ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Георгий Васильевич Свиридов.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia


Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-1941), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, Георгий Васильевич Свиридов родился 3 (16) декабря 1915 года в маленьком городке Фатеж Курской губернии, в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры — народная песенность и духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 года, в неполные 20 лет, он написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина («Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес...», «К няне» и др.) — произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40-х и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра («Страна отцов» на ст. А. Исаакяна — 1950) последовали песни на стихи Роберта Бёрнса (1955), оратории «Поэма памяти Есенина» (1956) и «Патетическая» (на ст. В. Маяковского — 1959).

Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30-х — началу 40-х гг. относятся Симфония, фортепианный Концерт, камерные ансамбли (Квинтет, Трио), 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Но главное в творчестве Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только «распел» строки В. Маяковского, А. Блока, Б. Пастернака, прозу Н.В. Гоголя, но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. — от поэтов-декабристов до К. Кулиева.

Два великих поэта занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это А.С. Пушкин и С.А. Есенин. На стихи Пушкина у Свиридова, кроме отдельных песен и юношеских романсов, написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью («Зорю бьют»). Подлинным шедевром, несомненно, стали "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"".

С.А. Есенин — самый близкий и, по всем параметрам, — главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» — произведение этапное для Свиридова, для советской музыки, и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Также среди его есенинских сочинений — волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь» (1977).

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры. Духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А. А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»). Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключен большой этический смысл.

В последние годы жизни Георгий Васильевич много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя композитор был похоронен на Новодевичьем кладбище.

[Сочинения Г.В. Свиридова]Сочинения:


7 маленьких пес для фортепиано (1934—1935)
6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936—1939)
Камерная симфония для струнных (1940)
3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
Соната для фортепиано (1944)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи У. Шекспира (1944-60)
Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955)
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956)
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959; Ленинская премия, 1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961—1969)
Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964)
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
«Маленький триптих» (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
«Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
«Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
Гимны Родины для хора (1978)
25 песен для баса и фортепиано (1939—1979)
«Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980)
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980—1981)
«Петербург», вокальная поэма (1995)
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)[14].

Фильмография:

Георгий Свиридов — автор музыки к тринадцати фильмам:
1940 — "Поднятая целина"
1946 — "Дон Сезар де Базан"
1951 — "Пржевальский"
1952 — "Римский-Корсаков"
1953 — "Великий воин Албании Скандербег"
1956 — "Полюшко-поле"
1960 — "Красная площадь"
1961 — "Воскресение"
1964 — "Русский лес"
1964 — "Метель"
1966 — "Время, вперёд!"
1976 — "Доверие"
1982 — "Красные колокола". Фильм 2. "Я видел рождение нового мира".
1996 — "Время Георгия Свиридова" — документальный фильм, 52 мин., режиссёр Никита Тихонов


Георгий Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель".
Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев.


Источник: www.belcanto.ru


  • 1
Ирина, спасибо за пост.
И позвольте, по такому случаю, вас немного взбудоражить :)


После лирики - самое оно. ;)) Кажется, впервые фортепианный вариант слышу. Спасибо!

Точно ;) У Михаила Аркадьева рояль звучит оркестрово!

Мне посчастливилось петь с капеллой "Молитву" и "Любовь святую" Свиридова.
Стоишь на цене и не чувствуешь своего тела - такое ощущение полетности какой-то, надмирности...
Есть старинное русское слово - "духоподъемность", вот оно точнее всего передает эти ощущения.

Да, "Любовь святая" прекрасна. К сожалению, не всегда духовные песнопения на музыку даже известных композиторов имеют право так называться, - порой музыкальные "изыски" сводят на нет молитвенное содержание. Но произведения Свиридова к таковым, безусловно, не относятся: не только удивительным талантом был наделен человек, но и веру несомненную имел. А "Молитву" какую пели, "Богородице Дево"?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account