ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Исаак Шварц. "Настоящая музыка пишется умом сердца".
ira_pevchaya wrote in gela_guralia


Исаак Иосифович Шварц родился 13 мая 1923 года в городе Ромны Полтавской губернии (ныне - Сумской области, Украина), в интеллигентной, хорошо образованной семье. Родители с ранних лет привили Исааку и его сестрам Софье и Марии любовь к чтению и музыке. В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, где он начал заниматься в Доме художественного воспитания детей (ДХВД) по классу рояля у преподавателя А.С. Замкова.

В 1935 году в жизни 12-летнего Исаака Шварца произошло очень важное событие. Он принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии – в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог профессор Л.В. Николаев. Шварц начал брать у него уроки, не оставляя занятий у А.С. Замкова. Однако вскоре случилось несчастье, в корне изменившее его судьбу, – 9 декабря 1936 года отец Исаака был арестован органами НКВД, осужден по 58-й статье за «антисоветские разговоры» и приговорен к 5 годам лишения свободы. Из заключения он не вернулся – погиб в лагере…

Летом того же года его мать, Рахиль Соломоновну, с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе. Чтобы помочь семье, 14-летний Исаак начал давать частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. Учась в школе и давая по 3–4 урока в день, он выкраивал время для самостоятельных музыкальных занятий, как только удавалось найти где-либо «порядочный» инструмент, что было крайне непросто в условиях ссылки.


Исаак Шварц с мамой и сестрами Марией и Софьей.

В ссылке судьба свела Шварца со многими образованнейшими людьми (среди «спецпереселенцев» были филологи, историки, философы), общение с которыми обогатило его на всю жизнь, во многом предопределило будущую работу композитора над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведениям русских классиков Ф. Достоевского, А. Пушкина, А. Островского, А. Гончарова, И. Тургенева, А. Чехова, Л. Толстого, М. Горького.

В 1938 году Исаак начал брать уроки композиции у замечательного педагога В.Г. Фере. В последующие годы ссылки он приобрел профессионально ценные навыки, работая концертмейстером в Киргизском государственном театре. Во время Великой Отечественной войны руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1943 году он женился, вскоре родилась дочь Галина.

Во Фрунзе Шварц познакомился с сестрой Д.Д. Шостаковича Марией Дмитриевной, пианисткой, сосланной по аналогичному поводу. После окончания ссылки, в 1945 году, он вернулся в Ленинград и при участии Д. Д. Шостаковича поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, в класс Б. А. Арапова. В годы учёбы Шварц написал Сонату для скрипки и фортепиано (соль минор), Струнный квартет, романсы на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, а также вариации для фортепиано, арию для скрипки с фортепиано. Творчество Шварца впервые привлекает внимание музыковедов: у молодого автора отмечают сочные контрасты лирических и жанровых музыкальных образов, естественную свежесть мелодики и гармонического языка. Романсы Шварца, написанные в студенческие годы, исполнялись на концертах известными ленинградскими певцами. Последние два года пребывания в консерватории Шварц учился у О. А. Евлахова. Под наставничеством педагога им была написана кантата «Дума о Родине» на стихи А.Чепурова для баса, хора и симфонического оркестра в трёх частях, баллада для баритона с оркестром «Солдат и вьюга» на стихи М.Светлова, романсы на стихи В.Орлова, С.Щипачёва, а также в 1954 году «Симфония фа минор», лирико-эпическое повествование о молодом современнике в четырёх частях, принёсшая композитору первый заметный успех. В 1955 году была симфония исполнена на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов СССР, на котором Шварц был принят в его ряды.

В последующие годы композитор пишет колоритную по оркестровке Молодёжную увертюру для симфонического оркестра, два балета — «Накануне» и «В стране чудес», музыку для спектаклей, в том числе - к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова в Ленинградском БДТ. В театре в полной мере раскрылось яркое лирическое дарование И. Шварца, присущий ему тонкий психологизм, незаурядное чутье музыканта-драматурга.

