ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Художник Нико Пиросмани
моя
masya_77 wrote in gela_guralia
В рамках нашей темы о культуре Грузии нельзя не рассказать об этом замечательном, уникальном художнике.
Пиросмани (Пиросманишвили) Нико (1862-1918) - грузинский художник. Легенда гласит, что, когда грузинский художник Нико Пиросмани полюбил актрису Маргариту, он продал свою лавку, продал все, что у него было, чтобы купить для нее целое море цветов... Да-да, именно об этом художнике в наше время родилась и вот уже более десяти лет вместе с Аллой Пугачевой поется песня "Миллион алых роз..."

442px-Niko_Pirosmani_Margarita_1909
Однако сам Пиросмани цветом любви называл белый. И созданный им трогательный в своей правдивой простоте, написанный, как и большинство его работ, маслом на клеенке портрет актрисы Маргариты - это диалог белого с цветами надежды и жизни. Маргарита вся в белом и цветы в руках у нее белые. И она так чиста и добра, что даже птицы не боятся касаться ее своими крыльями.
Искушенный зритель легко найдет в картинах Пиросмани много "орфографических ошибок".  Он не придерживался никаких правил ни в построении композиции, ни в разработке колорита. Но во всех работах гениального грузинского художника-самоучки есть необычайная притягательность, они завораживают.
Пиросмани, как многие художники древности, не боялся говорить языком живописи о тайнах бытия, о сопричастности человека великому космическому целому. Он самозабвенно утверждал высокие нравственные идеалы.
Родился Николай Асланович Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, которое находится в Восточной Грузии (Кахетия), в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы.

417px-Пиросмани
Вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь, он не смог получить специального художественного образования. Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые расписывали вывески лавок и кабачков.
Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал в лавке.
Однако в начале нового, XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины, вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов. Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани. А в жизни он был очень одинок, его считали человеком "не от мира сего". Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю. В начала 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер в полном одиночестве.
Открыли Пиросмани в 1912 году молодые художники Кирилл и Илья Зданевичи. Зайдя в трактир "Варяг" они были покорены висевшими там картинами и захотели познакомиться с их автором. В 1913 году работы Пиросмани появились на московской выставке неопримитивистов "Мишень" на которой экспонировались произведения М.Ларионова, М. Шагала, Н. Гончаровой. С начала 20-х годов слава Пиросмани начала расти год от года. Теперь его знают во всем мире.
Из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Не уцелело ни одной его стенной росписи.
Большинство из сохранившихся работ - изображения людей и животных. Пиросмани, хотя и жил в Тифлисе, с большим наслаждением писал природу, соотнося, гармонизируя с ней все свои образы. Его персонажи кажутся внешне спокойными, но все они полны внутреннего драматизма, это не просто конкретные образы, а типы - дворник, повар, шарманщик, крестьянин с детьми, ортачальские красавицы. Все они как будто позируют перед фотокамерой. Композиции Пиросмани очень четкие и статичные. Колорит строг и сдержан. А цвета часто приобретают символическое звучание.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Особое место в творчестве Пиросмани занимают образы животных. Иногда они более одухотворены и индивидуальны, чем образы людей.
Художники заметили, что у животных Пиросмани человеческие глаза. Благородные олени, львы, нежный верблюд и кроткая лань - все они воплощают не только родство животных и людей, но и их полудемоническую, полубожественную природу.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Столовые-духаны, как правило, украшались натюрмортами и сценами так называемых "кутежей" которые строились по одной, похожей на композицию "Тайной вечери" схеме. За покрытым скатертью столом лицом и боком к зрителям сидят пирующие - люди разных сословий. На столе - вертикали бутылок чередуются с дугами хлеба шоти и горизонтальными штрихами блюд с курицей, рыбой, овощами. Бурдюк с вином лежит перед столом. В этих "кутежах" - воплощенная Пиросмани идея единения.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Искусствоведы отмечали, что образы Пиросмани не только отличаются внутренним единством, но и пластической целостностью. Создается впечатление, что для каждого элемента натуры он создает своеобразные пластические формулы. Например, длинный мазок - это струя воды, кольцо - это блюдо, золотой кружок - виноградина.

Живопись Пиросмани строится на цветовых и световых контрастах. Движение от темных к более светлым краскам и пробелам создает эффект открытия сущности вещей, заложенной в них духовной энергии. Черный цвет фона у Пиросмани не воспринимается как цвет зла. Это, скорее, та непостижимая глубина, бездна, откуда рождается и куда после смерти исчезает все живое, чтобы через некоторое время возродиться вновь. Именно поэтому произведения Пиросмани часто ставят в один ряд с фольклорными и мифологическими творениями.

