ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Кинозал Гелактики. «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова
galina_yak wrote in gela_guralia
130530191450-hamdam_video

Рустам Усманович Хамдамов, российский кинорежиссер, художник, снял свою первую киноленту "В горах мое сердце" в 1967 г. В 1974 г. начал работать над "Нечаянными радостями", но затем съемка была запрещена, а пленка смыта. В 1991 г. фильм этого режиссера "Анна Карамазофф" был показан на кинофестивале в Каннах, а затем арестован французским продюсером. В 2005 г. на Венецианском фестивале демонстрировались вне конкурса его "Вокальные параллели "; в 2005 сняты "Бриллианты. Воровство". В настоящее время Хамдамов работает над фильмом  "Яхонты. Убийство". В 1995 он получил приз кинопрессы "Век кино" - "режиссеру и художнику, опередившему время, создателю новой киноэстетики и нового киностиля". В 1996 г. Хамдамов был удостоен независимой национальной премии "Триумф" как художник, сценарист, кинорежиссер. Ему был вручен Гран-при "Культурное достояние нации" в 2003 г.

О «Вокальных параллелях» Рустама Хамдамова. Мне бы хотелось написать о самом главном в своем понимании художественного метода этого фильма, в основном исходя из попыток анализа поразивших меня кадров и опираясь на высказывания самого Рустама Хамдамова , хотя отдаю себе отчет в том, что Хамдамов, объясняя, может запутать еще больше…


Об этой ленте режиссер сказал следующее: "Это фильм-концерт. Оперные певцы - Эрик Курмангалиев, Роза Джаманова, Бибигуль Тулегенова, Араксия Давтян - исполняют свои партии Пуччини, Шумана, Россини. Рената Литвинова выходит, объявляет их арии и одновременно "учит жизни"... А они плохо усваивают ее уроки, поэтому им здесь не место. И они умирают. Потом летят на том свете на самолете, но все равно поют там, на небесах..." И продолжает: "У нас не было четкого сценария, а лишь намек... Получилась картина-эссе о том, что любишь, - ностальгия по утраченному".

d2843519f576b2ba5a6fd7aa00ca5420

Казалось бы, все прозрачно, но не будьте столь доверчивы.  Нам придется идти по натянутой нити, а точнее - нитям смысла, балансируя, как Роза Джаманова, когда она поет арию Чио-Чио - сан, характерным жестом канатоходца держа равновесие с помощью веера и пролагая путь Голосу из своей молодости в зыбкое настоящее, наполненное реалистическими деталями казахской юрты, сельского быта  и в то же время насквозь продуваемое ветрами из инфернальной потусторонности, моментально превращающими все эти детали и образы в некие фантомы.

Тем, кто хочет проникнуть в глубинный смысл "Вокальных параллелей", ее автор дает подсказку: "Эта картина не семантическая, там нет сюжета. Но эти женщины - образы, а придумывать образы очень трудно. Это так называемое образное кино. Его исповедовал Луис Бунюэль". Последний, как известно, представитель сюрреализма в кинематографе. Но Хамдамов своим творчеством выламывается за рамки всяческих -измов. Себя он называет постмодернистом и в то же время добавляет, что необходимо создавать что-то свое, чтобы не повторяться.

Мастер выделяет как близких по творческому методу Довженко, частично Андрея Тарковского, Параджанова, оператора С. Урусевского, Эйзенштейна - всех тех, кто внес мощный вклад в развитие поэтического киноязыка, насыщенного образами и метафорами. И хотя Рустам Хамдамов и определяет свой фильм как "абсурдистскую оперу", но мы бы обделили себя, если б сказали: "Зачем нужно искать какие-то объяснения, если все можно объяснить абсурдом". Мне бы хотелось как можно точнее приблизиться к наиболее адекватному восприятию этих метафор.

Такой киноязык, как и поэтический, характеризуется полифоничностью и сложностью метафорического ряда, эмоциональной и смысловой насыщенностью, высокой степенью условности. Кроме того, это постмодернизм, и,  следовательно, без акцентированной иронии, экстравагантных фраз и абсурдистских диалогов здесь не обойтись. Например, такое явное ироническое обнажение сценического приема использовано в кадрах, где Курмангалиев поет арию Вани из "Ивана Сусанина", с бутафорской метелью, накрывшей и конферансье - Литвинову.

И возникающие так часто в произведениях Хамдамова  различного цвета шары - это не милые детали для услады зрения (таких деталей просто не существует в атмосфере этой гениальной киноленты, наэлектризованной творческой сверхзадачей).

