ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Голосовой аппарат. Нижние резонаторы и их особенности.
Кот
visoni wrote in gela_guralia
Певец 111

Продолжаем изучать строение голосового аппарата. Пришла пора разобраться что такое нижние резонаторы, как они работают и можно ли ими управлять.

Резонаторы (полости), находящиеся ниже наших голосовых складок называются НИЖНИМИ или ГРУДНЫМИ резонаторами. К ним относят нижнюю часть гортани, и единую трахео-бронхиальную полость, состоящую из трахеи и крупных бронхов. Очевидно, что эта полость будет выделять и усиливать среди различных частот отдельные волны и обертоны, которые содержатся в первичном звуке складок. Полость эта достаточно велика по своим размерам, поэтому и звуки она будет усиливать низкие, на которые «настроена» природой.

Bronchi_lungs_ru 11

По этой причине звуки грудного голоса богаты низкими частотами, имеют ТЕМБР, в котором содержатся ярко выраженные низкие звуки. Чем больше у певца объем трахео-бронхиальной полости, тем более «богатыми» тембрально будут низкие звуки его голоса. Грудные резонаторы «отреагируют» только тогда, когда волна «их собственной» частоты ИЗНАЧАЛЬНО будет присутствовать в звуке складок. Таким образом, если голосовые складки будут работать не в речевом режиме (грудной регистр), а в фальцетном (головной регистр), звук соответствующей частоты в общем «бульоне» частот не появится, нижний резонатор на него не «отзовется» и грудной тембр в голосе будет отсутствовать.

Наши НИЖНИЕ или ГРУДНЫЕ резонаторы, как отмечалось выше – некий набор полых трубок или, если точнее, полостей трубчатой формы. Они ОЧЕНЬ СИЛЬНО отличаются от таких полостей как глотка и рот, поскольку совершенно неуправляемы. Все, что можно сделать с нижними резонаторами – опустить гортань, изменив тем самым взаимное расположение подскладочной части гортани и трахеи. Этот прием почти всегда используется в классическом вокале, и очень редко – вне его. Кроме того некоторые исследователи обращают внимание и на то, что при усилении воздушного давления внутри трахеи и крупных бронхов (при пении на хорошей опоре) они могут слегка расширяться, совсем немного сдвигая тон, на который резонатор «отзвучивает».


Послушайте как потрясающе глубоко звучит контральто Варвары Седниной.





по материалам vocalmechanika.ru



  • 1
(Deleted comment)
насколько я могу судить - это зависит от широты диапазона.
Например у Градского он очень широкий.
Артур Кириллов тоже удивлял широтой.
Но настоящий специалист по любой ноте услышит - какой же тембр дан человеку природой.
Несмотря на то, что Кириллов на СП басил не по-детски, Градский сразу же заявил, что у него никакой не бас, а ...тенор )) и оказался прав ))

(Deleted comment)
В 1988 году исполнил партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в спектакле Большого театра (дирижёр — Евгений Светланов)

(Deleted comment)
да, партия для тенора-альтино как раз ))

(Deleted comment)
на работе вчера зашел разговор про Ивана Козловского, ну и я по неосторожности брякнула про различие вибрато и тремоляции - так мне сказали " какие СТРАШНЫЕ слова ты знаешь" ))

У меня есть версия, что тип голосов с широким диапазоном определяют по переходным между регистрами нотам.

Edited at 2014-02-15 02:54 pm (UTC)

Настя, про верхнюю переходную ноту более-менее понятно.
А нижняя переходная тоже бывает? ))

Я имела в виду, что у каждого человека есть переходные ноты между регистрами (верхним и нижним) это примерно 2 тона. Эти ноты петь неудобно, сложнее попасть в тон, голос не звучит и т.п.

Ты про это говоришь?

да. Получается, что такой порог - один?
именно там и поют микстом?

Да, порог один. Как пройти, насколько я знаю есть варианты, микстом - один из них.

Еще - перекрыть сразу другим регистром. Например, певец движется снизу на грудном, у него переходная на верхний регистр си малой. Он ля малой уже берет верхним регистром и дальше вверх на верхнем.