Паустовский К.Г. писал:
"Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, на простой клеенке, снятой со столика.
Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.
Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.
Я навсегда запомнил его клеенку "Князь", где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение".
(Паустовский К.Г.: Книга о жизни. Бросок на юг. Простая клеенка)

Будучи непрофессионалом, Пиросмани не прибегал ко всякого рода сложным приемам и методам, чтобы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящей тоски и одиночества. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается странным колоритом - достаточно строгим, гармоничным, иногда даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми огнями.
Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное, глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Художник Ладо Гудиашвили как-то написал, что лицо Пиросмани "выражало тайную радость и большое удивление".
Именно эти чувства вызывают у большинства зрителей его неповторимые полотна.

http://niko-pirosmani.ru/pirogallery.php - галерея картин




  • 1
Спасибо за чудесный пост. А у меня картины Пиросмани ассоциируются с ранним Заболоцким периода обэриутов - тот же детский-наивный взгляд, тот же эффект "остраннения", пользуясь выражением Шкловского.
Из любимых - "Лицо коня". Оно большое, поэтому кусочек,в продолжение мысли о "полудемонических, полубожественных животных" Пиросмани.

"Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.

И зная всё, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира"

Edited at 2014-02-24 07:12 pm (UTC)

А мне больше всего пейзажи "Порт в Батуми", "Свадьба в Грузии", "Пивная закатала" запали. И портреты еще. Мрачновато немного по краскам, но чувствуется, что с любовью писал, тепло. Вот любят же грузины черный цвет?! Если белый цвет любви, то черный наверняка тоже что-то выражает...
А "целое море цветов...", даже если это лишь легенда...))) Не каждому дано и не каждый выбирает вот так жить. Извечная дилемма - жизнь свою строить или себя выражать - одно уважение вызывает, другое дух захватывает

А мне вот именно у него в данном случае черный цвет мрачным не кажется.
Он здесь какой-то сказочный, даже нарядный.

Меня вот, при создании поста, более всего потрясло - как очень точно подметили чувство отчуждения и одиночества, даже на групповых портретах..

зы. Кейт, одновременно ))

Edited at 2014-02-24 07:45 pm (UTC)

Вообще мрачноватый - это только о палитре, а не о настроении. Я бы сказала, что черный хорошо высвечивает другие краски, а их там есть. Но во всем мягкость и приглушенность тонов. И действительно создает какой-то уютный мир, можно сказать и сказочный.

да, мир Нико Пиросмани - это нечто особенное, удивительное и неповторимое.
Глядя на его картины, почему-то испытываешь чувство неловкости, даже стыда, что ты сам не такой искренний и чистый, не такой добрый и открытый людям.

Как вы думаете - от кого и чего у меня рождаются подобные чувства? )) Да, от песен Гелы..

Да, я тоже вижу параллели с Гелой. Искренность и открытость, и еще грустинка (не хотелось бы, чтобы отчуждение и одиночество).

Edited at 2014-02-24 08:21 pm (UTC)

иногда я это и у Гелы вижу.
как , например на этом фото https://vk.com/album-58748554_180058084#/photo-58748554_311446977

а вообще, мнения людей о нем тоже противоречивые: кто-то говорит - отстранённый, молчаливый, а кто-то - что он довольно открытый. Загадка..

Мне все-таки кажется - это частный случай. Хотя не знаем мы ничего...
А вот грустинка в глазах очень часто. Легче сказать, где нет - в период с кудряшками.
Вдумчивый он, и судя по увлечению Шопенгауэром - философический. Это и во взгляде.

мы его действительно не знаем, и я спорить не буду -это только мое личное восприятие ))

Маша, спасибо за Пиросмани. Он был первый, кого я вспомнила, когда увидела кадры с кастинга. Гела там был совершенно не такой, как на дальнейших выступлениях - и очень напоминал образы с картин Нико.)))

Наташа, очень интересно.
А какой он там был?
я тоже на самом деле чувствую это, но не могу сформулировать (как всегда ) ((((

А вот такой как Маргарита на портрете.))) У меня тоже что-то с формулировками туго сейчас.)))

...
ладно, читаю тогда первые два предложения под портретом )) так ? ))

..."и она так чиста и добра, что даже птицы не боятся касаться её своими крыльями"... Сейчас вспомнила фотографию Гелы с птичкой на голове...))