В "Вокальных параллелях" сначала одна из певиц держит в руке желто-оранжевый шарик, потом он взмывает  ввысь на фоне ярко-синей стены, и это сочетание сразу вызывает ассоциацию с сумасшедшей палитрой Ван Гога. И если вспомнить, как режиссер пояснял одну из своих картин с мячиком на переднем плане, что на самом деле это планета, несущаяся во Вселенной, то оранжевый шар сразу обрастает множеством глубоких ассоциаций в контексте фильма. Но Хамдамов  и хочет, чтобы зрители создавали эти смысловые связи, глубже проникая в его замысел и обогащая себя.

Gfuq6oy34Eg

Можно сказать, что этот фильм в целом "сделан" приемом реализации метафоры. Мне было интересно наблюдать, как "наполняются" смыслами колющие и режущие - "пронзающие" предметы в контексте фильма (сознательно не касаюсь того материала, который уже озвучен в интернете). Сначала под музыку Глинки рука Литвиновой тянется к ножу, потом она играет с ним в своем подчеркнуто манерном стиле. Во время разговора с Джамановой она колет себя иглой и говорит: "У меня так болит внутри, что я не чувствую боли снаружи". Танцовщица в другом кадре пытается метнуть куда-то копье и целится, целится, опасаясь промахнуться.

Какова же семантическая наполненность этой неоднозначной метафоры? Думается, разгадать ее поможет фраза Литвиновой о том, что наивные люди не думают, что есть те, кто странствует с рогами, а "дураки гремят погремушками"; они-то и будут всегда их добычей; "знай, что первые запрячут свои рога, и ты не будешь думать про их ятаганы".  Все эти предметы - это зло, агрессия. Но последние в этом фильме не тянут за собой цепь ответных ударов, а воспринимаются со смирением, так как в них тоже заключены уроки жизни.

И тут вспоминаются пронзительные слова Хамдамова - "нужно получить свои 400 ударов, чтобы быть на высоте". Ножи и копья - это еще и проникновение в суть важных вещей, они в переносном смысле и предтеча стоицизма к ударам судьбы, и достоинство проигравшего.  А полет копья предназначен еще и для того, чтобы сквозь толщу времен долететь в любую точку вечно живого искусства и дышать его живительным озоном.

Но когда героиня Литвиновой в фильме выходит из себя, то она начинает метать в нерадивых учеников... яблоки,  и наши певцы "умирают" не потому, что их убили "смертоносным" оружием, как в балаганных представлениях, а потому что ушло в прошлое их прекрасное искусство. Кстати, очень увлекательное занятие - идти по лабиринту расшифровки метафор. Вы можете "открыть" свои - в фильме их целая россыпь. Но " разглядеть " их сложнее, чем, скажем, у Параджанова.

По поводу отличия от "почерка" последнего РХ говорил: "Я не делаю абсолютный кадр. Я делаю все малозаметным..." У Хамдамова метафора разворачивается, начинает все ярче сверкать и искриться и выявлять свою скрытую семантику "в движении"; она не статична, как у Параджанова. Надо просто параллельно отслеживать это движение.

И еще один важный момент - для Рустама Хамдамова  все пласты культуры живые; она "дышит" каждым своим атомом, наполненным любовью и искренними эмоциями режиссера. Все кадры в "Вокальных параллелях" просто перенасыщены литературными, культурологическими, кинематографическими и прочими цитатами.

Так, укрупненно снятые предметы натюрмортов  -  это перекличка со стилистикой Петрова-Водкина, неожиданные сочетания цветов  -  с картинами импрессионистов; клетка с птицей, когда льется ария из "Тоски", - это прямая цитата из Параджанова, а свет в балетной сцене, стесненное пространство и как бы уплощенные фигуры  -  это из картин Дега.  В диалогах использованы фразы из книги "Вокальные параллели" Лаури-Вольпи Джакомо и т.д. Получается абсолютно искусственно созданное пространство, где, по мнению режиссера, и возможен разговор об искусстве. О нем - только на котурнах, или на пуантах, как в нашем фильме.

И еще об одном уникальном элементе у Хамдамова. До этого ни один из режиссеров не использовал его как значимый атрибут в поэтике своих работ. Это  -  Голос, который в фильме входит в число элементов, конструирующих художественный смысл. Рустам Хамдамов  писал: "Интеллигентность  -  это звук голоса". Зачастую у него неважно, О ЧЕМ говорят, а важно, КАК говорят. Литвинова в фильме говорит "сделанным" голосом с естественной для нее манерностью. Да вообще "бытового" голоса почти нет в киноязыке Хамдамова.