А эта "ля" - не микстом будет петься?

еще вопрос - верхний регистр в данном случае- не фальцет же?
просто другие резонаторы использует певец?
дело в том, что многие тут путаются. Считают, что головной регистр - это и есть фальцет.

Я как-раз хожу и думаю, а не микстообразование ли как раз при таком приеме получается )). В общем, я точно не могу сказать, просто мне встречалась именно такая рекомендация (такими словами).

Насчет фальцета я лично встречалась с двумя значениями: 1. пение в головном регистре (в нейтральном значении), 2. неопытное неправильное пение с неполным смыканием связок и сипящим звуком (негативное), 3. специальная техника, которую используют контртенора.
Вот так ))))))))). Тут надо смайлик "crazy" ).

мдя уж..
у меня на сегод.день сложилось такое понимание:
Головной регистр - это когда усиливается значение верхних резонаторов Назальный тванг - туда).
Т.е. Гела поет полным смыканием связок, но его тембр усиливают именно верхние резонаторы. ВПФ - сюда же.

А вот фальцет - другая работа связок.
Звук прямой и бедный обертонами.
Но при надлежащей работе можно добиться пения фальцетом на опоре - и тогда возникает вибрато, и звук становится богаче, и окрашен интереснее .

уфф.
Не? не так?

Я согласна.
Но вот ничего поделать не могу с тем, что головной регистр тоже называют фальцетом или фальцетным регистром. Не в смысле техники звукоизвлечения, а в смысле зоны (регистра), где применяется эта техника. То есть так и будем путаться, потому, что везде эти два понятия взаимозаменяют, только по контексту можно бывает понять о чем речь.
Вот можешь сама посмотреть http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D1%82


хорошо, я спрошу прямо )))
Гела поет при полном смыкании связок в своем верхнем регистре?

Я думаю, что да.

По-моему, тут ещё и полнейшая путаница в терминологии имеет место быть. Порядок навести некому, потому что те, кто разбирается в терминах, не разбирается в вокале, и наоборот. Человек может прекрасно петь и не очень понимать, где какой резонатор задействован. Тем ценнее было для меня мнение Рустама Яваева, который и во всём разбирается и сам поёт.

как же педагоги по вокалу тогда обучают??
Без нормальной терминологии?
На личном примере что ли?
А, вспомнила, у нас один хоровик объяснял своим подопечным, что у них голос должен звучать так , "как будто вы рояль поднимаете"...


Какая оригинальная ориентация на опору !. Но физические ощущения вроде правильные образовываются.

Так и обучают. :-)
От Эрика все за голову хватались, потому что непонятно было, как его учить. У нас такой техники не существует. В Алма-Ате пытались "переделать" на тенора.
Обучают оперному пению, ну, эстрадному. Пению фальцетом, насколько мне известно, у нас в стране не обучали (не знаю, как сейчас).
Вот и получается путаница. Одни называют фальцетом головной регистр, другие, как википедия, пение "кончиками связок". Вот Кузнецов, у которого не только головной регистр задействован, называет себя на этом основании тенором-альтино, хотя ИМХО чистейший контртенор, причём сопрано. Как объяснил Яваев, большинство контртеноров и поёт микстом, а не только головным регистром. Но при этом, как я понимаю, они как раз и поют "кончиками связок" - тем, что в википедии называют фальцетом.
А у настоящего тенора-альтино связки задействованы полностью.

Типы голосов - контральто, сопрано и т.п. - это не регистры. Все певцы вне зависимости от типа голоса в пении используют как грудное, так и головное резонирование - поют как в нижнем, так и в верхнем регистре. Правда, эти регистры у каждого свои.
Есть голоса с большим диапазоном в 3-5 октав.
Например, Има Сумак, владела уникальным голосом в 5 октав. Некоторые источники указывают ее как сопрано. Даже не знаю, существует ли реальная классификация ее голоса.
http://www.youtube.com/watch?v=w2Uu_dejqmA

У Гелы с грудными резонаторами все в порядке ). Слушаем Yesterday )).