Edited at 2014-02-25 10:48 am (UTC)

так и я о том же ))

(Deleted comment)
Продолжая тему сказок и черного -"Аленушка" В.Васнецова..

Просто Пиросмани писал свои работы на чёрной парусиновой клеёнке.

Я все еще под впечатлением от знакомства с Пиросмани. Маша, спасибо за этот пост и высказанное свое ощущение от его работ!
Притягательно, рассматривала долго и еще раз перечитала. Теперь только обнаружила, что многое из написанного автором мне тоже близко. Особенно "Движение от темных к более светлым краскам и пробелам создает эффект открытия сущности вещей..." и о черном цвете "непостижимая глубина, бездна..." В первый раз наверное по диагонали читала... или то, что не почувствовала сразу, то и не прочиталось...
Но вот фольклорность, мифологичность... я не особенно это вижу. Возможно потому что мало знакома с национальным колоритом. Больше воспринимаю работы как отражение внутреннего мира художника и в этом их нереальность. Хотя если рассматривать сказки и мифы тоже как отражение внутреннего мира (только уже в масштабе народа)... тогда они действительно оказываются в одном ряду, но разные все-таки.



Елена, спасибо!
На самом деле из всех материалов о нем, я выбирала тоже только то, что созвучно лично мне, моим ощущениям от его личности и его рисунков.
А про мифологичность- я тоже ее здесь практически не вижу, кроме разве что одухотворенности живой природы. Речь шла исключительно о сказочном черном цвете.
Наверное просто не поняли друг друга.
И еще хочется сказать , может резковато прозвучит: когда смотришь на картины других примиитвистов, то возникает ощущение глупости, беспомощности работ, иногда -нарочитости.
А когда видишь картину Нико - то глупцом уже чувствуешь себя. Как будто Нико знает какую-то высшую мудрость Жизни..

Сейчас напряглась, вспоминая примитивистов... (все-таки что-то начала 20 века память выдала типа "Купания коней"). Их упрощенность и иногда грубоватость действительно нарочитая мне в принципе тоже не близки. А здесь да, есть глубина и мудрость...
Маша, загляните на мою страничку. Мне было бы интересно Ваше мнение.

Елена, "Купание красного коня" ? ))
не совсем то.
Посмотрите Анри Руссо и Ивана Генералича.
ну, и + элементы примитивизма есть у Гогена, Пикассо, Шагала.
Вот Гоген в данном случае для меня ближе всего к Пиросмани, наверное.

С большим удовольствием вспомнила и авторов и их работы и новое узнала!
Да, я имела в виду "Купание красного коня" Петрова-Водкина и такого же плана. Ведь некоторая упрощенность им присуща? И там же (в том же зале визуально помню или в соседнем) еще ряд работ других аторов с грубоватыми бытовыми сценами... Ну как-то изначально у меня с ними не сложилось.
А вот картины тех авторов, что Вы приводите, как ни назови (примитивистами, утопистами...) нравятся в основном. В первую очередь цветом, а потом у кого -чем. До Пикассо пока не дотягиваюсь... но за "Девочку на шаре" и еще некоторые готова и остальное смотреть без возмущений.
У Гогена как и у Пиросмани реалистичные образы... наверное, в этом их главное сходство?

Ну, Петрова-Водкина вроде бы к примитивистам не относят. По крайней мере я такого не встречала.
У Руссо, да, цветовая палитра очень своеобразная. И почерк очень узнаваемый.
Но радости и удивления, как от Пиросмани или Гогена, конечно и близко нет.

Сходство Гогена и Пиросмани я вижу в другом.
В полном умиротворении фигур, в одухотворенности природы.
И наверное в абсолютном приятии ЧЕЛОВЕКА, со всеми его достоинствами и недостатками.
Каким бы он ни был, работает он, или отдыхает, или это падшая женщина (Ортачальская красавица) - видна безусловная любовь художника к своим персонажам. Это мое ИМХО.

А я недавно был в Тбилиси и, конечно, посетил, национальный художественный музей Грузии. Там Несколько залов Пиросмани. И был один примечательный момент, который резанул глаз:
Все полотна подписаны на грузинском и английском языках, а у самого Нико на картинах очень много текста и, в основном, на русском языке. Лишь иногда на грузинском.

Страшно завидую, что Вы видели его картины.
Как впечатление от непосредственного созерцания?

Ощущение нормальное. Главное — в этом музее вообще никого нет из посетителей. Абсолютно пустые залы.

Ничего себе!
В голове не укладывается...

Приметы времени :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account