ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Голосовой аппарат. Нижние резонаторы и их особенности.
Кот
visoni wrote in gela_guralia
Певец 111

Продолжаем изучать строение голосового аппарата. Пришла пора разобраться что такое нижние резонаторы, как они работают и можно ли ими управлять.

Резонаторы (полости), находящиеся ниже наших голосовых складок называются НИЖНИМИ или ГРУДНЫМИ резонаторами. К ним относят нижнюю часть гортани, и единую трахео-бронхиальную полость, состоящую из трахеи и крупных бронхов. Очевидно, что эта полость будет выделять и усиливать среди различных частот отдельные волны и обертоны, которые содержатся в первичном звуке складок. Полость эта достаточно велика по своим размерам, поэтому и звуки она будет усиливать низкие, на которые «настроена» природой.

Bronchi_lungs_ru 11

По этой причине звуки грудного голоса богаты низкими частотами, имеют ТЕМБР, в котором содержатся ярко выраженные низкие звуки. Чем больше у певца объем трахео-бронхиальной полости, тем более «богатыми» тембрально будут низкие звуки его голоса. Грудные резонаторы «отреагируют» только тогда, когда волна «их собственной» частоты ИЗНАЧАЛЬНО будет присутствовать в звуке складок. Таким образом, если голосовые складки будут работать не в речевом режиме (грудной регистр), а в фальцетном (головной регистр), звук соответствующей частоты в общем «бульоне» частот не появится, нижний резонатор на него не «отзовется» и грудной тембр в голосе будет отсутствовать.

Наши НИЖНИЕ или ГРУДНЫЕ резонаторы, как отмечалось выше – некий набор полых трубок или, если точнее, полостей трубчатой формы. Они ОЧЕНЬ СИЛЬНО отличаются от таких полостей как глотка и рот, поскольку совершенно неуправляемы. Все, что можно сделать с нижними резонаторами – опустить гортань, изменив тем самым взаимное расположение подскладочной части гортани и трахеи. Этот прием почти всегда используется в классическом вокале, и очень редко – вне его. Кроме того некоторые исследователи обращают внимание и на то, что при усилении воздушного давления внутри трахеи и крупных бронхов (при пении на хорошей опоре) они могут слегка расширяться, совсем немного сдвигая тон, на который резонатор «отзвучивает».


Послушайте как потрясающе глубоко звучит контральто Варвары Седниной.





по материалам vocalmechanika.ru



  • 1
(Deleted comment)
насколько я могу судить - это зависит от широты диапазона.
Например у Градского он очень широкий.
Артур Кириллов тоже удивлял широтой.
Но настоящий специалист по любой ноте услышит - какой же тембр дан человеку природой.
Несмотря на то, что Кириллов на СП басил не по-детски, Градский сразу же заявил, что у него никакой не бас, а ...тенор )) и оказался прав ))

(Deleted comment)
В 1988 году исполнил партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в спектакле Большого театра (дирижёр — Евгений Светланов)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
У меня есть версия, что тип голосов с широким диапазоном определяют по переходным между регистрами нотам.

Edited at 2014-02-15 02:54 pm (UTC)

Настя, про верхнюю переходную ноту более-менее понятно.
А нижняя переходная тоже бывает? ))

Типы голосов - контральто, сопрано и т.п. - это не регистры. Все певцы вне зависимости от типа голоса в пении используют как грудное, так и головное резонирование - поют как в нижнем, так и в верхнем регистре. Правда, эти регистры у каждого свои.
Есть голоса с большим диапазоном в 3-5 октав.
Например, Има Сумак, владела уникальным голосом в 5 октав. Некоторые источники указывают ее как сопрано. Даже не знаю, существует ли реальная классификация ее голоса.
http://www.youtube.com/watch?v=w2Uu_dejqmA

У Гелы с грудными резонаторами все в порядке ). Слушаем Yesterday )).

Да, Има Сумак конечно же уникальна и, наверное, неповторима.
Я собственно тоже думала что она сопрано.
Ну, у меня свой критерий оценки ))
например, она поёт, кажется что очень низко, в грудном регистре.
По ощущениям - просто-таки низ малой октавы.
А на поверку оказывается - что верх первой!
т.е. для меня это уже ВЫСОКО. Но на слух кажется что низко.
По-видимому удобная для нее тесситура - все-таки более высокая.

криво наверное пишу, извините ))

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Мася, еще насчет переходных нот. Я не очень поняла сначала твой вопрос про несколько порогов, но, может быть сейчас я скажу про то, что ты имела в виду ).
У мужчин регистра два (грудной и головной), переход один, это место диапазона четко ощущается, борются с этим с помощью выработанного микста.
У женщин, на самом деле, не два, а три регистра. Плюс в теории и у мужчин, и у женщин еще должен быть свистковый регистр, но мы про него не будем говорить. Так вот у женщин три регистра: грудной, микст (от природы!), головной. И получается два перехода между регистрами. Но грудной регистр у большинства женщин очень маленький от терции до квинты в самом низу диапазона, и проблема перехода между грудным регистром и микстом не является особенно актуальной (кроме, наверное, контральто). А вот проблема перехода между микстом (его же в просторечии в отношении женского голоса называют грудным регистром)) и головным регистром, актуальна для всех, так как складки должны вибрировать с частотой выше речевого диапазона, тут срабатывает пороговый эффект.

Настя, ты сейчас головным регистром называешь фальцет?

)))))))))))))))))))))))))))))))))))
Давай скажем фальцетный регистр )).

Мася, специально для тебя нашла на http://orpheusmusic.ru/.
Цитирую без купюр:
"Мужские голоса имеют два регистра—грудной и фальцетный — и один переход. В мужском голосе в грудном регистре голосовые связки смыкаются по всей толщине и по всей длине, в фальцетном регистре — черпаловидные хрящи плотно прижимаются друг к другу, а между краями связок образовывается веретенообразная щель. При фальцетном режиме смыкания связок происходит еще и более заметное натягивание их за счет наклона щитовидного хряща перстнещито-видными мышцами. ПЛОТНОЕ СМЫКАНИЕ СВЯЗОК рождает богатый по тембру и возможностям голос, который может играть красками и силой звучания. КРАЕВОЕ КАСАНИЕ связок создает голос более бедный обертонами и более слабый по силе".

Edited at 2014-02-15 11:33 pm (UTC)

Настя, спасибо!
Тут как бы ничего нового, НО есть отличный термин - "фальцетный режим смыкания связок " ))
Предлагаю взять его на вооружение ))
Разночтения сведутся к минимуму ))

Хорошо ).
Самое главное, что мы сами разобрались, нас больше не запутаешь.
;-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account