ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Астор Пьяццолла. Преображение танго.
lelenag wrote in gela_guralia
"Музыка, больше, чем женщина. Потому, что с женщиной можно развестись, а с музыкой - нет..."

Выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки.



Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 года в Маар-дель-Плата (Аргентина). На своей родине он был известнее как «Великий Астор» («El Gran Astor»). Детство свое провел в Нью-Йорке, где научился игре на аккордеоне, брал уроки у ученика Рахманинова — венгерского композитора Белы Вильда, к которому Астор Пьяццолла относился с восхищением и благодаря которому , по его словам, «полюбил Баха».

Композитор также известен как непревзойденный мастер игры на бандонеоне; свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами.

Для справки. Бандонеон(исп. bandoneón) — музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Астор Пьяццолла положил начало тому, что сам же назвал впоследствии "великим преобразованием танго", которому посвятил пятьдесят лет своей жизни. Благодаря ему танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями, а также художественными приемами, открытыми Стравинским, и в конце концов вырвалось из танцзалов на волю, превратившись в серьезную музыку – в так называемое "nuevo tango"

"Либертанго" - композиция в стиле "новое танго", записанная и изданная в 1974 году в Милане.


Песенная версия: Здесь

Пронзительные мелодии чередуются у композитора с резкими диссонансами, но во всем неизменно сквозит печальное осознание трагизма повседневности. Эта непреходящая грусть, безусловно, связана с вечной неприкаянностью самого автора: аргентинец, выросший в Америке; приверженец танго в мире классической музыки и джаза; авангардист, вызывающий раздражение сторонников традиционного танго.

"Soledad" (рус."Одиночество")


Хотя у его музыки появилось множество поклонников в Европе, США, Бразилии и Мексике, в родной Аргентине Пьяццоллу по-настоящему признали лишь за десять лет до смерти. Поначалу же его эксперименты с танго, этим священным достоянием нации, были встречены старой музыкальной гвардией враждебно. Нам трудно измерить глубину презрения, обрушившегося на композитора, потому что в нашей стране проблемы стиля и жанра волнуют лишь горстку исполнителей да критиков. Однако в Аргентине конца 50-х и 60-х годов, в разгар затеянных Пьяццоллой "битв за танго", музыкантам его оркестра не раз угрожали расправой. Между "пьяццоллистами" и "антипьяццоллистами" частенько вспыхивали драки, в которых порой доставалось и самим оркестрантам.
Как говорил сам Астор, "в Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная".
В конце концов Пьяццолла со своим квинтетом разъезжал по трем континентам, имел больше заказов, чем мог выполнить, и пользовался огромным уважением у многих, порой абсолютно несхожих музыкантов, от Мстислава Ростроповича до Джерри Маллигана. После смерти музыкальная репутация Пьяццоллы стала еще прочнее. Благодаря записям его произведений в исполнении Йо-Йо Ма, Гидона Кремера, Дэниела Баренбойма, Эммануэля Акса, Эла ди Меолы и прочих знаменитостей творчество композитора вошло в моду, а его имя превратилось в объект восторженного почитания.

"Oblivion" (рус. "Забвение") - композиция, прозвучавшая в фильме "Генрих IV" (1984г)




В феврале 1993 г. в Лос Анджелесе Астор Пьяцолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за это произведение в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала "Oblivion" как одно из лучших произведений композитора.

Астор — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».

Астор Пьяццолла умер в Буэнос-Айресе 4 июля 1992г.

Использованы источники : Википедия
http://www.vashdosug.ru/person/Astor-Pyatstsolla/

  • 1
Лена, спасибо за Пьяццоллу. И отдельно за Нику. Там, в Питере, это было душераздирающе. Когда ему дарили цветы, можно было по губам прочитать, как он говорит всем: Спасибо. Я вас тоже очень люблю.

Спасибо, Лена! Еще один прекрасный художник, с которым познакомилась, благодаря Геле Гуралиа. ))) Интересно, почему Ника выбрал именно эту композицию для прощального концерта? Но моменту, действительно, соответствовала..

Да)) Открылось очень много нового. С творчеством Пьяццоллы я познакомилась гораздо раньше и была приятно удивлена, что Ника исполняет его произведение. Очень красиво - фортепиано с оркестром.

Edited at 2015-03-13 04:24 pm (UTC)

Лена, спасибо за пост! Пьяццолла - наше всё! :)
Интересную передачу нашла, давно ещё, когда "шкатулку" ставила с "Весной в Буэнос-Айресе". Вот поделиться хочу: http://r.kpi.ua/2012-03-07/vremya-klassiki-tango-pyaccolly/ (запись не вставилась, почему-то. Тогда так - ссылкой).
Такое исполнение люблю.

Edited at 2015-03-13 06:08 pm (UTC)

Лена, спасибо еще раз за интереснейший пост!
"Либертанго" впервые услышала и полюбила на Голосе: в исполнении Жаклин и Джулианы. Но об авторе ничего не знала - какая судьба потрясающая...

  • 1
?

Log in