ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Екатерина Максимова. Мадам "Нет" из рода Рахманиновых.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
Западные журналисты окрестили ее «беби Большого театра» - за миниатюрность. Но французский фотограф Жак Анри Лартиг — друг Екатерины Максимовой — дал ей другое прозвище: "Madam Nо". Это потому, что Катя на все предложения сначала отвечала: «Нет». "Все из-за моего характера, моей неуверенности, — признавалась балерина. — Когда мне что-то предлагали, я всегда сначала говорила: «Нет, я этого не смогу». Слава Богу, вокруг были люди, которые вселяли в меня уверенность, заставляли что-то делать, поверить в себя, в свои силы. И тогда что-то рождалось".

image.jpg

Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Судьба щедро одарила ее наследственными генами: одна из прабабушек была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти. Дедушка Густав Шпет – известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона. В детстве маленькая Катя мечтала стать летчиком или кондуктором. Но в девять лет девочка попала в театр и поняла: будет только балериной!

В Московском хореографическом училище, куда мама привела ее в десятилетнем возрасте в 1949 году, Екатерина Максимова занималась у Елизаветы Гердт, которая сама была легендой балета: дочь выдающегося танцовщика Павла Гердта (первый Зигфрид в "Лебедином", первый принц Дезире в "Спящей красавице"), она училась у Михаила Фокина и танцевала в Мариинском театре. "Эти ниточки, связывающие поколения, бесценны. Тем более в нашем искусстве, в котором мастерство передается только из рук в руки, из ног в ноги", - говорила Максимова о своих учителях.

«Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер, – писала о годах ее учения в своих мемуарах педагог Серафима Холфина. – Ее обидчивость, строптивость часто проявлялись. С годами она сумела преодолеть в себе этот недостаток, хотя строптивость и упрямство сказывались иногда даже в старших классах, особенно на репетициях».

Своим учителям маленькая Катя действительно доставляла массу неприятностей непослушанием и дерзостью. Да и маме переживаний хватало: дочка приходила со школы то со сломанной рукой, то с отмороженной щекой... Однажды капризную Катю поставили в пару с Володей Васильевым – она танцевала, отвернувшись от мальчика, а то и передразнивала его. «С годами пройдет», – уверенно произнесла Елизавета Павловна Гердт. «И действительно, с годами «прошло», – уточняет С. Холфина. – Катя стала женой Володи Васильева».

Они вместе танцевали выпускной спектакль, вместе были зачислены в труппу Большого театра, вместе выходили на аплодисменты в Москве, Париже, Нью-Йорке, в один день получили почетное звание народных артистов СССР. Васильев поставил балеты «Икар», «Эти чарующие звуки», «Анна на шее», в которых она танцевала...

...За год до выпуска из училища ей поручили роль Маши в «Щелкунчике», шедшем в то время на сцене Большого театра с участием юных исполнителей. И уже тогда восьмиклассница Катюша Максимова выдержала, по сути дела, экзамен на балерину. «Рекомендовать» ее в солистки даже не пришлось: руководству театра и так было ясно, что в труппу приходит интересная, с незаурядным талантом танцовщица.

Первой серьезной ролью в театре стала Катерина в балете «Каменный цветок». Необыкновенно грациозная, изящная Максимова сразу завоевала любовь зрителей. А классический репертуар начала с Жизели.

«Взяв ту же светлую тему юности, что и Уланова, – писала журналистка Татьяна Костыгова, – Максимова наполнила образ девочки-женщины живым, лукавым, озорным теплом. Максимову не назовешь «обыкновенной богиней», как называли Уланову. В ней зрители видят не далекий идеал, а свою современницу. Вместо сдержанной отстраненности – открытость, почти исповедальность в выражении чувств и при этом ироничность, умение пошутить над собой, найти забавное в серьезном, даже печальном. Она, как и Уланова, танцует любовь, но любовь более земную...»



Ей довелось перетанцевать в десятках балетов, сыграть в нескольких фильмах, пережить неизбежные травмы. В январе 1975 года травма позвоночника после неудачной поддержки партнера приковала Екатерину Максимову к постели. Несколько месяцев пролежала она в Кунцевской больнице, никакие анальгетики и болеутоляющие не могли облегчить ее состояние. Доктора утверждали, что о балете ей придется забыть. Но через год, благодаря таланту врача и собственному упорству, силе воли балерина вернулась на сцену. И вновь танцевала Жизель... Ее возвращение на сцену после самой тяжелой истории, потребовавшей года занятий в корсете, стало общей радостью для балетоманов. "Весь мой первый выход шел под нескончаемые овации - музыки просто не было слышно. А во время танца в зале стояла гробовая тишина. Мне рассказывали, что в антракте люди поздравляли друг друга", - вспоминала она.

