ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Музыкальный ликбез. Итальянское бельканто в Грузии
galina_yak wrote in gela_guralia

andgu

«В Грузии поют все» - наверное, каждый из нас хоть раз в жизни слышал эту фразу. Неудивительно, что книга с символическим названием «Человек поющий» написана грузинским музыкантом и педагогом Нодаром Андгуладзе.

Его отец, Давид Андгуладзе, был основоположником грузинской вокальной оперной школы.

Обладатель уникального драматического тенора, ученик Вронского и Станиславского, Давид Ясонович в своем классе воспитал таких выдающихся певцов, как Зураб Соткилава и многих других, в том числе и собственного сына.

Нодар Андгуладзе с честью продолжил певческую семейную традицию и в течение нескольких десятилетий исполнял ведущие теноровые партии в Тбилисском оперном театре, Московском Большом театре и на зарубежных оперных сценах.

Однако оперным певцом Нодар Давидович стал не сразу. В ранней молодости он просто не решился пойти по стопам своего отца, легендарного тенора Давида Андгуладзе. Окончил филологический факультет тбилисского университета, защитил кандидатскую диссертацию и несколько лет читал лекции в университете. Лишь в возрасте 26 лет начал систематически заниматься вокалом, затем была учеба в тбилисской консерватории с перерывом для стажировки в легендарной Ла Скала.

(Становлению Нодара Андгуладзе как певца посвящена замечательная передача «Абсолютный слух», вышедшая в 2011 году на канале «Культура»)



Однако именно полученное гуманитарное образование позволило Нодару Андгуладзе осмыслить проблемы истории и методики вокала и создать современную грузинскую вокальную школу на основе синтеза итальянской вокальной школы и грузинской певческой традиции.

Почему именно итальянской? Андгуладзе видел много общего в музыкальных предпочтениях итальянцев и грузин: «Грузию можно охарактеризовать как страну теноров. Есть что-то в этом голосе, который отражает природу нашего народа, солнце, море, небо - это все как-то звучит в теноровом ключе». Неслучайно стажировка в Италии произвела сильное впечатление на молодого певца, решившего раскрыть тайну знаменитого итальянского бельканто.

Усиленное штудирование трудов теоретиков и мастер-классы у мастеров Италии привели Андгуладзе к созданию «Основных постулатов итальянской певческой школы». Он выделяет особо работу над техникой дыхания и над формированием головного регистра звучания, считающегося ведущим в этой вокальной традиции. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

Однако не менее важным, чем отточенная техника, Андгуладзе представлялось само понимание пения. Размышляя о нем, он писал: «Для итальянской вокальной школы точкой опоры является понимание пения как проявителя душевных движений.

Звук бельканто не что иное, как чувство, превратившееся в звук. Это глубокая концепция, которая касается тончайших струн духовного мира человека. Бельканто было и остается проявлением самых возвышенных стремлений человеческого духа в музыке. Именно поэтому является точной формула Стендаля: «Итальянцы постигают прекрасное в музыке посредством пения». Не случайно во многих языках «дух», «вдохновение» и «дыхание» являются однокоренными словами.

Дух, дыхание, вдохновение, голос, пение, музыка...»

Эти идеи легли в основу его работы как ведущего педагога по вокалу. Представление о том, что голос отражает личность человека, красной нитью проходит через всю книгу очерков «Человек поющий». И, делясь опытом наставника молодых певцов, музыкант отмечает:

«Иногда приходится не технически поправлять ученика, а гармонизировать состояние личности. Если человек злой, выявить в нем сердечность,

благорасположение. Гармонизировать соотношение интеллекта и интуиции... Я считаю: все свои потенции человек раскроет тогда, когда сможет проявить себя через свой голос».

Безусловно, истоки такого подхода лежат в грузинской традиции пения: «Мне приходилось слышать от любителей вокала, что на вашем пении и молиться можно. Что за духовный потенциал - я не знаю, но я бы старался, чтобы он не иссяк в наших певцах. Как видно, национальные грузинские тенора этот взлет подхватили из глубин народного мелоса, гармонии».

Книга «Человек поющий» обрела международную популярность. За эту работу Н. Андгуладзе присуждена степень почетного доктора наук - doctor honoris causa. Но лучшей наградой для педагога являются его ученики. Нодар Андгуладзе в течение долгой творческой жизни подготовил целую плеяду знаменитых грузинских певцов.

И, наверное, самой образной и в то же время точной оценкой деятельности Нодара Андгуладзе как музыканта и педагога являются слова великого современного тенора Альфредo Крауса, который сказал: "Перенести Италию на Кавказ, в географическом смысле, невозможно, но итальянское бельканто, как певческая школа, очевидно, переместилось в Грузию".

Использованные материалы:

Андгуладзе Нодар «Основные постулаты итальянской певческой школы»

http://www.belcantoschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=59:not-hear&catid=19:vocal-technics

Биографический очерк и творческий путь Нодара Андгуладзе

http://www.allrus.info/main.php?ID=657786&ar3=505

Андгуладзе Н. "Homo cantor: Очерки вокального искусства" — М.: «Аграф», 2003.


  • 1
Галина, огромное спасибо за пост!
Какой мудрый человек - Нодар Андгуладзе. Голос - это не только техника, но и личность человека. Его интеллект, интуиция, сердечность и душевность...
Потрясающе просто.

Очень все интересно и познавательно:-))) Спасибо!

Девочки, вам спасибо за теплые отзывы)

  • 1
?

Log in