ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Соломинка любви. О творчестве Елены Фроловой
galina_yak wrote in gela_guralia
11_5_8_Le_686

«Была б жива Цветаева,
пошел бы в ноги кланяться…»
(Л. Губанов)

Елена Фролова – певица, поэт, композитор. О ней столь проникновенно написано на страничке ее официального сайта, что проще всего дать ссылку (http://elenafrolova.info/о-елене/) и больше ничего не говорить. Например, что её голосу подвластно всё: от русского духовного стиха до португальского фадо и греческого зейбекико. Или что у нее есть удивительный цикл песен о юродивых и блаженных. Или (совсем пустяк) песня в ее исполнении звучит в фильме "Географ глобус пропил". Я не вижу смысла перечислять награды или имена исполнителей, с которыми она сотрудничает, хотя бы по той причине, что сама этого не помню и сверяюсь с разными источниками. Думаю, будет лучше, если я попытаюсь рассказать о своей любви, протяну Вам соломинку любви и, быть может, удастся передать ее из рук в руки, не выронив и не переломив.

С чего начать? С последнего концерта. А было так: стихотворения этого я не знала, как и пропустила то, что началась работа над записью нового альбома на стихи Цветаевой. Очередная песня, и вдруг, с первой же строчки, понимаешь, что это именно Марина Цветаева и никто другой.

Черные буквы змейкой побежали по моей шее и стали вокруг нее обвиваться тугой, крепкой петлей. И приступ паники, будто и правда можно взять и умереть. Я сидела, не дыша, и ждала каждого слова, как приговора.
Казнит или оставит в живых? Казнила.

Это была песня на стихотворение "Клинок" из нового, уже пятого по счету альбома Елены Фроловой из цветаевского цикла.



К поэзии Марины Цветаевой я раньше была глуха или, лучше сказать, совершенно равнодушна к статичным буквам на листе бумаги. Причудливые мертвые завитушки и не более того. Именно музыка Елены Фроловой сделала для меня Цветаеву близкой, единокровной, роковой. Настолько, что если вдруг не доведется умереть со словами "в руце Твои, Господи..." на губах, то мой запасной парашют и заготовленный заранее вариант – это строчки Цветаевой "Золото моих волос", положенные на музыку Елены Фроловой. Именно так, даже не игра "что ты возьмешь с собой на необитаемый остров", а драгоценность такая, что я ее готова пронести через смерть:



Елена Фролова – для меня это возможность слышать сердцебиение поэзии Бродского, Губанова, Пастернака, Блока, Парнок, Вениамина Блаженного, Тарковского, Мандельштама, Ахматовой и многих, многих других. Со стихотворения "Проплывают облака" Бродского началось когда-то мое знакомство с творчеством Елены Фроловой. Как поется в одном известном всем произведении, "был обычный серый питерский вечер", т.е. вечер был московский, но вполне себе заурядный, шел концерт авторской песни "Казематы", шел и прошел бы благополучно мимо, если бы на сцену не вышла она. Пару минут спустя я записывала синей гелевой ручкой на своей ладони отрывки текста и ее фамилию, чтобы больше никогда не забыть:



Весна. Для меня весна ассоциируется не столько с подснежниками и мимозами, сколько с веточками вербы. Казалось бы, так просты строчки Блока: "мальчики да девочки, свечечки да вербочки...", а в них предощущение Пасхи и свет надежды. Всегда, когда грустно или наваливается усталость, тревожно за будущее или хочется опустить руки – со мной свет этих свечей и безмолвная мольба "не задуй огня!":



Ей свойственна смелость, граничащая с юродством. И пусть сей орешек уже не для каждого, но не упомянуть об этом пласте ее творчества невозможно. Профессиональная запись концертного триптиха "Блаженны нищие духом", посвященного чудакам, блаженным и юродивым. И сами песни мало чем отличаются от тех, о ком они повествуют.



Она не только тонко чувствует поэтические миры других авторов. Она и сама поэт. Поэтому, напоследок, та самая «соломинка любви», в которой и голос, и слова, и музыка принадлежат ей одной:



И если вдруг не получилось – это исключительно моя вина, потому что нет ничего сложнее, чем пытаться объяснить, за что именно ты любишь человека. Я не знаю, кого в рассказе оказалось больше: Фроловой или меня, но именно это, как мне кажется, показатель любви, когда ты уже не различаешь, где заканчивается твое «я» и начинается бытие другого.

«Целовала твою руку.
Оказалось, целую свою.
Да?
А я и не заметила!..»
(В.Павлова)

Я давно неспособна отделить собственные переживания от творчества Елены Фроловой, до такой степени ее песни вросли в мою душу. И это счастье – не писать в сослагательном наклонении, а быть современником того, кто так дорог.

Автор Евгения Громадченко (ВК)


  • 1
Евгения, огромное спасибо за статью, за такое трепетное и личностное отношение к замечательному музыканту Елене Фроловой. Радует, что кто-то, прочитав ее, откроет для себя этот удивительный мир настоящей Музыки и Слова.

Спасибо, Евгения. Было интересно познакомиться с творчеством Е. Фроловой

О Елене Фроловой знала и прежде, но иногда чей-то взгляд на творчество певца или художника помогает взглянуть на него по-новому. Спасибо, Евгения, за этот рассказ - не менее поэтичный, чем натура главной героини публикации. Надеемся, что и в будущем Вам захочется поделиться с нами тем, что Вам дорого!

Здравствуйте! Спасибо Вам всем большое за теплые отзывы! Это был интересный для меня эксперимент и очень значимый. Скорее фрагменты из личного дневника, чем цельная статья. Я попыталась сохранить предельную искренность. Спасибо!

Edited at 2015-03-28 09:42 pm (UTC)

  • 1
?

Log in