ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Михаил Барышников. Танец молчаливого гения.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia


Он скромен, известность нервирует его, что крайне редко бывает в артистической среде. О своем деле он говорит безжалостно: "Классический танец был у меня в крови. Все остальное просто в него легло". Есть фотография, где 14-летний Миша Барышников танцует свое первое соло. Это была "тарантелла", и даже на снимке ощущаешь дивную грацию, блаженство на лице мальчика, который уже познал, что танец - это страдание и счастье, и, не колеблясь, сделал выбор.

Михаилу Барышникову сегодня – 67. Да простят меня все выдающиеся артисты балета, среди которых есть очень мною уважаемые и любимые, - я считаю его лучшим, непревзойденным, гениальным танцовщиком. Балеты с его участием могу смотреть бесконечно, - это всегда не только технически безупречный танец, но и драматический спектакль, исполненный глубокого смысла (а иногда – озорства и юмора). Горько, что большая часть его жизни проходит вдали от нашего Отечества, но как знать, смог ли он бы достичь такого высочайшего уровня мастерства и полностью реализовать свои возможности, если бы не обрел творческую свободу?

Образцовый советский человек, сын офицера Советской Армии, Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге, где его родители оказались по служебной надобности. Его отец, кадровый военный, был склонен к мрачному состоянию и совершенно непредсказуемым поступкам. Отношения с ним у мальчика были сложные. Мать была другой. Чувствительная и красивая, она водила Мишу на всевозможные театральные представления, и он очень ее любил. Когда Мишу в 12 лет приняли в школу театра, оперы и балета, она очень гордилась им. Но спустя год ее не стало. Лишь повзрослев, он узнал, что она покончила жизнь самоубийством. Официальная версия врачей была: «Внезапное помешательство».

Только в зале он расцветал и становился самим собой. Балетная школа стала его убежищем и спасением. "Мне все время хотелось смотреть туда, где стоял Миша", - говорил один из учителей этой школы. - Лицо, позы выделяли его из толпы, словно яркий цветок на унылом поле".

Он мечтал стать солистом, но мешал маленький рост. Его педагог Х. Тангиева сказала: нужно дорасти. И он каким-то чудом добрал, дотянул эти три-четыре сантиметра, решившие его будущее. Каждый день он самозабвенно делал тяжелейшие упражнения – опускался в позу йоги, а на каждое колено садилось по человеку. После такой нагрузки на суставы и связки боль была нестерпимая, заснуть было невозможно. Дома он занимался гимнастикой с уклоном на растяжки и акробатические элементы. Развивая дыхание, бегал в парке, и все принимали его за чемпиона. Он был красив и точен в любом движении.

100455593_43176

Когда латвийский балет снимали для показа по телевидению, директор школы сказал: "У нас есть мальчик Миша Барышников. Обратите особое внимание на него - это будущий гений балета". Режиссер ответил: "Его невозможно не заметить. Если бы я мог, то вообще всю передачу посвятил бы только ему".

В 1964 году Латвийская национальная опера гастролировала в Ленинграде. Барышников был занят в спектаклях вместе с другими учениками школы. Во время этих гастролей один из артистов Театра оперы и балета имени С.М. Кирова отвел Мишу в Ленинградское хореографическое училище, к педагогу А.И. Пушкину. Так Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы. Еще в предвыпускном классе хореографического училища, на Международном конкурсе артистов балета в Варне, он завоевал первую премию.

На выпускном спектакле он блестяще исполнил па-де-де из балета «Дон Кихот», продемонстрировав свои великолепные возможности классического танцовщика, и был принят в балетную труппу Кировского театра, где сразу же стал солистом – настолько очевидным было его исключительное дарование. Вскоре он исполнял все ведущие классические партии.


Редкие кадры. Михаил Барышников в выпускном спектакле ЛАХУ им. А. Я. Вагановой. 1967 год.
Па-де-де из балета Л. Минкуса "Дон Кихот". С Элеонорой Куватовой.

Не только уникальные профессиональные данные – высокий прыжок с баллоном (т.е. способностью танцовщика сохранять в воздухе позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе), идеальная координация движений, музыкальность и чувство стиля, высочайшая классическая техника, – но и незаурядный артистический дар завоевывали зрительские сердца. Профессионалы и знатоки-любители поражались виртуозному мастерству исполнителя, сложным комбинациям, которых до него в русском балете не делал еще никто.


1969 год. I Международный конкурс артистов балета (1-я премия, Золотая медаль).
Заключительный концерт. Л. Минкус. Вариации из балета "Баядерка".

Кроме новых балетных спектаклей, он выступил в совершенно неожиданном для себя амплуа - сыграл драматическую роль тореадора Педро Ромеро в телевизионном спектакле "Фиеста" по роману Э.Хемингуэя "И снова взойдет солнце". Телефильм был снят Сергеем Юрским, тогда уже знаменитым артистом ленинградского Большого Драматического театра, который только пробовал свои силы как режиссер. В телепостановке были заняты актеры БДТ: Н.Тенякова, В.Стрежельчик, М.Данилов и др. И среди них, наравне с ними - молодой артист балета. Участие Барышникова в "Фиесте" стало не только удачей артиста, но счастливой находкой для всего спектакля.