Ее брак с Владимиром Васильевым был не меньшей легендой, чем ее дарование. "Дуэт Максимовой и Васильева стал эталоном ансамбля, блестящего исполнительского мастерства. Можно только радоваться, что встреча звезд такой величины, как Максимова и Васильев, не стала гибельной, как это нередко бывает в астрономии, для одной из них, а наоборот – гармония двух великих дарований породила поистине уникальное явление в искусстве, равного которому в мире нет», - писала о них известная балерина Раиса Стручкова. В 1972-м Парижская академия танца признала Максимову и Васильева лучшим дуэтом в мире.


Е.Максимова и В.Васильев. Адажио из балета "Спартак" А.Хачатуряна.

Открытием Екатерины Максимовой не только как выдающейся балерины, но и как обладающей недюжинным дарованием драматической актрисы, стали телевизионные фильмы - „Фуэте“, „Чаплиниана“, „Классная дама“ и другие. Ее артистическая индивидуальность была удивительно широка и универсальна. Она могла всё! В 1977 году режиссером А. Белинским и балетмейстером Д. Брянцевым был поставлен телевизионный фильм-балет "Галатея" (по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», на музыку Т. Когана), с Екатериной Максимовой и Марисом Лиепой в главных ролях. Фильм имел большой успех, и на волне этого успеха режиссёр искал материал для нового проекта. В результате появилось "Старое танго" — фильм-балет по мотивам австрийского музыкального фильма «Петер» 1934 года, поставленный Александром Белинским и балетмейстером Дмитрием Брянцевым в 1979 году, на музыку Тимура Когана. Авторы и создатели фильма через комизм всевозможных ситуаций попытались рассказать в телебалете о судьбе и страданиях маленького человека в бездушном, фрачном мире богатых людей. Сюжет выстроился так, что комическому дару балерины был дан полный простор:


Фильм-балет "Старое танго".

Владимир Максимов, как балетмейстер, также ставил балеты специально для жены, и они неизменно пользовались успехом и популярностью. Многие из них были сняты для телевидения и таким образом сохранились для следующих поколений зрителей. Екатерина Сергеевна называла своей любимой ролью из современного репертуара Анюту из одноименного балета по рассказу А.П. Чехова "Анна на шее". В 1982 году был снят фильм-балет (режиссер А.Белинский, балетмейстер В.Васильев, музыка В.Гаврилина), который, к счастью, довольно часто показывают по телевидению и до сих пор.


Фрагмент фильма-балета "Анюта".

К сожалению, Максимову и Васильева не миновали известные конфликты внутри Большого театра. Уйдя оттуда в начале 80-х годов, они вдруг обнаружили себя более свободными. Это едва ли искупало горечь расставания с любимой сценой, но открывало новые возможности. Публика в Европе и Америке обожала их и буквально носила на руках, о них снимали фильмы и называли запросто "Катя и Володя". Но они всегда возвращались в Россию.

Екатерина Сергеевна рассказывала, что у них с мужем совершенно разные темпераменты: он открытый, экспансивный, стремительный, а она - замкнутая, спокойная, преданная своему делу. Уйдя со сцены, она погрузилась в балетную жизнь и заботы своих учеников, причем так глубоко, что с изумлением обнаружила, как мало в поздние годы у нее оказалось собственного времени.

Екатерина Максимова ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.

Она никогда не говорила о себе как о великой балерине, а только как о честолюбивой и трудолюбивой. Она никогда себя не хвалила, а лишь благодарила своих домашних, учителей и друзей за то, как они ей помогают. Скромная и сильная, она вошла в историю русского балета еще молодой женщиной, и ее имя останется там навсегда.

Биография, балетные партии, фильмография, признание и награды - здесь.

Источники: peoplehistory.ru ; lenta.ru


  • 1
Ирочка, СПАСИБО!
Переслала любителям ))
Сама от "Спартака" просто падаю в обморок .. ) Чудо чудное..
Еще у них была ТВ-запись на Прокофьева "Еврейские мотивы" (или темы, не помню точно)
Я искала долго, но не смогла найти ((

Мне тоже не попадалось... Надо поискать. Я вот тоже, готовя пост, насмотрелась, повспоминала. Чудная была женщина во всех отношениях.

  • 1
?

Log in