ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Моя антология поэзии. Семен Кирсанов. "Жил-был я.....".
ira_pevchaya wrote in gela_guralia


Имя поэта Семена Кирсанова не из тех, что у всех на слуху. Дерзну сказать, что оно известно только знатокам поэзии, хотя некоторые песни на его стихи любимы многими. Русский советский поэт (настоящая фамилия - Кортчик), футурист, ученик В.Маяковского и В.Хлебникова. После разгрома русского футуризма долгое время находился в кризисе, пытаясь вписаться в новую ситуацию. В годы войны был военным корреспондентом, руководителем группы, выпускающей «Окна ТАСС». Склонность к поэтическим экспериментам сделала его творчество многогранным, но в целом политический пафос был ему чужд. Всю жизнь Кирсанов отстаивал право поэта на свой внутренний мир, на фантазию в лирических произведениях. Широко применял в стихах анаграмму, палиндром, словотворчество. Поэзия Кирсанова широко повлияла на молодых шестидесятников А. Вознесенского, Б. Ахмадулину, Е. Евтушенко, Ю. Мориц, Р. Рождественского. Именно Кирсанов изобрёл стремительный ритм, ставший весьма характерным для всей поэзии Андрея Вознесенского. Он один из немногих учеников Маяковского, проторивший собственный путь во вторую половину XX века.

Творчество Семена Кирсанова неоднозначно, поэтому не могу сказать, что отношу его к числу моих любимых поэтов. Хочу поделиться только тремя произведениями, нашедшими отклик в моей душе...


ЧЕТЫРЕ СОНЕТА

1

Сад, где б я жил,— я б расцветил тобой,
дом, где б я спал,— тобою бы обставил,
созвездия б сиять тобой заставил
и листьям дал бы дальний голос твой.

Твою походку вделал бы в прибой
и в крылья птиц твои б ладони вправил,
и в небо я б лицо твое оправил,
когда бы правил звездною судьбой.

И жил бы тут, где всюду ты и ты:
ты — дом, ты — сад, ты — море, ты — кусты,
прибой и с неба машущая птица,

где слова нет, чтоб молвить: «Тебя нет»,—
сомненья нет, что это может сбыться,
и все-таки — моей мечты сонет

2

не сбудется. Осенний, голый сад
с ней очень мало общего имеет,
и воздух голосом ее не веет,
и звезды неба ею не блестят,

и листья ее слов не шелестят,
и море шагу сделать не посмеет,
крыло воронье у трубы чернеет,
и с неба клочья тусклые висят.

Тут осень мне пустынная дана,
где дом, и куст, и море — не она,
где сделалось утратой расставанье,

где даже нет следа от слова «ты»,
царапинки ее существованья,
и все-таки — сонет моей мечты

3

опять звенит. Возможно, что не тут,
а где-нибудь — она в спокойной дреме,
ее слова, ее дыханье в доме,
и к ней руками — фикусы растут,

Она живет. Ее с обедом ждут.
Приходит в дом. И нет лица знакомей.
Рука лежит на лермонтовском томе,
глаза, как прежде карие, живут.

Тут знает тишь о голосе твоем,
и всякий день тебя встречает дом,
не дом — так лес, не лес — так вроде луга.

С тобою часто ходит вдоль полей —
не я — так он, не он — твоя подруга,
и все-таки — сонет мечты моей

4

лишь вымысел. Найди я правду в нем,
я б кинул все — и жизнь и славу эту,
и странником я б зашагал по свету,
обшарить каждый луг, и лес, и дом.

Прошел бы я по снегу босиком,
без шапки по тропическому лету,
у окон ждать от сумерек к рассвету,
под солнцем, градом, снегом и дождем.

И если есть похожий дом такой,
я к старости б достал его рукой:
«Узнай меня, любимая, по стуку!..»

Пусть мне ответят: «В доме ее нет!»
К дверям прижму иссеченную руку
и допишу моей мечты сонет.

1938

И еще два стихотворения, которые были положены на прекрасную музыку, и благодаря этому стали известны всем:

ЭТИ ЛЕТНИЕ ДОЖДИ...

Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.

Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота...

Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.

1953

"Эти летние дожди". Музыка М.Минкова, стихи С.Кирсанова. Исп. А.Пугачева.



СТРОКИ В СКОБКАХ

Жил-был — я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил...)
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетом
жил-был я.)
Помнится, что жил.

Зной, дождь, гром.
(Мокрые бульвары...)
Ночь. Свет глаз.
(Локон у плеча...)
Шли всю ночь.
(Листья обрывали...)
«Мы», «ты», «я»
нежно лепеча.

Знал соль слез
(Пустоту постели...)
Ночь без сна
(Сердце без тепла) —
гас, как газ,
город опустелый.
(Взгляд без глаз,
окна без стекла).

Где ж тот снег?
(Как скользили лыжи!)
Где ж тот пляж?
(С золотым песком!)
Где тот лес?
(С шепотом — «поближе».)
Где тот дождь?
(«Вместе, босиком!»)

Встань. Сбрось сон.
(Не смотри, не надо...)
Сон не жизнь.
(Снилось и забыл).
Сон как мох
в древних колоннадах.
(Жил-был я...)
Вспомнилось, что жил.