В 1958 году композитор дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам "Неоплаченный долг", "Наш корреспондент" и "Балтийское небо". Он успешно сотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссёрами страны, как И. Пырьев, М. Ромм, И. Хейфиц, М. Швейцер, В. Мотыль, С. Соловьёв, А. Герман, П. Тодоровский, Р. Нахапетов, С. Бодров, П. Лунгин, В. Бортко, Е. Татарский и другие.

В 1964 году Шварц уехал из Ленинграда и поселился в поселке Сиверский в Ленинградской области, недалеко от Гатчины. Возвращаться в шумный город он не хотел, за что друзья даже прозвали его сиверским отшельником. Там, в поселке Сиверском, он работал все последующие годы, писал музыку, принимал друзей, режиссеров и композиторов. От композиторских сообществ Шварц держался обособленно, славы и публичности не любил. При этом коллеги относились к нему с глубоким уважением.


И. Шварц. Музыка из к/ф "Мелодии белой ночи".

Исаак Шварц написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: "Братья Карамазовы", "Живой труп", "Дикая собака динго", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Соломенная шляпка", "Егор Булычов", "Станционный смотритель", "Сто дней после детства", "Дерсу Узала", "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительного счастья", "Обрыв", "Нас венчали не в церкви", "Мелодии белой ночи", "Блондинка за углом", "Проверка на дорогах", "Каникулы Кроша", "Необычайное пари", "Не стреляйте в белых лебедей", "Последняя жертва" и другие. С ним в кино работали замечательные дирижёры Ю. Темирканов, Э. Хачатурян, А. Лазарев, В. Понькин, Е. Колобов, В. Джордания, М. Эрмлер.


И. Шварц. Вальс из к/ф "Дикая собака динго".

Многие мелодии, песни и романсы Шварца из кинофильмов сошли с экрана и получили самостоятельную жизнь в музыкальном быту и на эстраде, принесли автору всенародную любовь. Кинорежиссер Сергей Соловьев называет Исаака Шварца единственным профессиональным кинокомпозитором. Но вот парадокс: сто десять кинофильмов,к которым Шварц написал музыку, отнюдь не принесли ему широкой популярности среди народа. Напротив, народ умудряется приписать его музыку к песням «Капли датского короля» или «Ваше благородие, госпожа разлука» совсем другому музыканту — Булату Окуджаве…



На то, что его музыку приписывают Окуджаве, Исаак Иосифович не обижался. С Булатом их связывала не просто дружба — братство. Окуджава так и говорил: "Мы со Шварцем — люди одной крови". Их творческий союз был весьма плодотворным — совместно были написаны 32 песни и романса. Все они популярны до сих пор, например - песня «Ваше благородие, госпожа разлука» (фильм «Белое солнце пустыни»), песня кавалергарда (фильм «Звезда пленительного счастья»), романс «Наряд подвенечный» (фильм «Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка» в исполнении Андрея Миронова, Михаила Козакова, Алисы Фрейндлих и др.


И. Шварц. Песня кавалергарда из к/ф "Звезда пленительного счастья". Исп. В. Качан.

В 2000 году композитор вновь обращается к симфоническому жанру, с которого начиналась его творческая жизнь. Он пишет концерт для оркестра «Желтые звезды» (или «Пуримшпиль в гетто») в 7 частях. Идея создания этого сочинения возникла у него под впечатлением документальных записок одной из узниц каунасского гетто, особенно потрясших композитора описанием празднования Пурима – веселого еврейского праздника, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти праздником «с петлей на шее». Исаак Шварц посвятил свой концерт памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев. Концерт «Желтые звезды» – лирический гимн мужеству, мудрости, достоинству и чувству единства людей, преодолевших страх гибели.


И. Шварц. "Жёлтые звёзды" ("Пуримшпиль в гетто").