И какая же нагрузка ложится на эту составляющую в "Вокальных параллелях", посвященных певцам, если для режиссера " аристократизм - то, что в природе существует, но нельзя купить. Сегодня аристократы только певцы. Голос  -  совершенный дар природы, чему равного нет".
И это искусство, которое несут в себе образы певцов, вечно как абсолютная ценность. Поэтому в фильме музыка, Голос заполняют собою все кадры, отражая живой трепет души, теплоту чувств, ликуя, моля, страдая. И при просмотре возникает счастливое и одновременно томительное ощущение, то самое, когда душа напоминает о себе какими-то подвластными ей одной вибрациями. Известный кинокритик Кирилл Разлогов говорил, что вокальные параллели этих певиц пересекаются вопреки всякой логике, и "в точках их пересечения рождается истинное искусство".

По Лобачевскому, параллели могут сходиться только вне нашего пространства. И на самом деле вокальные параллели Хамдамова пересекаются в Вечности, и от этого так ярко ощущение вневременности, надмирности, сакральности этого искусства - мира  оперы, столь любимой режиссером,  и мира, созданного гениальным Мастером, чтобы поведать нам об этой любви.

Автор  Галина Ким (ВК)




  • 1
Спасибо, Галя! С интересом прочитала. Давненько не пересматривала этот фильм...

Это автору материала Галине Ким большое спасибо)

Большое спасибо! Очень интересный материал.
Про этот фильм узнала, когда изучала биографию Эрика. Теперь еще больше захотелось посмотреть.

Сцены с Эриком Курмангалиевым кмк одни из самых запоминающихся в фильме. Мне эпизод с исполнением партии из "Ивана Сусанина" ассоциативно напоминает знаменитую сцену толстовского романа - Наташа в опере после Отрадного. Помните?
Наташа, сама занимающаяся пением, словно впервые видит условность и искусственность оперы и балеты (этот прием Виктор Шкловский назвал "остранением).
В сущности, Хамдамов другими средствами тоже опрокидывает в этом эпизоде условность языка классической оперы: исторический контекст , содержательное наполнение арии теряют смысл - остается только Голос.
В остальных сценах в образе Эрика подчеркнуто женственно-восточное начало. Своеобразная отсылка к "М. Баттерфляй" Виктюка?

Комментарий в ФБ

Валентина Романова:
Интереснейшая статья!!! Огромное спасибо! Не устаю восхищаться умом и талантом поклонников нашего любимого артиста !!!
18 Январь в 16:00

Natali Stepanenko ВК


Спасибо Вам за эту статью, Галина, еще одно прикосновение к мирозданию РХ бережное и вдумчивое. Еще одно чуткое ухо, приникшее к выводимой им мелодии, в которой он использует не все семь нот, как говорит) - двенадцать и во всех регистрах.
Мне вспомнился эпизод, рассказ о котором я когда-то читала, поступления Святослава Теофиловича Рихтера в московскую консерваторию в класс Генриха Густавовича Нейгауза, который я примерно воспроизведу по памяти, так как не помню источника) После того, как Рихтер отыграл заготовленную программу, Генрих Густавович поставил перед ним сложнейшую оркестровую партитуру и, когда Святослав Теофилович без затруднений с листа сыграл эту музыку, не читку с листа, а музыку, Генрих Густавович сказал тихо, сидящей рядом ученице - кажется к нам пришел гений. Почему я вспомнила эту читанную давно историю? Потому, что каждый фильм РХ - это сложное многоплановое произведение, единичную красоту звучания которого, услышит каждый, кто даст себе труд посмотреть его фильмы, но для того, чтобы вычленить мелодию каждого инструмента оркестра, разобраться во всех темах, понять все лейтмотивы нужен искусствовед конгениальный автору. Пока же нет условного "Рихтера" для всеобъемлющей трактовки кино РХ, тем более ценна каждая попытка осмысления замысла и метода этого совершенно оригинального художника. Тем паче, что написано мало для художника такого ...хотела написать масштаба, но подумала, что когда произносится слово масштаб, любой человек представляет себе собрания сочинений в десятки томов, солидную фильмографию и тд. А если фильмов было снято всего пять, причем один из них почти весь смыт на Мосфильме, а второй в аресте у семьи французского продюсера, а художнику 70? А если картины рассыпаны по всей Европе, России и Америке по частным коллекциям? А если ты вдруг, бродя по просторам интернета, случайно натыкаешься на небольшой, написанный им текст, читаешь и понимаешь, что этот текст соткан из того же единичного поэтического волокна, что и кадры и рисунки и картины? Те РХ, явленного широкой публике катастрофически мало, но из этого "мало" нет ничего, что не являлось бы предметом искусства. " Было только страшно! Даже жутко, я бы сказал потому, что я понял, что это полностью человек искусства, что в нем нет ничего от " неискусства". Просто страшно, как будто принц пришел к тебе домой. И все его рассуждения это какое-то чудо. Это и сноб, и эстет, и человек ярчайшего природного интеллекта." Я процитировала Александра Вустина, композитора авангардиста, создавшего музыку к фильму РХ " Анна Карамазофф", фильму, о котором написано еще меньше, чем о "Вокальных параллелях" по той причине, что официально его имела возможность видеть публика, которая присутствовала на демонстрации в Каннах, после чего фильм был арестован французским продюсером. В сети есть копия с ужасным качеством, засмотренная поклонниками), но сам РХ просит ее не смотреть, тк не доволен ни качеством озвучания, ни качеством монтажа. В одной этой работе, созданной после двадцатилетнего забвения, материала ни на одно искусствоведческое исследование. Но понятно, почему никто не пишет особо. Как писать, если автор просит не смотреть?)