Да, Има Сумак конечно же уникальна и, наверное, неповторима.
Я собственно тоже думала что она сопрано.
Ну, у меня свой критерий оценки ))
например, она поёт, кажется что очень низко, в грудном регистре.
По ощущениям - просто-таки низ малой октавы.
А на поверку оказывается - что верх первой!
т.е. для меня это уже ВЫСОКО. Но на слух кажется что низко.
По-видимому удобная для нее тесситура - все-таки более высокая.

криво наверное пишу, извините ))

(Deleted comment)
Конечно такой репертуар - ее ноты не знала, просто уходила в горы и подражала пению птиц, звукам природы. Кстати, она в этом уникальна, редко кто так здорово птиц изображает.

А про "учиться у природы" мы уже от кого-то слышали...

(Deleted comment)
Гела говорил!

Где? Я что-то не помню....

Пошла искать, не теряйте )).

Пока не нашла. Пусть будет моя гелацинация. Мне казалось, в одном из видео о нем была такая фраза. Сейчас нет возможности все видео пересматривать.

значит вопрос пока отложим.
Но не забудем ))

Конечно, не стоит специально время тратить. Кто-нибудь где-нибудь когда-нибудь вновь услышит и быстренько напишет...)))

Конечно, обучение академической манере нужно не всегда. Бывает от природы очень интересный голос, зачем его в академические стандарты загонять?

Edited at 2014-02-15 04:47 pm (UTC)

более того, в моём будущем посте про вибрато прямо-таки напрашивается вывод , что обучение вокалу - ЗЛО )))

Мася, еще насчет переходных нот. Я не очень поняла сначала твой вопрос про несколько порогов, но, может быть сейчас я скажу про то, что ты имела в виду ).
У мужчин регистра два (грудной и головной), переход один, это место диапазона четко ощущается, борются с этим с помощью выработанного микста.
У женщин, на самом деле, не два, а три регистра. Плюс в теории и у мужчин, и у женщин еще должен быть свистковый регистр, но мы про него не будем говорить. Так вот у женщин три регистра: грудной, микст (от природы!), головной. И получается два перехода между регистрами. Но грудной регистр у большинства женщин очень маленький от терции до квинты в самом низу диапазона, и проблема перехода между грудным регистром и микстом не является особенно актуальной (кроме, наверное, контральто). А вот проблема перехода между микстом (его же в просторечии в отношении женского голоса называют грудным регистром)) и головным регистром, актуальна для всех, так как складки должны вибрировать с частотой выше речевого диапазона, тут срабатывает пороговый эффект.

Настя, ты сейчас головным регистром называешь фальцет?

)))))))))))))))))))))))))))))))))))
Давай скажем фальцетный регистр )).

Мася, специально для тебя нашла на http://orpheusmusic.ru/.
Цитирую без купюр:
"Мужские голоса имеют два регистра—грудной и фальцетный — и один переход. В мужском голосе в грудном регистре голосовые связки смыкаются по всей толщине и по всей длине, в фальцетном регистре — черпаловидные хрящи плотно прижимаются друг к другу, а между краями связок образовывается веретенообразная щель. При фальцетном режиме смыкания связок происходит еще и более заметное натягивание их за счет наклона щитовидного хряща перстнещито-видными мышцами. ПЛОТНОЕ СМЫКАНИЕ СВЯЗОК рождает богатый по тембру и возможностям голос, который может играть красками и силой звучания. КРАЕВОЕ КАСАНИЕ связок создает голос более бедный обертонами и более слабый по силе".

Edited at 2014-02-15 11:33 pm (UTC)

Настя, спасибо!
Тут как бы ничего нового, НО есть отличный термин - "фальцетный режим смыкания связок " ))
Предлагаю взять его на вооружение ))
Разночтения сведутся к минимуму ))

Хорошо ).
Самое главное, что мы сами разобрались, нас больше не запутаешь.
;-)

Да, большое спасибо! теперь понятнее стало ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account