ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Василий Иванович Суриков. "Самый русский из русских художников".
ira_pevchaya wrote in gela_guralia

Автопортрет. 1879.

Василий Иванович Суриков... Гений мировой величины и беззаветный труже­ник в искусстве, национальная гордость своего народа, он выбрал своей судьбой трудную и прекрасную судьбу родины, навеки просла­вив ее известных и безымянных героев. Страсти и характеры исторических персонажей на его полотнах и сегодня волнуют зрителей своей достоверностью.
Когда-нибудь благодарные по­томки изучат жизнь и творчест­во Сурикова так же подробно, как наши современники изучили наследие великого Пушкина. Потому что не только сама работа, но и весь жизненный путь художника необычайно по­учительны. Его самобытный и могучий характер сумел подчи­нить все обстоятельства жизни одной великой цели, единому творческому замыслу. Суриков никогда не изменял ни высокому искусству, ни самому себе.
Истоки такой силы и досто­инства его личности во впечат­лениях детства, в ощущении кровной связи с народом: до конца дней художник с гор­достью помнил о своих древних казачь­их корнях и питал душу образа­ми сибирской жизни.

Василий Иванович Суриков родился 24 (12) января 1848 года в Красноярске. Его отец, Иван Васильевич, служил губернским регистратором. Он обожал музыку и считался лучшим певцом в Красноярске. Мать, Прасковья Федоровна, слыла женщиной строгих нравов, неуклонно соблюдающей обычаи. Одновременно она была незаурядным, художественно одаренным человеком, известной рукодельницей. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».

Тяга к рисованию проявилась у Сурикова с ранних лет. Мальчиком он вглядывался в окружающих: "как глаза расставлены", "как черты лица составляются", часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге. Рисовать Василий начал рано. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал - пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и сам раскрасил синькой - мундир, а брусникой - отвороты.

Первым, кто обратил внимание на живописные способности Сурикова, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев. В 1859 году умер отец, и семья стала испытывать материальные затруднения. Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили. Суриков, начавший учиться в гимназии, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Василий Иванович потом рассказывал: «Очень я по искусству тосковал». Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П.Н. Замятина и золотопромышленника П.И. Кузнецова, оплатившего все расходы на поездку Сурикова в столицу и его учение в Академии художеств. В конце 1868 года Василий с рыбным обозом своего мецената отправляется в Петербург, учиться в Академии. Его принимают не сразу, и, прежде чем стать вольнослушателем, Суриков три месяца учится в Обществе поощрения художеств у М.В. Дьяконова. За этот срок он проходит программу трех лет. В 1870-м году – долгожданное зачисление в Академию. Учился Суриков с увлечением, неоднократно получал золотые и серебряные медали и денежные премии как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции. В то время его интересовали темы из древней истории: античность, Египет, Рим, первые века христианства.

На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста". В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Суриков расширил тему, включив в композицию толпу - римских воинов и горожан, напряженно слушающих вдохновенную речь Павла. Картина вышла живой и выразительной, но, несмотря на возражения прогрессивной части профессоров, в особенности Павла Чистякова, очень ценившего Сурикова, золотая медаль, а вместе с ней и командировка за границу так и не были ему присуждены, так как картину сочли незаконченной. По словам Чистякова, "допотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, за то, что мозоли не успел написать в картине".

default
"Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста". 1875.

В конце 1875 года Суриков оканчивает Академию художеств и получает звание классного художника первой степени. Через полгода ему "в виде исключения" все-таки была предоставлена возможность съездить на обучение за границу, но одновременно он получил очень выгодный заказ на выполнение четырех росписей для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. Эта работа давала художнику материальную независимость, к которой он всегда стремился, и Суриков предпочел ее поездке. В июне 1877 года он переезжает в Москву, где делает в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Но впоследствии он никогда уже не будет работать на заказ.

В 1878 году Василий Иванович женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили ему «начать свое» - обратиться к образам русской истории. Со следующего года начинается напряженная работа над первой исторической большой картиной - «Утро стрелецкой казни». Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, но хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома, сосредоточив внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.


"Утро стрелецкой казни". 1878-1881.

Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова». Но отложив работу над этим грандиозным полотном, чтобы отдохнуть, он написал картину «Меншиков в Березове» (1883). Это единственная интерьерная картина из всех классических работ художника. Сурикова часто упрекали за несоблюдение в ней правил перспективы - диспропорцию между огромным ростом Меншикова и низким потолком избушки. Однако возможно, что Суриков сделал это сознательно, для того, чтобы подчеркнуть всю трагичность состояния сильной энергичной личности, обреченной на медленную смерть в ссылке.
В "Меншикове" Суриков проявил себя как замечательный колорист. Картина поразительно гармонична по цветовым отношениям. Суриковым применен метод многократных прописок и лессировок на корпусной основе, который придает особую насыщенность, красоту и сложность цветам, заставляя их переливаться, подобно драгоценным камням.


