ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. С.В.Рахманинов. Мои любимые произведения.
lelenag wrote in gela_guralia
Когда Федор Шаляпин поинтересовался, как он пишет музыку и ясно ли он слышит её перед тем, как занести на бумагу, Сергей Васильевич ответил, что слышит.
— Ну, как же? — допытывался Шаляпин.
— Ну, так, слышу.
— Где?
Сергей Васильевич сделал паузу и ответил:
— В голове. Только когда напишу на бумагу, перестанут играть.




Музыка С.В.Рахманинова мне очень близка. Почему так - в двух словах не опишешь... С самых ранних лет его произведения вызывают у меня нежный трепет, учащенное сердцебиение, прекрасные и светлые чувства. Это что-то настоящее и неповторимое.

Сегодня я хочу рассказать о трех самых моих любимых произведениях Сергей Васильевича Рахманинова.

Итак, две Прелюдии и Вокализ.

Прелюдия до диез минор (соч. 3 №2)



Это произведение относится к числу самых популярных классических произведений. У этой прелюдии очень интересная история.
«В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>».
«Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых - завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак. Но если разработку ее продолжить, то возникает монотонность, и поэтому быстро вступает средняя часть. Смена настроения резкая, и на протяжении 29-ти тактов музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх. Эта часть написана мелкими длительностями, а первая тема вступает как кульминация в удвоении одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение. Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения. Прелюдия выполнила свое назначение».(С.Рахманинов)

Прелюдия соль минор (соч.23 №5)



Прелюдия №5 представляет собой величественный марш с красивейшим певучим трио. Она была создана в год завершения Второго фортепианного концерта (1901 г.) и, несомненно, родственна финалу Концерта бьющей через край энергией.
З. А. Прибыткова пишет: «Мне всегда бывало жутко от исполнения Рахманиновым этой прелюдии. Начинал он тихо, угрожающе тихо… Потом "крещендо" нарастало с такой чудовищной силой, что казалось – лавина грозных звуков обрушивалась на вас с мощью и гневом… Как прорвавшаяся плотина».

О процессе создания фортепианных произведений композитор отзывался так: «…Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт. Когда пишешь для оркестра, само разнообразие инструментальных красок как-то подводит к различным мыслям и эффектам. Когда же я пишу маленькую фортепианную пьесу, я целиком во власти своей тематической идеи, которая должна быть представлена сжато и без отступлений… В конце концов, сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно – вот самая трудная задача, стоящая перед художником».

Вокализ (соч.34, № 14)



Вокализ был написан Рахманиновым в 1912 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. И после этого у композитора наступила жесточайшая депрессия, которая еще более обострилась из-за кончины его друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль.

Вокализ – одно из самых известных произведений С.В.Рахманинова. Интересно то, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях.

Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно и серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. "Вокализ" свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».


"Вокализ" Рахманинова звучит в исполнении Вероники Джиоевой
(Оркестр Новосибирской филармонии)

Трогательную историю об отношении самого С. Рахманинова к этому своему произведению рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн, лично знавший и много общавшийся с композитором: «Как-то раз мы с Пятигорским приехали, не условившись заранее, к Рахманинову домой - как всегда, около четырех часов дня. Пятигорский был с виолончелью, я - со скрипкой. Дверь нам открыла прислуга: «Тихо, тихо - хозяин спит...» (Днем, после русского обеда, Рахманинов обыкновенно отдыхал. Дом в это время замирал.) На цыпочках мы с Пятигорским вошли в гостиную. На пюпитре увидели ноты рахманиновского «Вокализа», который мы оба знали очень хорошо. Не сговариваясь, мы оба вынули инструменты из футляров и стоя начали играть «Вокализ» - тихо-тихо, в унисон, с разницей в октаву. Вдруг к нам вышел Рахманинов. Заспанный, он был похож на арестанта со своей короткой стрижкой и в полосатой пижаме с поднятым воротником. Без слов он подошел к роялю и, тоже стоя, подыграл нам аккомпанемент - но как! Когда мы все доиграли «Вокализ» до конца, Рахманинов все так же безмолвно ушел из комнаты - со слезами на глазах...».

Биография С.В.Рахманинова Здесь
Источники: http://рахманинов-концерт.рф/rachmaninov/work/
http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/76b97b01-0fee-c1e1-d829-22279b701d8a/Rachmaninoff_Vokaliz.htm

  • 1
Леночка, спасибо!
Очень интересно было узнать процесс создания, детали, нюансы.
Это и мои любимые произведения тоже. Вот что у Рахманинова меня всегда завораживает - даже при самой плотной фактуре, его музыка всегда прозрачная, прохладная, как вода в горном ключе.

Лена, спасибо большое. Специально оставила на выходные - чтобы спокойно, без суеты почитать и послушать. Когда встречаешься с такой музыкой, невольно вспоминается лермонтовское:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...

Я нечасто плАчу от музыки. А вот от Вокализа всегда слезы наворачиваются....
Вот я тоже хотела сказать, что рахманиновская музыка божественна.

И, конечно, приятно было услышать пение Вероники Джиоевой в сопровождении камерного оркестра нашей новосибирской филармонии)
Дирижер и руководитель оркестра - супруг Вероники Алим Шахмаметьев.

Это просто бесподобно...

  • 1
?

Log in