Natali Stepanenko ВК Продолжение.

Впрочем, похоже, что сам РХ от отсутствия того, что называется популярностью вообще не страдает. От недореализованности - да, в голове он всю жизнь снимает свой бесконечный фильм, выстраивает композицию кадра, ищет свет, смотрит на любой пейзаж с точки зрения - а хорош ли он будет в фильме - паранойя, как он сам говорит, а от неизвестности - нет.
" Я научился быть самодостаточным, самодостаточность - это хорошо, думаю, если меня посадят в тюрьму или башню, я спасусь, буду думать, рисовать, писать. необязательно кто-то должен это увидеть, оценить - мне достаточно того, что я это придумал. то есть слава, признание благодарность потомков - это все странные вещи, которые мне не нужны и потом, ведь есть еще музыка. тридцать вторая соната Бетховена, а квартеты Бетховена, которые я еще не понял? еще столько не знаешь! можно писать письма. для самоуспокоения. чем и занимались все старые религиозные философы - они их не отсылали никому. в тоже время, я думаю, может быть самодостаточность - это какая-то новая моя черта? которая позволит, например, сделать фильм из философских притч. в нем почти ничего происходить не будет. все уже сказано. будут присутствовать только величественные руины: вот одна колонна, вот другая, вот ваза, вот разбитая ваза...а пустоты нет, ты уже в золотом сечении. шагай в любую сторону - никуда не упадешь." РХ " Азбука" Кажется только ленивый, а таких не было)) не процитировал слова мальчика из студенческой короткометражки РХ " В горах мое серце" - Мой отец пишет стихи, - заявляет мальчик, - он - один из величайших неизвестных поэтов мира -А когда он получит деньги? - Никогда, нельзя быть великим и брать за это деньги. - Мне думается, что это не столько предсказание собственной судьбы, как многие трактуют, сколько кредо, взгляд на то, что для художника хорошо, а что плохо. Недаром одна из любимых пианисток РХ, о которой он планирует снять фильм - Мария Вениаминовна Юдина, художник клошар, прожившая всю жизнь в бедности и лишениях: не имевшая собственного рояля, ходившая много лет в одном платье, часто просто голодная. Она была убеждена, что художник должен быть беден. Была любимой пианисткой Сталина и говорила, вытирая стол после обеда «У меня есть два врага, крошки и Советская власть" А когда ей выдали Сталинскую премию, то она пожертвовала её Православной Церкви на покрытие «бесконечных сталинских грехов». - родственная душа, мне думается. Мой комментарий к Вашему тексту превращается из комментария во влюбленный рассказ о художнике, который поразил нас - Вас и меня), в расширение Вашего вступления) Я могла бы еще много написать о мальчике, с рыданиями бегущем за увозимым от него пианино и обо льве, чья плоть и кровь состоит из напитавших его культур, об Опере, звучащей из руин и над руинами, о Даме и ее лике без возраста рядом с выщербленном временем голубем на фоне вечного неба в "Вокальных параллелях" и лике другой Дамы рядом с гранитным шаром в " Анне Карамазофф" на фоне Невы - Леты, ведь у РХ в фильмах по казахским степям и питерским мостовым идут и бегут Дамы в узких юбках, в английских туфлях. Но остановлюсь, пожалуй) Каждый, кого заинтересовала Ваша прекрасная статья, посмотрит фильмы, что-то может быть напишет, высветив еще какие-то фрагменты рисунка ковра, сотканного ковроделом, в ожидании появления искусствоведа, умеющего гадать по звездам, с которых видна вся полнота замысла.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account