Михаил Барышников в телеспектакле "Фиеста". 1971 год.

Но способности и жажда творчества Михаила Барышникова ограничивались рамками того, что мог предоставить ему репертуар Кировского театра, главный балетмейстер которого Константин Сергеев стремился сохранять традиции строгого академизма, не учитывая требований времени. Ролан Пети, один из лучших европейских хореографов двадцатого века, предлагал бесплатно поставить балет для Барышникова, но театр ответил отказом. Перемен в ближайшем будущем не предвиделось….

Никто не мог себе представить, что он сделает это… По профессиональной линии все идеально: безоговорочная золотая медаль на международном конкурсе артистов балета, положение премьера в Кировском театре, толпы девочек у театрального подъезда после спектакля, толстые тетрадки, куда с ночи записываются очереди за билетами «на Барышникова», звание заслуженного артиста РСФСР, квартира на Мойке… Но в 1974 году, во время гастролей советских артистов в Торонто, он вышел из театра и зашагал по улице.

… Задуманный побег чуть не сорвали толпы фанатов у театрального подъезда, которые немедленно поплелись за кумиром. Он прибавил шаг. Они тоже прибавили. И тогда он побежал. Они побежали за ним. Вообразите эту мизансцену. Наконец, Барышников упал на заднее сиденье машины, поджидавшей в условленном месте. Больше он в СССР не вернулся, руководствуясь скорее творческими, нежели политическими побуждениями, - ради возможности работать с хореографами разных направлений, участвовать в новаторских начинаниях. Вспоминая то время, он говорит, что именно жажда реализовать себя толкнула его остаться на Западе. "Тебе уже 26, - сказал он себе, - время безжалостно".

82372

Практически сразу он получил приглашение от знаменитой труппы Джорджа Баланчина «American Ballet Theatre». 27 июля 1974 года Барышников впервые появился перед американской публикой: он танцевал вместе с Натальей Макаровой, которая осталась на Западе в 1970 году, балет «Жизель». Труппа выступала в Нью-Йорке на сцене Метрополитен-опера. После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики занавес поднимали 24 раза, и с тех пор успех и любовь зрителей сопровождают каждое выступление артиста. В Америке Барышников, недосягаемая звезда для своих питерских поклонников, в одночасье стал вдруг просто Мишей. Своим и досягаемым. И полюбили его там отчаянно все — от записных балетоманов до таксистов и домохозяек. Потому и называли не Майклом. MISHA. А в России его перестали упоминать. Был человек и — нет. Провал в памяти страны.

С 1978 года он становится ведущим танцовщиком труппы «American Ballet Theatre», а с 1980г. – ее руководителем. Также руководит и труппой «New York City Ballet» (1978-79). Диапазон творческого репертуара - от старинной хореографии до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него. Исполнял Барышников и партии классического репертуара – Джеймс («Сильфида»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Петрушка («Петрушка»), Колен («Тщетная предосторожность»), Принц («Щелкунчик») в его собственной постановке и других. Для «American Ballet Theatre» он поставил спектакли «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Лебединое озеро».


Л. Минкус. "Дон Кихот".

Демонстрируя высокий уровень исполнительского мастерства и вынуждая равняться на него, Барышников оказал немалое влияние на американскую хореографию. Политика, которую он проводил как руководитель «American Ballet Theatre», имела целью, с одной стороны, совершенствование техники и стиля, постановку классических спектаклей, знакомых ему по России, с другой - обогащение репертуара труппы экспериментальными работами.

В 1990 году Барышников основал собственную труппу «White Oak Dance Project », с которой в 1990–1996 годах выпустил три хореографических программы.

И это еще не все! Михаил Барышников снялся в фильмах «Белые ночи», «Это танец!», «Танцовщики» ("Танцоры"), «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса». С 1982 по 1987 год он выступал в специально созданных для него телепрограммах «Барышников на Бродвее», «Барышников в Голливуде», «Барышников: танец и танцовщик».


Фрагмент фильма "Белые ночи" (1985).



Фрагменты фильма "Танцоры" (1987). В роли Жизель в сценах из одноименного балета - Алессандра Ферри.

Его жизнь в эмиграции вовсе не была похожа на мытарства страдающего скитальца. Он был знаком с Жаклин Кеннеди и принцессой Дианой, дружил с Иосифом Бродским. Барышникову принадлежат популярный русский ресторан «Самовар» в центре Нью-Йорка, специализированный завод по выпуску балетных одежды и обуви, популярная марка духов «Misha», которые раскупаются не хуже билетов на его спектакли. Он награжден престижной американской премией Центра искусств имени Джона Кеннеди!