В последние годы Шварц серьезно болел, но, несмотря на болезнь, писал музыку. Скончался композитор во сне 27 декабря 2009 года. Исаака Шварца похоронили 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

[Песни и романсы]
Песни и романсы:
«А годы уходят, уходят…», слова Булата Окуджавы.
«Ах, нынче женихи твердят лишь о богатстве…», слова Булата Окуджавы.
«Белый парус разлуки», слова Булата Окуджавы.
«Ваше благородие, госпожа разлука…», слова Булата Окуджавы.
«В нашем старом саду», слова Булата Окуджавы.
«Диссонанс», слова Якова Полонского.
«Дождик осенний», слова Булата Окуджавы.
«Женюсь», слова Булата Окуджавы.
«И цветы, и шмели», слова Ивана Бунина.
«Капли датского короля», слова Булата Окуджавы.
«Качели», слова К. Валькадоса.
«Любовь и разлука», слова Булата Окуджавы.
«Надежды крашеная дверь», слова Булата Окуджавы.
«Не уезжай насовсем», слова Владимира Высоцкого.
«Песенка о соломенной шляпке», слова Булата Окуджавы.
«Песенка ревнивого и обманутого мужа», слова Булата Окуджавы.
«Песня кавалергарда», слова Булата Окуджавы.
«Последний поцелуй», слова Якова Полонского.
«Послушай, не идет ли дождь…», слова Тимура Зульфикарова.
«Один корнет задумал славу…», слова Булата Окуджавы.
«Ты уходишь, уходишь…», слова Тимура Зульфикарова.
«Шла война к тому Берлину…», слова Булата Окуджавы.
«Эта женщина в окне», слова Булата Окуджавы.
«Я ехал к вам», слова Александра Пушкина.
«Я руки тяну вам вослед…», слова Булата Окуджавы.


[Музыка к кинофильмам]
Музыка к кинофильмам:
1958 — Наш корреспондент

1959 — Неоплаченный долг
1960 — Балтийское небо
1961 — Братья Комаровы
1961 — Будни и праздники
1961 — Самые первые
1962 — Дикая собака динго
1962 — Порожний рейс
1964 — Фро
1965 — Рабочий посёлок
1966 — Кто придумал колесо?
1967 — Женя, Женечка и «катюша»
1967 — Седьмой спутник
1967 — Четыре страницы одной молодой жизни
1968 — Живой труп
1968 — Братья Карамазовы
1969 — Семейное счастье
1969 — Только три ночи
1970 — Белое солнце пустыни
1970 — Возвращение «Святого Луки»
1970 — Зелёные цепочки
1970 — Карусель
1971 — Проверка на дорогах
1971 — Расскажи мне о себе
1971 — Егор Булычов и другие
1972 — Дела давно минувших дней…
1972 — Карпухин
1972 — Станционный смотритель
1973 — Был настоящим трубачом
1973 — Где это видано, где это слыхано
1973 — Капитан
1973 — Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах
1973 — Чёрный принц
1974 — Сто дней после детства
1974 — Соломенная шляпка
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли
1975 — Дерсу Узала
1975 — Звезда пленительного счастья
1975 — Последняя жертва
1975 — Строговы
1976 — Голубой портрет
1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса
1976 — Мелодии белой ночи
1977 — Враги
1977 — Запасной аэродром
1977 — Золотая мина
1977 — Смешные люди!
1978 — В день праздника
1978 — Двое в новом доме
1978 — Где ты был, Одиссей?
1979 — Активная зона
1979 — Вторая весна
1980 — Не стреляйте в белых лебедей
1980 — Каникулы Кроша
1980 — Из жизни отдыхающих
1980 — Спасатель
1981 — Белый ворон

