто они: экспрессивная женщина-писатель, носившая всю жизнь мужскую одежду и разрушительница всех общепринятых устоев, и утонченный, интеллигентный музыкант, пианист, от игры которого замирало сердце у слушателей в музыкальных гостиных...

Как о нем отзывалась Жорж Санд:
"Этот Шопен — просто ангел; его доброта, нежность, терпение иногда меня беспокоят; я полагаю, что это чересчур тонкая натура для того, чтобы жить нашей грубой и тяжелой земною жизнью".
«По-прежнему это самый милый, самый загадочный, самый скромный из всех гениальных людей...»

В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Юный композитор рос в окружении музыки.
Он с отличием окончил лицей, а затем Высшую школу музыки. Его учитель, Иосиф Эльснер, отметил в своих заметках о Шопене: „Изумительные способности. Музыкальный гений”.
К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом и композитором Польши. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829 году.
В 1830 году юный Фредерик отправляется в европейское турне, и как оказалось позднее, покидает свою родину навсегда. В Польше разгорается революция. С мыслями о трагических судьбах родной страны был связан самый знаменитый этюд Шопена, получивший название „революционного”. В нем воплотился дух восстания, а также гнев и скорбь.


Во Франции Шопен прожил всю жизнь, но она так и не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже свое сердце после смерти он завещал отвезти на родину.
На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, вариации на тему из оперы Моцарта „Дон Жуан”. Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: „Шапки долой, господа, перед вами гений”.
О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора:
„Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства”. Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира.
Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых. В числе его друзей - Лист, Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам.
Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему Париж. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей, наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку.

Баллада №1 навеяна композитору народными польскими песнями.


На многие годы Шопен связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.
Слишком уж разными они были — хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее, их роман продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений — он писал музыку, она — книги.

Жорж Санд и Фредерик Шопен. Работа Э. Делакруа. 1838 год.

Именно в тот период жизни Шопен создал цикл из двадцати четырех прелюдий, отражающий разные настроения, разные порывы души, но пронизанный одним страстным желанием жить и любить.





Жорж Санд, любившая играть со своей маленькой собачкой, как-то заметила Шопену: «Я бы на вашем месте непременно сочинила бы какую-нибудь музыкальную пьесу в честь моей собаки…» Шопен, по воспоминаниям Луи Эно, тут же подошел к фортепьяно и сыграл мелодичный вальс, который его ученики и знакомые потом так и называли — «Вальс маленькой собачки»… (Waltz no. 6 in D flat, Op. 64 no. 1)



У Шопена просто прекрасные вальсы:




Далеко не все были согласны с Жорж Санд, изображавшей себя ангелом-хранителем Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое „самопожертвование” и „материнские заботы” о композиторе. Ф.Лист в книге, изданной еще при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил ее в том, что именно она была причиной его безвременной смерти.
С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, ноктюрны, и по-прежнему любимые мазурки и полонезы.
Ноктюрны Шопена звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики.







Последние годы жизни композитора были печальны. Уходили из жизни друзья-соотечественники. Разрыв с Жорж Санд сделал его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал.
Средства его иссякли. Чтобы поправить свое тяжелое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие.
Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. Последним произведением композитора была Мазурка фа минор, которую он записал лишь на бумаге, но исполнить так и не успел.


Небольшой видео-очерк о жизни композитора.


Помимо "Экспромта" о Шопене были сняты еще два художественных фильма: "Голубая нота"(реж. Анджей Жулавский, 1991) и "Шопен. Желание любви"(реж. Ежи Антчак, 2002).

Борис Пастернак назвал Фредерика Шопена "нежным гением гармонии"...Человек жил в музыке. Он отдавал ей все чувства, всю их полноту, малейшую смену настроений - от глубоких переживаний до светлой любви и счастья, заполняющих весь мир.

Источник:http://orpheusmusic.ru/publ/111-1-0-129

?

Log in