ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Чтение на траве. «Опыты» Марины Вишневецкой. Часть первая
galina_yak wrote in gela_guralia
hTdKIPht9oM

«Чтение на траве»… Недавно я наткнулась на любопытный заголовок на городском сайте и заглянула посмотреть, о чем идет речь. Оказалось, что областная библиотека приглашает всех желающих почитать книги… в одном из самых зеленых парков города.

Идея показалась мне очень симпатичной. Я сама люблю читать книги летом на открытой веранде или на скамейке в скрытой от посторонних глаз небольшой аллее. Тогда тонкий аромат книги смешивается с запахом нагревшейся на солнце сосновой смолы, неустанным стрекотанием кузнечиков и легким дуновением ветра.

Однако не всякая книга подойдет для летнего чтения: она должна быть интересной, но не очень объемной, чтобы можно было оторваться от ее страниц и полюбоваться летним днем; дающей пищу для ума, но не дотошно-занудной. И я хочу предложить вам для «чтения на траве» «Опыты» Марины Вишневецкой.

Эта небольшая книжка наделала много шума в литературной среде, получив сразу несколько престижных литературных премий и обойдя в конкурсном испытании объемные и куда более «серьезные» произведения. Строго говоря, премиями была отмечена последняя повесть – «А.К.С. (опыт любви)», но все посвященные понимали, что она подытоживает предшествующие «Опыты». Это истории, рассказанные от первого лица, с указанием только инициалов главных героев в заголовке: «В.Д.А. (опыт неучастия)», «Р.И.Б. (опыт демонстрации траура)», «Т.И.Н. (опыт сада)» и другие.

В чем загадка феноменального успеха этой книги? На мой взгляд, Марине Вишневецкой удалось противопоставить все нарастающему обезличиванию современной жизни уникальность обыкновенного частного бытия.
Исповеди ее героев очень различны и при этом необыкновенно достоверны: поражает, насколько автору удается перевоплотиться в совершенно разных рассказчиков.
Так, например, герой повести «В.Д.А. (опыт неучастия)» затевает психологическую игру с несколькими знакомыми женщинами разного возраста и статуса: «Наблюдая за собой, я невольно наблюдал и за ними. Наблюдая за ними, я, конечно, наблюдал за собой. Но что удивительно: сам никогда не становился объектом их наблюдений - только переживаний. Еще из бурной юности я вынес убеждение: по самой своей сути мы принадлежим к двум разным человеческим расам».

Пристально и молча глядя на женщин, он заставляет своих визави думать о нем, искать причины такого интереса и бездействия одновременно. Герой чувствует себя хозяином положения до тех пор, пока не начинает получать по почте анонимные письма - он никак не может определить, которая из женщин их пишет. «Кто бреет брадобрея», то есть кто наблюдает за ним, наблюдателем?
Разгадку этой психологического поединка вы найдете в книге, а я лишь процитирую последние слова героя: «Увидев у друзей целый сборник классических пятистиший, я с любопытством его открыл. Среди авторов оказались и женщины, способные наблюдать. Наблюдать и только. Это в японской поэзии меня поразило сильнее всего».


?

Log in

No account? Create an account