ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Илья Ефимович Репин.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
""Я не могу и никогда не мог заниматься непосредственным живописным творчеством, украшательством, делать из своих картин яркие красочные ковры, ласкающие глаз. Всеми своими ничтожными силами я стремлюсь олицетворять мои идеи о правде жизни. Окружающая жизнь, наша русская действительность меня слишком волнует, беспокоит, мучает днем и ночью, не дает покоя и сама просится на холст." (И.Е. Репин).

ilya-repin
И.Е. Репин. Автопортрет. 1887.

Русский художник Илья Ефимович Репин родился 5 августа (24 июля по старому стилю) 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии. Художественные способности у мальчика впервые обнаружились, когда он помогал матери расписывать пасхальные яйца. Однако мать не имела возможности дать Илье художественное образование, и мальчик был отдан в местную школу топографов. После того как школа была закрыта, юноша поступил в мастерскую иконописца Н. Бунакова. Здесь Репин получил необходимые навыки, и с пятнадцати лет стал принимать участие в росписи сельских церквей.

В 1863 году 19-летний Репин скопил 100 рублей и поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Однако, первая попытка была неудачной, и Репин поступил в подготовительную художественную школу Общества поощрения художеств. Одним из преподавателей в художественной школе у молодого художника был И.Н. Крамской, ставший впоследствии его наставником на долгие годы. В январе 1864 года Репин был принят в Академию художеств вольнослушателем. Материальное положение художника в этот период было очень тяжелое, и ему приходилось браться даже за малярные работы.

Во время учебы в Академии, наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья», Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: "Портрет академического сторожа", «Воздушный поцелуй, или Приготовление к экзаменам». Одна из наиболее известных картин Репина - «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. Сюжет картины возник у художника во время его прогулки под Петербургом: на Неве он увидел рядом с прогуливающимися барышнями и кавалерами черных от пота и грязи, оборванных бурлаков, тянущих баржу. Впечатлившись увиденным, Илья Ефимович совершил две поездки на Волгу, чтобы собрать там типажи. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства.


"Бурлаки на Волге", 1873.

В 1871 году уже состоявшийся художник Репин окончил Академию художеств. Тема его дипломной работы на соискание премии - золотой медали — «Воскрешение дочери Иаира», на один из предложенных комиссией евангельских сюжетов. За эту работу Илья Репин получил большую золотую медаль, звание художника первой степени и право на шестилетнюю бесплатную пенсионерскую поездку за границу. Многие наши современники сходятся во мнении, что это была одна из лучших дипломных работ за все время существования Академии художеств.


"Воскрешение дочери Иаира". 1871.

Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам. Когда художнику было пятнадцать лет, он начал писать портреты близких ему людей: матери, брата, своего друга А.В. Прахова. В 1869 году живописец запечатлел молодую В.А. Шевцову, которая впоследствии стала его женой. В 1873 году Репин впервые пишет портрет своего близкого друга, известного художественного критика В.В. Стасова. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году. На картине были изображены 22 фигуры, среди которых были известные русские, чешские и польские композиторы. Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей. Этот гонорар оказался очень кстати: в феврале 1872 года Илья Ефимович женился на семнадцатилетней В.А. Шевцовой.

В 1873 г. Репин в качестве пенсионера вместе со своей семьей отправился в Париж. Однако живописец был не в восторге от французского искусства импрессионизма. Также художник посетил Италию и Австрию. За границей Репин пишет произведения «Продавец новостей в Париже», «Парижское кафе», «Еврей на молитве», «Девочка-рыбачка», портрет И.С. Тургенева. В качестве отчета о пенсионерской поездке перед Академией художеств он пишет картину «Садко».


"Садко". 1876.

В июле 1876 года Илья Ефимович Репин возвращается в Россию, после чего осенью того же года едет в Чугуев повидать родных. Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», « Протодиакон », « По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» - все произведения написаны в 1877 году. Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. В сентябре 1877 живописец переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья».


"Мужичок из робких", 1877

В период пребывания Ильи Ефимовича Репина в Москве большое значение для него имело знакомство с семьей Мамонтовых. В своем имении Абрамцево Мамонтовы создали мастерскую, где проводили время многие молодые и известные художники, среди которых был и Репин. Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. После этого Илья Ефимович в течении нескольких лет изучал историческую литературу, путешествовал по местам Запорожской Сечи. В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Произведение имело огромный успех и была приобретена императором Александром III за 35 000 рублей.


