ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. 9 октября родился Шарль-Камиль Сен-Санс.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia


Шарль-Камиль Сен-Санс (Camille Saint-Saëns) (9.10.1835 - 16.12.1921) - французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик. С самого раннего детства обнаружил исключительные музыкальные способности: с трех лет будущий композитор уже обучался игре на фортепиано, в пять — начал сочинять музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист. В 1848 г. Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в т. ч. Первой симфонии, получившей высокую оценку Г.Берлиоза и Ш.Гуно. С 1853 по 1877 гг. Сен-Санс работал в различных соборах Парижа. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе.

Человек неутомимой энергии, Сен-Санс, однако, не ограничивается лишь игрой на органе и сочинением музыки. Он выступает как пианист и дирижер, редактирует и издает произведения старых мастеров, пишет теоретические труды, становится одним из основателей и педагогов Национального музыкального общества. В 70-х гг. одно за другим появляются сочинения, с восторгом встречаемые современниками. Среди них — симфонические поэмы «Прялка Омфалы» и «Пляска смерти», оперы «Желтая принцесса», «Серебряный колокольчик» и «Самсон и Далила» — одна из вершин творчества композитора.

Оставив работу в соборах, Сен-Санс целиком посвящает себя композиции. При этом он много путешествует по всему миру. Прославленный музыкант был избран членом Института Франции (1881), почетным доктором Кембриджского университета (1893), почетным членом Петербургского отделения РМО (1909). Искусство Сен-Санса всегда находило теплый прием в России, которую композитор неоднократно посещал. Он был дружен с А. Рубинштейном и Ц. Кюи, живо интересовался музыкой М. Глинки, П. Чайковского, композиторов-«кучкистов». Именно Сен-Санс привез из России во Францию клавир «Бориса Годунова» М. Мусоргского.

До конца своих дней Сен-Санс жил полнокровной творческой жизнью: сочинял, не зная усталости, концертировал и путешествовал, записывался на пластинки. Последние концерты 85-летний музыкант дал в августе 1921 г., незадолго до смерти. На протяжении всего творческого пути композитор особенно плодотворно работал в области инструментальных жанров, отводя первое место виртуозным концертным произведениям. Широкую известность приобрели такие сочинения Сен-Санса, как Интродукция, Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, Третий скрипичный концерт (посвящены известному скрипачу П. Сарасате), Концерт для виолончели. Эти и другие произведения выдвинули Сен-Санса в ряд крупнейших французских композиторов. Он создал 12 опер, из которых наибольшую популярность приобрела «Самсон и Далила», написанная на библейский сюжет. Впервые она была исполнена в Веймаре под управлением Ф. Листа (1877). Музыка оперы пленяет широтой мелодического дыхания, очарованием музыкальной характеристики центрального образа — Далилы. По словам Н. Римского-Корсакова, это сочинение является «идеалом оперной формы».

Искусству Сен-Санса свойственны образы светлой лирики, созерцательности, но, кроме того, и благородная патетика, и настроения радости. Интеллектуальное, логическое начало нередко в его музыке преобладает над эмоциональным. Композитор широко использует в своих сочинениях интонации фольклорных и бытовых жанров. Песенно-декламационный мелос, подвижная ритмика, изящество и разнообразие фактуры, ясность оркестрового колорита, синтез классических и поэмно-романтических принципов формообразования — все эти черты нашли отражение в лучших произведениях Сен-Санса, вписавшего одну из ярких страниц в историю мировой музыкальной культуры. "Во французской музыке он - нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти единичное". В нем представлены великий дух, высокая энциклопедичность музыкальной культуры..." - писал о Сен-Сансе Р. Роллан.

María Callas - Saint-Saëns Samson et Dalila, Act II




Источник: www.belcanto.ru


  • 1
Ира, спасибо! Очень люблю Сен-Санса, особенно "Карнавал животных", особенно "Аквариум":


И Второй концерт замечательный:


Оля, спасибо за дополнения! У Сен-Санса, действительно, много чудесного...))

На-слаж-де-ние!!! Арию Далилы обожаю с детства, как стала понимать и любить Музыку. Каллас непревзойденна! Про Аквариум не знала, думала кто-нибудь из наших: Мусоргский, Римский-Корсаков.
Сегодняшний вечер будет прекрасный. Большое Спасибо.

Спасибо, что присоединились. Будем наслаждаться вместе! :))

Раз всем так Далила понравилась, рискую добавить ещё одно исполнение. Сорри за плохое качество видео. Кто-то перекодировал с древнего формата с моего сайта.


Оленька, голос у Курмангалиева, конечно, уникальный, но я все-таки лучше послушаю женщин, - не любительница я контр-теноров. ))

(Deleted comment)
И мне периодически хочется слушать контртеноров. Однажды пошла на YouTube, набрала countertenor и нашла Артура Васильева. Стала слушать его записи и тут же нашла Павла Пушкина. "Зависла" на нём дня на 3 и решила, что "Голос" всё-таки надо смотреть (первый я не смотрела). Дальше все знают. :-)

  • 1
?

Log in