9baryshnikov_600

Весной 1976 года он познакомился с молодой голливудской актрисой Джессикой Ланж. У них родилась дочь Александра, но союз, похоже, с самого начала был обречен, – артист нуждался не в красавице звезде, провоцирующей вокруг себя бурные страсти, а в спокойной и преданной ему женщине. И он ее нашел. Это была Лиз Рейнхардт – внучка знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта и бывшая танцовщица труппы Мэрса Каннингема. За десять лет у них появилось на свет трое детей – Питер, Анна и Софья.

В конце концов, Барышников решил расстаться с классическим балетом и заняться танцем модерн. Его привлекала возможность не создавать образы в спектаклях, а выступать с танцевальными монологами. В одном из номеров, «Биение сердца», музыку заменял стук собственного сердца исполнителя, к которому были прикреплены датчики, а усилитель передавал звук в зал. Сердце бьется – значит, жизнь и танец продолжаются.

Побег, по сути, так и остался самым романтичным, безумным, широким, ослепительным жестом в его карьере. Все остальное было просчитано идеально. Ни одного ложного шага, безвкусной выходки, сомнительной затеи. От какого-либо театра в жизни он отказался наотрез, так же как до сих пор категорически отказывается приехать в Россию. К ней он подъехал максимум на расстояние Риги. На вопрос, почему бы, на самом деле, не съездить, отвечает цитатой из Бродского: «Воротишься на родину. Ну что ж… Гляди вокруг, кому еще ты нужен». У него вообще на многие случаи жизни готова цитата из Бродского. И это не просто памятник многолетней дружбе с поэтом. Скорее – все та же дисциплина мысли, речи, поступка.

В жизни Барышников не очень общителен. И если вы хотите снискать его расположение, то должны приспособиться к его молчанию. Его настроение выдают лишь огромные глаза, но и они обычно спрятаны за дымкой защитных очков. Спокойное, благородное лицо с васильково-голубыми глазами и классическим, несколько выдающимся носом. Однако наиболее поразительна его осанка, некая безукоризненная элегантность, как бы плавно переходящая с крепкой спины к литым плечам, к мускулистой, красивой шее и голове, которая всегда высоко поднята. "Редко увидишь классического танцора со столь четко выраженной физической силой, как у Миши", - сказала одна журналистка.

8cdb9a3371d6

Его осанка - это не поза. Она сформировалась не только в балетном зале. В отличие от большинства танцоров, Барышников по сей день активно занимается гимнастикой, реже - верховой ездой. В его большой кожаной сумке, с которой он путешествует по земному шару, кроме поношенного бежевого джемпера и джинсов, всегда лежат футболки, кеды для бега. На одной пресс-конференции в Нью-Йорке он был в ударе и с улыбкой спросил журналистов: дескать, знают ли они классических танцоров, которые могут свободно ходить на руках. Все начали переглядываться, а Миша встал на руки и принялся ходить из угла в угол, что вызвало неописуемое восхищение присутствующих.

О его великодушии ходят легенды, но это правда. Он давал деньги на издательские проекты в России, оплачивал лечение друзей, делал благотворительные взносы. Он помогал умирающему Баланчину, даже приносил ему любимую еду — шашлыки. Помогал Юзу Алешковскому. Патрик Суэйзи мечтал когда-то танцевать с ним в шоу, но помешала травма колена. Добрые отношения сохранились у них до самой смерти Патрика. Барышников оплатил его похороны.

На седьмом десятке Михаил Барышников по-прежнему деятелен и многогранен. Играет в кино и спектаклях Бродвея, занимается продюсированием. Несколько лет назад построил и возглавил Центр искусств ("Baryshnikov Arts Center") общей площадью 14 000 квадратных футов, где молодые художники всех мастей могут представить свои экспериментальные работы и получить совет специалистов. Серьезно занимается фотографией. Неоднократно устраивались выставки его фоторабот, в том числе и в Москве.

michailbaryshnikov_201310160616170

И именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя».


Па-де-де из балета "Коппелия", балетные миниатюры "Видение розы", "Вестрис", па-де-де из балета "Дон Кихот".



Ж. Бизе "Кармен" (хореограф Ролан Пети).

[Интервью 2005 года]

[Штрихи к портрету. Публикация 1998 года]

[Балет "Жизель" А.Адана. М. Барышников и Н. Макарова (New York 1977)]

Источники: www.belcanto.ru ; www.peoples.ru ; maxpark.com и др.


  • 1
Ира, спасибо!
Потрясающий пост.
Потрясающий Михаил.

Спасибо, Маша! Это мое давнее "творение" в честь любимого танцовщика, когда-то на одном из форумов составила (с помощью других публикаций, конечно). Очень хотелось о нем рассказать не сухим языком, а так, как чувствую его я. Он, действительно, потрясающий!

Да, это чувствуется - очень живой и глубокий образ получился. И факты биографии, конечно, интересные.
Отправила ссылку всем любителям балета и вообще - прекрасного))

  • 1
?

Log in