ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. "Хоруми" - танец воинов.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
Автор: masya_77

Грузинский народный хороводный военный танец "Хоруми" известен с давних времён; близок к древнекритскому пиррихию, описанному ещё Платоном. Распространён в Гурии и Аджарии.

image

"Хоруми" - танец воинов. Идейной стороной этого древнейшего танца является показ силы человека в обществе - "Сила в единстве!".
Аджария - крайняя юго-западная провинция сегодняшней Грузии. Именно здесь, на берегу Черного моря, на территории легендарной Колхиды, родился великолепный воинственный танец. Простое, на первый взгляд, содержание танца рассказывает о приключениях военного отряда: осторожное проникновение на занятую врагами территорию, разведка, атака и празднование победы. Но за этими простыми перипетиями существует какое-то неуловимое, скрытое обаяние.
Это один из самых мистических грузинских танцев, мистерия о воинах и о победе.

Первоначально танец исполнялся только несколькими мужчинами. Однако, со временем их количество выросло. В современной версии в "Хоруми" могут участвовать 30-40 танцоров. Несмотря на то, что число участников изменилось, содержание танца осталось прежним. Этот танец переносит нас в жизнь грузинской армии прошлых столетий. Несколько мужчин исполняют "прелюдию" к танцу, как бы отыскивая место для разбивки лагеря. Затем они "вызывают" армию на "поле битвы".



Выход армии - весьма захватывающее зрелище. Его интенсивность, простые, но выразительные движения и четкость линий создают на сцене атмосферу страха. Танец сочетает в себе темы выслеживания, войны и празднования победы, а также отваги и славы грузинских воинов.

Темп танца, как правило, умеренный, но, так же как и музыкальное сопровождение, находится в полной зависимости от развития сюжета танца, в котором эпизоды военных событий (разведка, наступление, победа и т. д.) перемежаются возвращающимся эпизодом "отдыха", что обусловливает рондообразную форму.
Отличительные черты "Хоруми" - сложная метроритмика, пятидольный такт с группировкой 3 + 2 или 2 + 3 (возможны чередования тактов с различной группировкой: 2 + 3 и 3 + 2).

Мелодическая линия состоит из коротких наигрышей, обычно в пределах одного-двух тактов, которые, периодически повторяясь, слегка варьируются.
"Хоруми" танцуют в сопровождении чибони (род двухголосного духового инструмента с мехом),
image
или чонгури,
image
иногда вместе с ударным инструментом доли (давли в Аджарии),
image
иногда только в сопровождении последнего.

"Хоруми" в исполнении ансамбля "Эрисиони":



"Хоруми" в исполнении национального балета Грузии им.Сухишвили:



Молодежные Олимпийские игры "Тбилиси 2015". Церемония Открытия, 26/07/2015.
Уникальное и потрясающее по мощности исполнение.
Балет "Сухишвили" - "Хоруми" из 80 человек + 9 человек выходят на соло, (правда, ведущий называет цифру 120 человек, тут мнения слегка разошлись)):



Источник: http://www.music-dic.ru.


  • 1
Машеньке спасибо за интересный пост: чувствуется древность танца, его величественность, особенно когда "Хоруми" исполняет почти сотня человек.
Но я вчера ломала голову вот над чем. Пиррихий - это ведь и литературоведческий термин:

"ПИРРИ́ХИЙ (греч. — πυῤῥίχιος, от πυῤῥίχη — воен. пляска) — 1) В метрич. системе стихосложения — вспомогат. двухмерная стопа, состоящая из двух кратких слогов ().
2) В силлабо-тонич. стихосложении — условное назв. пропуска ударения на сильном месте в двусложных размерах (ямбе и хорее) (напр., "Их равноду́шные слива́лися напе́вы", И. Ф. Анненский, где в стихе 6-стопного ямба пропущены схемные ударения на 1-й, 3-й и 5-й стопах)".

Никогда раньше не обращала внимание, что название стопы со сбоем ритмического рисунка восходит к названию танца)
Так пытались передать неровность ритма? Или его варьирование, когда изначальная четкая схема начинает украшаться дополнительными элементами.
Во всяком случае, это очень интересно, и детям можно объяснять по аналогии с танцем )

Edited at 2015-08-17 03:17 pm (UTC)

Галина, да, я тоже наткнулась на определение пиррихия как элемента стихосложения.

Но, думаю, что первичным было именно название военного танца. А потом это уже стало названием ритмики.

Что касается древнего критского танца - то было бы очень интересно узнать - а какой ритм и размер был там?
Ведь грузинский на пять четвертей - довольно необычен.

вот что нашла:

Пиррихий, - это античное обозначение мужского танца, сочетающего культовые экстатические элементы с военными упражнениями. Многие почему-то считают, что танец такой был всего один (на самом деле их много - из древности известны, например, названия πρύλις и τελεσιάς; пиррихий (πυρρίχιος) - это прилагательное, применявшееся в древности к одному спартанскому танцу, а позже - ко всему классу в целом), и что он канул в Лету.
Тем не менее, традиция жива и здравствует; разновидности этих танцев до недавнего времени сохранялись в Греции практически повсеместно, но понтийцы пронесли её в наиболее чистом виде.

Понтийский танец Serra (кмк, Хоруми к нему ближе всего)



  • 1
?

Log in