ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
По мотивам живописи Нико Пиросмани
savae wrote in gela_guralia
Эти размышления о жизни навеяны удивительной живописью Нико Пиросманишвили, а также рассказом о нем Маши
masya_77 http://gela-guralia.livejournal.com/52275.html
(название работы появляется при наведении на нее мышки)

Автопортрет

Люди (и художники, конечно, тоже) по-разному видят мир. Одни видят красоту в воздушности чувств, движении жизни, неуловимости взаимоотношений – в динамике в общем. А другие как «фотографы» запечатлевают определенные одномоментные состояния наиболее гармоничные или, наоборот, наиболее пронзительные.

У Пиросмани статика, как и отмечают его биографы и исследователи творческого наследия. Причем портреты, пейзажи, даже натюрморты написаны как бы в одном ключе и дают общее настроение. Вот это удивительное задумчивое и немного грустное настроение меня не отпускало после знакомства с его работами, и хотелось понять, какое же свое состояние он в них отразил. И кажется, ответ я для себя нашла.

Батумский порт

Мы, говоря о том или ином человеке или животном (а в некотором смысле даже и о растении) даем оценку его силе, выносливости, ловкости, уму… Мы привыкли, что все живое обладает этими качествами в той или иной мере. И лишь постепенно, с опытом нам открывается другая сторона «медали» – наша ничтожность и незащищенность перед мощью природы (или перед высшими силами). Если преимущества у каждого свои и выражены в разной степени, то слабы мы все одинаково. Обнаруживая в себе это, человек утрачивает иллюзии на свой счет, перестает изображать и просто смотрит на мир и на себя в нем, принимая все как есть. И вот это понимание, можно сказать, познание самого себя является приобретением в жизни через страдания и переживания, вызванные теми или иными трудностями.

Женщина с подносом

Глядя на человека, мы интуитивно улавливаем, обрел человек себя или еще на пути. Поэтому, когда мы видим, например, бабулечку «божьего одуванчика» на скамеечке, много повидавшую на своем веку, или крестьянина, бурлака на картинах Репина, Крамского…, измученных тяжким трудом, вояку бывалого или человека, потрясенного какими-либо сильными переживаниями, мы в их глазах интуитивно улавливаем правду жизни без прикрас и иллюзий. Они особенно смотрят, как бы транслируя нам свое знание. И чувство незащищенности, стоящее за этим знанием, пронзает нас! Это чувство как бы всплывает из глубин души, где всю жизнь хранилось со времен младенца в колыбели. Кому-то это состояние не нравится (они еще слишком самоуверены), и отойдя в сторону их жизнь продолжается до поры без изменений. Другие, знакомые с этим состоянием, чувствуют родственность душ и испытывают свои внутренние переживания и благодарность судьбе за все те трудности на пути, позволившие обрести себя. А творческие люди, и художники в частности, могут это состояние еще и передать.

Семья оленей

Вот и Пиросмани, можно сказать, рассказывает нам, как сквозь боль своих переживаний он обрел понимание мира и сути вещей (насколько это вообще возможно). И мы видим, как черный высвечивает в прекрасных мягких красках и формах поразившие его образы, как он с нежностью и любовью к ним относится, и как он глубоко связан с ними простой и единой для всех формулой присутствия в мире - "Я есмь".


  • 1
Елена, спасибо за очень интересный пост.
но вот у меня вопрос: всегда ли человек, который "обрел себя", пришел к этому состоянию лишь осознав свою и чужую незащищенность?
мне наоборот в ином таком человеке видится спокойная уверенность в своих силах, в своем опыте.
и как показывает сама жизнь, иногда силы и витальность человеческого существа не стоит недооценивать.(всем известный печальный пример приводить что-то не хочется )

хотя то , о чем Вы говорите, если я правильно понимаю - очень хорошо формулируют корейцы в своей жизненной философии - Человек проживает свою жизнь, чтобы в итоге понять и принять неизбежность собственной смерти.."

Мне думается, что суть обретения себя - это избавление от иллюзий. А это хитрые такие прозрачные штуки, их мы не видим у себя (ну может иногда подозреваем, что они есть). Что-то должно происходить, чтобы их увидеть и отбросить. Так или иначе это переживания какие-либо, напряжение, чистка... в принципе не обязательно на грани жизни и смерти.
Это может быть, когда ты хочешь чего-то получить или достичь, все для этого делаешь правильно, а безрезультатно (ой, что-то мне это напоминает...) Вот это я понимаю под слабостью, незащищенностью - обстоятельства сильнее.
Человек в этой ситуации может долго сопротивляться, биться за свое... и бестолку. Лишь приняв ситуацию как есть, и осознав свою слабость, он или отказывается от своей цели, или начинает просто рассудочно и уже без энергии победителя работать, чтобы к ней приблизиться.
Это своего рода ловушка в жизни, чтобы от иллюзии собственной значимости освободиться, спесь сбросить. Ну и сам человек в итоге чище и светлее становится. Причем если не отступил и достойно вышел из этой ловушки, он сильнее и закаленнее будет и уверенность приобретает, что МОЖНО с таким справляться.
Я вот это имела в виду.