1981 — Товарищ Иннокентий
1982 — Избранные

1982 — Кража
1982 — Нас венчали не в церкви
1982 — Наследница по прямой
1982 — Оставить след
1983 — Летаргия
1983 — Обрыв
1983 — Блондинка за углом
1983 — Двое под одним зонтом
1983 — Трое на шоссе
1984 — Капитан Фракасс
1984 — Неизвестный солдат
1984 — Ольга и Константин
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад
1985 — Выйти замуж за капитана
1985 — Дети солнца
1985 — Законный брак
1985 — Площадь Восстания
1985 — Полевая гвардия Мозжухина
1985 — Софья Ковалевская
1986 — Зонтик для новобрачных
1986 — Лицом к лицу
1986 — Чужая белая и рябой
1987 — Вот такая история…
1987 — Жил-был Шишлов
1987 — Мужские портреты
1988 — Вам что, наша власть не нравится?!
1988 — Вы чьё, старичьё?
1988 — Предлагаю руку и сердце
1988 — Эсперанса
1989 — Не сошлись характерами
1989 — Приговорённый
1989 — Сирано де Бержерак
1990 — Золотая шпага
1990 — Мордашка
1990 — Попугай, говорящий на идиш
1991 — Гениальная идея
1991 — Молодая Екатерина
1991 — Не будите спящую собаку
1992 — Белый король, красная королева
1992 — Будь проклята ты, Колыма…
1992 — Луна-парк
1992 — Отшельник
1993 — Эта женщина в окне
1994 — Белый праздник
1994 — Весёленькая поездка
1994 — Мадемуазель О.
1996 — Несут меня кони…
1999 — Одна любовь души моей (сериал)
2000 — Послушай, не идёт ли дождь
2000 — Империя под ударом (сериал)
2000 — Истинные происшествия
2001 — Дикарка
2004 — Год Лошади: Созвездие скорпиона
2004 — «Замыслил я побег…» (сериал)
2004 — «Шахматист» (сериал)

2007 — «Дом на набережной»



[Призы и награды]
Призы и награды:
*заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
*народный артист Российской Федерации (1996)
*лауреат Государственной премии РФ (1997, за фильм «Белое солнце пустыни»)
*лауреат Царскосельской художественной премии — «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX—XX веков» (2000)
*орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие отечественного искусства (2003).
*звание Почётного гражданина Ленинградской области (2003).
*премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).
*премии "Ника":
- лучшему композитору 1992, за фильм «Луна-парк», за фильм «Белый король, Красная королева»
- за лучшую музыку к фильму 2001 «Послушай, не идёт ли дождь»
- за лучшую музыку к фильму 2002 «Дикарка»
*лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за сюиту для симфонического оркестра «Мелодии белой ночи» и концерт для оркестра «Желтые звезды» (2008).



И. Шварц. "Элегия" из к/ф "Станционный смотритель"

Источники: ru.m.wikipedia.org; www.kino-teatr.ru; 1001material.ru.


  • 1
Действительно, выдающийся композитор! Спасибо, что заново познакомили меня с автором любимых мелодий и песен!))) Таких деятелей культуры должен знать каждый, считающий себя образованным, человек.

Да, удивительно красивая музыка! Меня еще поразило количество кинофильмов, в которых, оказывается, звучала музыка Шварца. Действительно, "неизвестный" известный композитор. ))
При этом сам он, как сказал в одном из интервью, считал главным своим произведением ту самую симфонию фа минор, написанную в 1954 году.

Спасибо, с детства обожаю "Белые ночи". Очень красивая мелодия)
И еще люблю фильм "Эта женщина в окне"))

Я долго выбирала между этим романсом ("Эта женщина в окне") и песней кавалергарда. Но кавалергард, понятное дело, победил...)))))

Я тоже! Даже клип на эту музыку сделала. Надёргала кусочков из разных балетов.


Ира, спасибо за пост!

Да, "мелодия белых ночей" - просто чудо, конечно. И удивительно "петербургская".
Оля, у тебя очень хорошо получаются "балетные" арт-видео! ))

Это своеобразное развлечение: надёргать отрывков, положить музыку и смотреть, что в результате получилось.

Но отрывки ведь не случайные - должны совпадать по ритму?

Так это всегда чувствуется.

Да, наверное...

Ирочка, спасибо за пост!
Музыка, конечно, вся знакомая, любимая, и всегда легко узнаваемая.
Захотелось найти "Солдат и вьюга"- из раннего. Не попадалось тебе?

Маша, нет, к сожалению. Искала хоть что-нибудь из его ранних произведений - ничего нет. ((

очень-очень жаль...
всегда интересно наблюдать становление мастера, улавливать робкие намеки на будущие уверенные и яркие темы.

надо на музыкальных форумах полазить.
там народ чего только не откапывает!

Будем искать...)) Еще в документальных фильмах могут быть отрывки.

  • 1
?

Log in