ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Орест Адамович Кипренский.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
image.jpg
Автопортрет. 1820. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция.

Он шагнул совсем юным в искусство России на пороге XIX века и буквально в десятилетие создал полотна, сразу показавшие Европе, что в Петербурге появился талант силы необычайной.

Орест Адамович Кипренский - русский художник, живописец и график, мастер портретной живописи. Родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской, около Копорья, Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии. Предположительно был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Спустя год после рождения его мать, крепостную крестьянку, выдали замуж за дворового Адама Швальбе. По поводу фамилии "Кипренский" существовали разные домыслы. Мальчика крестили в Копорье, и, по одной из версий, его первоначально могли назвать Копорским . Но, возможно, Дьяконов, воспитанный, как и многие его современники, на античных образцах, фамилию маленького Ореста произвел от одного из имен богини любви Афродиты - Киприда (в ранних документах его называли Кипрейским).

Когда мальчику исполнилось шесть лет, Дьяконов дал ему вольную и определил в воспитательное училище при Петербургской Академии художеств. Через девять лет Кипренский был принят в класс исторической живописи, которая в то время считалась высшим жанром изобразительного искусства. Полуказарменное существование, постоянная муштра и рутина не подавили жажды самостоятельности, пылкости воображения, искренности и непосредственности всех движений души будущего художника, а как бы даже стимулировали их. В кругу друзей Кипренского не называли иначе, как «сумасбродный Орест», «пылкий Орест». Его альбомы, с которыми он никогда не расставался, свидетельствовали, что душа его открыта всем впечатлениям бытия. Друзья рассказывали, что он не знает меры ни в увлечениях, ни в работе. Впрочем, сам-то он не разделял свою жизнь на работу и увлечения, потому что хотел писать только то, что захватывало его целиком. Уже в эти годы Кипренский проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии и эмоциональной выразительности.

В 1805 году Кипренский О. А. подводит итог своему обучению в академии картиной "Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем", за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку.


"Дмитрий Донской на Куликовом поле".

Однако вследствие военных действий армий Наполеона этот вояж приходится отложить. Художник участвует в оформлении Казанского собора, но, по-видимому, без особого энтузиазма. Его больше всего влечет к себе человеческое лицо. Он испытывает совершенно особое вдохновение, пытаясь проникнуть в тайну чужой жизни. Отныне главным в творчестве Кипренского становится портрет. Одним из первых в России он начал разрабатывать портретную композицию, в которой социально-сословная престижность модели была окончательно заменена интересом к личности человека, признанием его самоценности. По сути, является одним из создателей романтического стиля в живописи России.

С 1809 по 1812 годы Кипренский живет в Москве, затем в Твери. С 1812 года - в Петербурге. В этот период наиболее известными произведениями в его творчестве являются: портреты мальчика А. А. Челищева (1810-1811), Е.Д. Давыдова (1809), Е.П. Ростопчиной (1809), П.А. Оленина (1813), супругов В. С. Хвостова и Д. Н. Хвостовой (1814) и В. А. Жуковского (1816) и др.


Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова.

В 1816 году, едва в Европе наступил мир, пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, полученным по окончании академии, в возрасте 34 лет Кипренский отправился в Италию с твердым намерением создать, наконец, большую картину. Добирался он через Германию и Швейцарию, где за ряд работ избирается членом Женевского художественного общества. Итальянская командировка оказалась для живописца плодотворной. Его завалили заказами. Кипренский был первым русским, которому, оценив его мастерство, заказали создать автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где были собраны изображения лучших художников мира.

К наиболее интересным работам этого периода принадлежат картина "Итальянский садовник" (1817), портреты A.M. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822), и др.


"Итальянский садовник" ("Молодой садовник").

Необходимо упомянуть о "Портрете Мариуччи", который сыграл в судьбе художника значительную роль. Моделью для него была очаровательная девочка Мариучча Фалькуччи. Ее мать не отличалась достойным образом жизни. Кипренский, уезжая из Италии, выкупил Мариуччу у беспутной матери и поместил ее в монастырский пансион.

Россия встретила художника неприветливо. Не последнюю роль в том сыграли распространяемые недоброжелателями (а он их умел наживать) слухи о двух сомнительных историях, омрачивших конец его пребывания в Риме. Хотя ни один из нелепых слухов никогда и нигде не подтверждался, шлейф подозрений создал вокруг художника стену молчания и враждебности. Его обвинили еще и в лености, так как многие работы не прибыли из Рима. Однако в 1824 году, после очередной публичной выставки в Академии художеств, где Кипренский демонстрировал свои произведения, его репутация была восстановлена.

Невзгоды не сломили трудолюбивого мастера, он много и упорно работает. Кипренский всегда был близок с лучшими деятелями литературы и театра. 0 нем писали Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Вяземский, Гнедич, Пушкин и многие другие, а он запечатлел их образы. Каждый его новый портрет — это глубоко психологический рассказ о современнике.

В 1827 году художник пишет знаменитый портрет А.С. Пушкина. Он был написан в доме Шереметевых на Фонтанке по заказу друга поэта — А. А. Дельвига. Портрет послужил исходным материалом для многих художников и скульпторов последующих поколений, известен во всем мире. После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин, несмотря на материальные затруднения, покупает этот портрет и помещает в своем кабинете. Сейчас его можно увидеть в Третьяковской галерее.


Портрет Александра Сергеевича Пушкина.

В 1828 году Кипренский О. А. снова уехал в Рим, где женился на бывшей воспитаннице Мариучче. Для женитьбы ему тайно пришлось принять католичество. Однако семейная жизнь не принесла художнику счастья. Больше он не создал ничего значительного.

17 октября 1836 года Орест Адамович умер в Риме от воспаления лёгких, в возрасте 54-х лет, и был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти. Над надгробием художника стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Подробная биография и наиболее известные работы: www.nearyou.ru ; www.artcontext.info.

Источник материала: webstarco.narod.ru


  • 1
Спасибо за пост. Очень интересно)

Спасибо за "спасибо"! :))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account