1966

"Жил-был я...". Музыка Д.Тухманова, стихи С.Кирсанова. Исп. А.Градский.



  • 1
Удивительно, как из первых же строк стихотворения сразу стало ясно, кто поет песню))) Я просто услышала Градского, хотя песню не знаю. Тухманов тут домысливается))
И вот еще интересно - а нет такого чувства, что стихи не должны быть совершенны, чтобы стать хорошей песней? Точнее, наоборот - стихи должны быть несовершенны. Может быть им чего-то должно не доставать, чтобы это "что-то" было дополнено музыкой? Не вспомню навскидку стихов, пронимающих до глубины души именно как стихи, которые удачно были бы превращены в песни. Обычно занудно и заумно получается, не потому ли, что они самодостаточны, а с музыкой - уже перебор?

Интересная мысль, Аня, но спорная. )) Вот то, что навскидку вспомнилось: песни из "Иронии судьбы" и "Жестокого романса", и, опять же, "Не отрекаются любя"? Восприятие - вещь субъективная, конечно, но мне, пожалуй, в этих случаях одинаково близки и стихи, и песни.

Конечно, спорная, как спорно индивидуальное восприятие стихов. Когда я писала, то держала в голове "Ветер ли старое имя развеял..." на Тагора, "Свеча горела" на Пастернака, романсы на стихи Пушкина воспринимаю хуже, чем сами стихи. А вот тут, на мой взгляд, Летние дожди откровенно интереснее в песне, чем просто так. "Не отрекаются..." - музыка усиливает стихи, сам по себе текст не такой пронзительный. Ирония судьбы и Жестокий романс... Задумалась... Их там много и они разные. Может быть лирическая, дамская поэзия там интерпретирована органично... Надо вспомнить и попробовать на зуб)) Помню, что в Жестоком романсе мне нравилось все именно в виде романсов. А в Иронии - там же бардовская интонация... может быть она лучше подходит для интимных, камерных стихов, не добавляя красок, а просто их усиливая...
Остапа несло

Edited at 2014-10-05 06:21 pm (UTC)

Тут только начни вспоминать - не выберемся.))) Вот по поводу Пушкина абсолютно согласна. К гениальным стихам музыку добавлять - только портить. "Свеча горела.." - там в самих стихах такая музыка, что куда уж еще... )) А вот "Летние дожди", действительно, стали невыразимо прекрасными именно благодаря Минкову. Вообще же, тут, наверное, обобщать не стоит, - по-разному бывает.

Вот интересно, чтобы пришло в голову что-нибудь, опровергающее мое предположение))) Можно - не в мою))) Просто интересно стало...

Ну, допустим, (если вернуться к вышеназванным фильмам) "По улице моей.." Ахмадулиной, "Под лаской плюшевого пледа.." Цветаевой.

Ахмадуллина сама уже музыкальна, там только интонацию поймать и попасть в резонанс, что и случилось. А Цветаева здесь исповедальна, но - и музыка такая же... Тоже резонанс... Думаю, самодостаточны ли стихи...

Вот тут и включается субъективное восприятие. Для меня - самодостаточны, для кого-то, возможно, и нет. ))

Есть романсы, которые не портят.



Да та же "Инезилья", допустим. А "Ночь" Рубинштейна?

Edited at 2014-10-05 06:57 pm (UTC)

Re: Пушкин А.С.

Нет, Наташ, тут все не мое.

Re: Пушкин А.С.

Тут трудно сказать, потому как и стихи, скажем так, не из любимых, и романсы. )) "Ночь", конечно, хороша. Ладно, уговорила, - признаю, что со словом "портить" погорячилась. )))

Re: Пушкин А.С.

Да? А я очень люблю и привела как примеры идеального сочетания стихов и музыки.
Кстати, самый свой любимый романс чуть не забыла :) "Не пой, красавица, при мне"


Re: Пушкин А.С.

И все-таки я Пушкина лучше почитаю, ничего не могу с собой поделать. ))

Ох, какой тут интересный спор разгорелся))
я склонна согласиться с Аней, хотя понятно, что бывают и исключения. Одно такое хочу найти и сюда принести. Интересно ваше мнение ))

Ирочка, спасибо за пост! Много нового узнала.

Спасибо, ждем продолжения...)))

Я, кажется, понимаю, почему Пушкина моя душа принимает только в "первозданном" виде. Когда я читаю его стихи, у меня внутри, видимо подсознательно, звучит какая-то своя музыка. И вот эта музыка не совпадает с тем, что я слышу. Т.е. я понимаю, что сама по себе музыка, может быть, и прекрасна, но не в сочетании с этими стихами. В общем, опять же субъективность. ))))

Я согласна. У Пушкина - своя музыка, свой ритм.
Просто вот этот романс - один из немногих, что я могу слушать на его стихи.
Правда, здесь темп загнали )) я люблю помедленнее ))
Мне в этих гармониях слышится именно "ночная мгла". Вот за это - люблю.

Edited at 2014-10-06 08:48 am (UTC)

Тут еще детский хор, - не люблю я это звучание, простите. Предпочтительнее мужской баритон в данном случае...))

айй! А я наоборот деток выбрала ))
есть еще сопрано ...
Баритонов с этим романсом никогда не встречала, к сожалению. Женщины или дети ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account