ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Тимофей Докшицер.
моя
masya_77 wrote in gela_guralia
Тимофе́й (Тевель) Алекса́ндрович Докши́цер (13 декабря 1921, Нежин — 16 марта 2005, Вильнюс) — советский и российский трубач, педагог и дирижёр. Народный артист России, профессор Российской Академии Музыки имени Гнесиных.




Родился в семье музыканта местного духового оркестра. Отец Докшицера, Александр Тимофеевич был музыкант-самоучка. Способный и одаренный человек, он играл на скрипке, валторне и ударных инструментах, делая инструментовки для духового оркестра, немного сочинял музыку. Постоянных оркестров в городе не было и ему приходилось играть в разных составах; на свадьбах, в кино, иллюстрируя немое изображение, в маленьких симфонических оркестрах, которые собирались, когда в городе гастролировала оперетта. Позже он руководил одним из духовых оркестров.
В 1932 семья переехала в Москву, где Докшицер был взят на воспитание в оркестр 62-го кавалерийского полка, и с этого же времени начал обучаться игре на трубе в детских классах музыкального училища имени Глазунова у солиста оркестра Большого театра И. А. Василевского.
В годы войны Докшицер ― музыкант оркестра штаба Московского военного округа, в его составе он принимал участие в параде на Красной площади 7 ноября 1941.
С 1945 Докшицер продолжил учёбу у М.И.Табакова в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, и в том же году поступил по конкурсу в оркестр Большого театра.
В 1947, на международном конкурсе в Праге ― первом, где участвовали советские исполнители на духовых инструментах, ― Докшицер получил первую премию.
В 1957 году он оканчивает дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу профессора Лео Гинзбурга. С этого времени периодически выступал в качестве дирижёра в Большом театре, однако, не чувствуя себя профессиональным дирижёром, в 1971 отошёл от этой деятельности.
За годы педагогической работы Докшицера в Музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных из его класса вышло более 100 высококлассных музыкантов, в том числе 15 лауреатов международных конкурсов.
Музыкант также охотно давал мастер-классы и концерты как в России, так и за границей.
В 1989 в Нидерландах Докшицер перенёс операцию на сердце. С 1990 вместе со второй женой, Монной Рачгус, жил в Вильнюсе.
Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Автор многочисленных переложений для трубы сочинений, написанных для других инструментов. Интерпретация Докшицера всегда стилистически точна, своеобразна и "авторизованна"; различные сочинения артист исполнял в собственной редакции и обработке, а концерты Гайдна, Гуммеля, Арутюняна звучат с его каденциями.
Автор трёх книг: «Путь к творчеству», «Из записной книжки трубача» и «Трубач на коне».

Однажды, после премьеры "Спартака" в Большом театре Союза ССР, А.И. Хачатурян написал: "Я говорю самые высокие слова Т. Докшицеру - великолепному поэту на трубе".
Поэт на трубе... Как точны и емки эти слова, обращенные к столь удивительному, необычайному и тонкому художнику.
Его звук столь естественно и свободно льющийся, красивый и мощный, поющий почти человеческим голосом, феноменальная техника, выдающийся дар интерпретатора покоряют каждого, кто хоть раз услышит его игру. Одухотворенность и возвышенность звучания его инструмента всегда волнуют, и с трудом осознаешь, что эта музыка исполняется на трубе - инструменте, казалось бы, меньше всего приспособленном для выражения тонких чувств и настроений.
Перед нами музыкант, который умеет увлечь своей огромной внутренней экспрессией. Слушать его можно бесконечно и всякий раз заново открывать для себя необыкновенное богатство души, очаровывающей и поражающей.
Т.Докшицер ― один из крупнейших солистов-трубачей XX века. В его репертуар входили как классические сочинения для трубы, так и произведения, написанные специально для него. Искусство Тимофея Докшицера способствовало появлению многих интересных музыкальных сочинений для трубы.
В репертуаре трубачей в то время преобладали примитивные в художественном отношении, мелодраматические пьесы типа старинных фантазий Т. Гоха. Для Докшицера стало необходимым искать новые краски для своего инструмента - в звучании симфонического оркестра, в голосе. Он очень любил посещать концерты певцов и многому учился, слушая А. Пирогова, И.Козловского, Н.Шпиллер и др. В дальнейшем большое влияние оказывали встречи и совместная работа с выдающимися дирижерами - Е.Мравинским, Ю.Файером, А.Мелик-Пашаевым, С.Самосудом, многие оркестровые замечания которых он переносил в свою сольную практику.
Докшицер почти всю жизнь выступал на концертах с пианистом и композитором Владимиром Пескиным. Имея богатую нотную библиотеку Пескин открыл для него сокровищницу вокальной литературы. Широта, выразительность и напевность вокальных мелодий вызвали в нем желание воспроизвести это звучание на трубе. С Пескиным Докшицер сделал много переложений для трубы. Среди них романсы П.И. Чайковского, Э.Грига, Н.А.Римского-Корсакова, Ф.Листа, М.А.Балакирева, Ш.Гуно, С.Рахманинова и многих других.
Виртуозное, феерическое "Скерцо", написанное В.Пескиным, педагог Докшицера признал неисполнимым на трубе из-за своих технических трудностей. Но настойчивость Докшицера и умение упорно трудиться, а также заложенные в классе И.А.Василевского основы техники вспомогательной атаки, позволили ему через некоторое время с блеском исполнить новое сочинение. М.И.Табаков, услышав игру своего ученика, сказал, что если бы это было 50 лет назад, то Докшицера, как Паганини, объявили бы дьяволом. Это произведение раскрыло неограниченные технические возможности музыканта-виртуоза.
Многие труднейшие оркестровые партии, блестяще исполненные трубачом за эти годы (среди них "Неаполитанский танец" в "Лебедином озере", сольные партии в "Войне и мире", "Ромео и Джульетте", "Спартаке" и других спектаклях), стали своеобразным эталоном интерпретации и мастерства.

Давайте послушаем этого непревзойденного мастера и его чудесную трубу.

И.С.Бах-ШГуно "Аве Мария"


С.Рахманинов "Вокализ"


Нежнейшая прелюдия еs-moll (ми-бемоль минор) И.С.Баха (из "Хорошо темперированного клавира")


И.С.Бах Хоральная прелюдия BWV 659 g-minor (ре минор). Орган - Ольгертс Цинтиньш, Рига, Домский собор.


Очень редкий документальный фильм (на английском языке), выложенный учеником Т.Докшицера.


Дж.Гершвин "Рапсодия в стиле блюз"


Безупречная техника в невероятно солнечной прелюдии As-dur (ля-бемоль мажор) из "Хорошо темперированного клавира". Орган - Ольгертс Цинтиньш, Рига, Домский собор.
Послушайте, какое блестящее скрытое двухголосие! Легкие мелизмы, яркое и сочное маркато.


Многие произведения были записаны и в дальнейшем переизданы на компакт-дисках - избранная дискография Докшицера включает более двадцати дисков.




источники:
http://www.dokshizer.com/
https://ru.wikipedia.org/


?

Log in