"Меншиков в Березове".

В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

После выставки 1883 года картина была приобретена Третьяковым, и у Сурикова оказались средства, достаточные для поездки за границу. Художник посещает Германию, Францию, Италию, Испанию. Он изучает картины Веронезе, Тициана, Тинторетто, его внимание привлекает и современное европейское искусство. Много и увлеченно работает художник над этюдами. Картина «Сцена из римского карнавала» (1884), показанная на 13-й передвижной выставке 1885 года, свидетельствует о новых колористических исканиях Сурикова. Смеющееся смуглое лицо девушки удивительно хорошо связывается с розовым капором домино, плотно охватывающим прелестную темноволосую головку.


"Сцена из римского карнавала".

По возвращении из-за границы - работа над «Боярыней Морозовой» (1887), которая поглотила все внимание Сурикова. Картина посвящена церковному расколу XVII века. Раскол возник в результате реформ патриарха Никона по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Феодосия Прокопиевна Морозова (1632–1675) - сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев- Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме. Изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. В центре сама Морозова, вскинувшая руку, благословляя старообрядческим двуперстием толпу. Черное пятно ее одежды звучит трагической доминантой картины. Толпа разделилась: слева – глумящиеся над боярыней, справа – сочувствующие. Рядом с Морозовой – ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине – странник, в лице которого читаются автопортретные черты художника. Фигура странника написана под иконой Богоматери "Умиление". О Сурикове говорили, что в картине он воссоздавал "подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем".


"Боярыня Морозова".

В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. В это тяжелое время Василий Иванович нашел утешение в религии, постоянно перечитывал Библию. Итогом мучительных размышлений Сурикова о жизни, о душе, о смерти явилась картина "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом" (1888), которую художник писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминало лицо самого Сурикова.


"Исцеление слепорожденного Иисусом Христом".

Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - вспоминал художник. - У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". К воспоминаниям детства вернулся..." В картине "Взятие снежного городка" (1891), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений.

Суриков
"Взятие снежного городка".

В 1891 году Суриков возвращается в Москву и принимается за работу над новым полотном “Покорение Сибири Ермаком” (1895). В этом произведении Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она (картина) сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу - совсем как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие».
В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты: «Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали - сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти». Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».


"Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем".

Ви 1899 году Суриков написал картину, посвященную легендарному переходу Суворова через Альпы. Он трактует этот легендарный поход прежде всего как народный подвиг. Художнику удалось хорошо передать в лицах, позах и жестах спускающихся по обледенелому обрыву солдат борьбу мужественного сознания долга с естественным человеческим страхом. Композиция картины также выразительно передает неудержимость низвергающихся вниз солдат и трудность спуска.


"Переход Суворова через Альпы".

Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой», и законченный только в 1907 году. Над этой картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была выставлена на Передвижной выставке, - рано утром взбирался на лесенку и переписывал фигуру Разина.


"Степан Разин".

Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего, это прекрасные этюды к историческим полотнам. Глубоко раскрыты характеры в «Портрете доктора А.Д. Езерского» (1911), «Портрете человека с больной рукой» (1913), «Автопортретах» (1913 и 1915); удивительно красивы его женские образы в портретах Т.К. Доможиловой (1890-е), А.И. Емельяновой и Н.Ф. Матвеевой.


"Портрет доктора А.Д. Езерского".

Умер Василий Иванович Суриков в Москве от склероза сердца 6 марта 1916 года. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Имя художника присвоено Московскому художественному институту искусств и Красноярскому художественному училищу.

Подробная биография здесь.

Источники: shedevrs.ru; www.tonnel.ru; www.artsait.ru.


  • 1
Замечательный рассказ! Спасибо! Действительно, очень русский, чистый, прямой, сильный эффект от его картин. А умение изобразить исторические моменты, да ещё с большим количеством участников событий, редкий дар. Изучить такую картину равняется прочтению даже не параграфа в учебнике - труда научного. Стоит гордиться, изучать, знать нашу культуру и историю. Правильно это. И детям показывать.

Меня тоже поражает умение создать столько образов, характеров в одном полотне. За каждым - своя история. Около таких картин, действительно, можно стоять часами...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account