"Запорожцы пишут письмо турецкому султану". 1880-1891.

Одно из самых известных произведений Репина - картина «Иоанн Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанная в 1885 году. Картина была выставлена на XIII выставке передвижников в Петербурге. Однако после первого дня показа на выставке в Москве полотно было приказано убрать. Больших усилий стоило получить разрешение выставить картину в частной коллекции П.М. Третьякова, который ее приобрел.


"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", 1885.

В 1880-е годы Илья Ефимович Репин пишет ряд портретов: химика Д.И. Менделеева, военного инженера А.И. Дельвига, П.М. Третьякова, М.И. Глинки, В.И. Икскуль фон Гильдебрандт, итальянской артистки Э. Дузе, Т.Л. Толстой, певицы А.Н. Мола, дочери Третьякова А.П. Боткиной, жены врача и другие.


Портрет писателя А.Ф. Писемского. 1880.

В 1887 году Репин расходится с женой Верой Алексеевной. В том же году Илья Ефимович выходит из Товарищества передвижных художественных выставок, обвинив его в бюрократизме. Кроме того ухудшилось здоровье художника. Чтобы обрести душевную гармонию, он приобретает имение Здравнево в Витебской губернии на берегу Западной Двины, занимается хозяйством и творческой деятельностью.

В 1894-1907 годах Репин - руководитель мастерской в Академии художеств.

В 1901 году Репин получив правительственный заказ, начинает монументальное полотно «Государственный совет». Художнику было дано разрешение посещать все заседания совета с правом писать, рисовать с натуры, фотографировать. Произведение было завершено через два года. Площадь полотна составила 35 кв. метров. «Государственный совет» стал последним большим произведением Ильи Ефимовича.

В 1899 году Репин женится во второй раз. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. В 1900 году они переезжают на свою дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Настали трудные времена. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины. В 1926 году он получает приглашение от советского правительства приехать в СССР, но так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И. Чуковским).

Умер Илья Ефимович Репин в "Пенатах" 29 сентября 1930 года, в возрасте восьмидесяти шести лет. Похоронен там же, в выбранном им самим месте парка. Впоследствии усадьбу передали в ведомство Академии художеств по личному завещанию художника (ныне - музей-усадьба И.Е.Репина "Пенаты", пос. Репино в 44 км от Санкт-Петербурга).

Источник: art19.info; ilya-repin.ru.


  • 1
Великий художник! Люблю его творчество. Не знала про дипломную работу - картина необыкновенная - свет атласный струится... А где она выставляется? Хочется увидеть когда-нибудь. У меня есть личная история, связанная с Ильёй Ефимовичем. Моему старшему сыну (зовут Илья - так совпало) было четыре года, когда я ему дала посмотреть большой альбом с репродукциями картин русских художников. Дала, чтобы не мешал на работе. Он полистал какое-то время книгу (думала, быстро надоест, нет, увлёкся). И я его,конечно, спросила: "Что понравилось, сынок?". Долго я удивлялась и знакомым и друзьям предлагала догадаться, что выбрал маленький Илья! А выбрал он "Дядю с ТАКИМИ глазами" - "Иван Грозный и сын его Иван..." ))) Спасибо за пост!

Edited at 2015-08-05 03:42 pm (UTC)

Надо же, и не испугался, - меня эти глаза, помню, потрясали в детстве. Мужчина! ))

"Воскрешение дочери Иаира" - в Русском музее, в Санкт-Петербурге. Тоже очень нравится эта картина: такая сила Божественная чувствуется, такой контраст между земным и Небесным. Один из тех случаев, наверное, когда художник - кисть в руках Господних.
А портреты? Посмотришь в глаза этому "робкому" мужичку - ой-ой-ой. И у Писемского в глазах - целая жизнь...

Спасибо за информацию! Глаза - зеркало души. А мужичок робкий именно в кавычках - кмк художник хотел показать именно силу, желание жить. В простом забитом крестьянине.Его глаза как бы говорят: "Ты гни, но не перегибай, а то...!"

Кажется, Бунин сказал о русском народе, что из нас, как из дерева, - и дубина, и икона, в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев. Робкий мужичок в одночасье может устроить бунт, "бессмысленный и беспощадный". А может в Иерусалим пешком отправиться ко Гробу Господню...

Очень верно сказал!)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account