А "принять неизбежность собственной смерти" это, наверное, из той же серии крайний случай. Конкретно о корейцах я не знаю. Мне всегда казалось, что вообще восточные философии подробнее рассматривают тему близости жизни и смерти...

Edited at 2014-02-26 06:16 pm (UTC)

мне кажется, что окончательно от иллюзий избавиться не получается ни у кого.
я в какой-то степени, наверное, всё же агностик.
Что мы там себе не думали , "в действительности все иначе, чем на самом деле" )))

И освобождаться от идеи собственной значимости.. А стОит ли ?
что тогда останется делать человеку? кем он станет? сдастся на милость стихий?

Всё-таки мне ближе:
Я царь – я раб –- я червь –- я Бог!

т.е. в зависимости от ситуации, и самоощущение у человека должно быть разным.

Можем ли мы освобождаться от идей, иллюзий по собственному решению? - вряд ли. Они, как мне кажется, автоматически исчезают, когда начинают противоречить, не соответствовать реалиям. Поэтому и искать оветы "А стОит ли? что тогда останется делать человеку? ..." практического смысла не вижу (если порассуждать только...).


А с позицией «Я – царь, я – раб, я - червь, я - Бог» могу согласиться… но рассматриваю их как роли, которые мы играем в зависимости от обстоятельств. Суть же все равно остается «Я есть человек» равный среди всех перед природой, высшим разумом, обстоятельствами непреодолимой силы (кому как ближе).


Edited at 2014-02-27 07:55 pm (UTC)

но что же такое-эти реалии?
Они ведь у каждого свои.
Потому иногда нам кажется, что кто-то цепляется за свои иллюзии, несмотря на...
Просто в течение жизни человек сам для себя решает- как ему относиться к чему-либо.
Автоматически ничего не происходит, по моему мнению.

Реалии конечно у каждого у каждого свои. И только сам человек знает, что им соответствует, а что нет. И когда он почувствует несоответствие, иллюзии исчезают (автоматически зачеркнем) без дополнительных усилий.

Написала так, как сама понимаю. При этом никого не призываю смотреть моими глазами... но мнения интересны - спасибо за Ваше.

тут соглашусь )))

мило побеседовали )))

Лена и Маша, огромное спасибо за знакомство с художником Пиросмани!
Его картины вызывают у меня почему-то прямые ассоциации с исполнением Гелы. Они несут какой-то сакральный смысл. Но люди и животные смотрят здесь по-разному. Животные - словно с немым укором и здесь согласна с возникновением чувства незащищенности, так смотрит сама Мать-природа на Человека, возомнившего о себе, и забывшего свои корни, точнее "вырвавшего себя вместе с корнями" из Земли. Отсюда и уход в иллюзорный мир.
А в глазах людей - понимание собственного несовершенства и осознание, глубинное ЗНАНИЕ, мудрость всех веков. В этом мире все уже есть, он - полная чаша. Вот такое у меня восприятие.
Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,

Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами

Пройти по всей земле
горящими ступнями

Все воспринять
и снова воплотить.
М. Волошин

Оля, а ты раньше не была знакома с его творчеством?
мне очень интересно - какие мысли возникают у людей, когда они впервые видят его картины.
Мне самой казалось, что я даже запахи чувствую - воды, равнины, гор.

Нет, абсолютно первозданное, если можно так сказать, восприятие, не замутненное ничем :))

ой, как здорово!
значит, не зря пост делали ))

Меня почему-то "пробило" только сегодня, здесь сами картины крупнее, глаза ближе, потом в галерею пошла...
Вот еще с черным цветом "не дружила", он самый нелюбимый. Но восприятие поменялось, теперь притягивает его глубина, как "черная дыра", но это не в связи с картинами :))

Еще включи "Эрио Бичебо" фоном к галерее.. вообще улетишь..

(у меня еще и чёрный - самый любимый ))

(Deleted comment)
Да, Кейт, я точно так же поняла - или самоучка, или сознательный отказ от школы.

Напиши потом про Бичебо - получилось или нет.

У меня это случайно произошло. В очередной раз почувствовала (как и с др.песнями Гелы) - что вот если ПРЯМО СЕЙЧАС не услышу Бичебо - то просто умру.
Включила.
И открыт был пост с картинами Пиросмани. И полилась музыка над ними - абсолютно свободно, ничего не затрудняло её полёта.

"...не может не рисовать. Потому что вокруг такие горы, такие люди, такие звери, такие речки, такие женщины, такой виноград... "
и такое любящее сердце!

(Deleted comment)
Я искала определения, чтобы описать, что же объединяет все сущее... и не находила. А вот это "В этом мире все уже есть, он - полная чаша." - очень-очень близко, как мне кажется.
Все, что в мире есть, все на своих местах, имеет равное право в нем находиться. В этом смысле нет лучших или худших, нет вещей и их хозяев - все просто есть. Но при этом каждому даны свои способы существования, качества, возможности... и видимо, задача их реализовать.

Волошина люблю вообще ))) и здесь он точен!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account