ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Дмитрий Шостакович. Загадка "Джаз"-вальса № 2 из оркестровой сюиты.
lelenag wrote in gela_guralia
Вальс №2 - одно из самых интригующих произведений Шостаковича - не характерный для почерка композитора, забытый на долгие годы, более популярный на Западе, чем в России.




С этим великолепным вальсом из так называемой «Джазовой сюиты» Шостаковича связано много загадок.

В источниках говорится, что «Джазовую сюиту» Шостакович написал в 1938 году. Ничего джазового в ней нет. Оркестровка сделана в стиле духового оркестра. Как звучала эта вещь – неизвестно, ибо партитура была утеряна, и мы ее знаем по гораздо более позднему воспроизведению (тоже не джазовому), причем не ясно, принадлежит ли эта оркестровка Шостаковичу.
Музыковед Манашир Якубов (автор более двадцати книг и более сотни статей, опубликованных в Европе и других странах) утверждает, что у Шостаковича были забытые, не исполнявшиеся произведения, в том числе и Вторая сюита для джаза, которая была найдена после долгих поисков и снова вернулась на концертную эстраду после оркестровки английским композитором Джералдом Макберни.
"...Сюита была написана в 1938 году по заказу только что созданного Государственного джаз-оркестра СССР. Она исполнялась, вошла в репертуар оркестра, но затем была утеряна. В сюите три части, их названия — Скерцо, Колыбельная и Серенада — удалось восстановить по газетной рецензии. И только благодаря этому мне удалось после долгих поисков «опознать» клавир этих пьес среди неразобранных рукописей Шостаковича. Потом английский композитор Джералд Макберни их оркестровал, и теперь Вторая джазовая сюита снова вернулась на концертную эстраду..."
Архив, груда бумаг, среди них листки с нотами. Ноты для рояля – клавир. На листках не написано название, иначе бы для опознания не понадобилась рецензия в газете. Каким-то образом «по газетной рецензии» Якубов догадывается, что этот клавир есть ни что иное как «Джазовая сюита» Шостаковича (партитура, как мы уже знаем, не сохранилась). Сама по себе процедура таинственна.

В изданных произведения Шостаковича также имеется путаница: фирмой EMI выпущен цикл симфоний, куда включен известнейший вальс Шостаковича, обозначенный как Вальс из Второй сюиты для джаз-оркестра. Между тем, он входит и в Сюиту для эстрадного оркестра, составленной из фрагментов разных произведений, тогда как Вторая сюита для джаз-оркестра является совершенно самостоятельным опусом.

Впервые этот вальс на Западе, в Лондоне в Barbican Hall прозвучал в оркестре под управлением Мстислава Ростроповича 1 декабря 1988 года, но остался малозамеченным.

Затем этот вальс (и всю «Джазовую сюиту») исполнил (1991) и записал на пластинку (в 1993) году Нидерландский Королевский оркестр Royal concertgebouw orchestra под управлением Рикаррдо Чейли.

Джаз-вальс звучит в фильме Калатозова «Первый эшелон»(1956).
А также в фильме С.Кубрика "Широко закрытыми глазами"(1999).
Музыка играет фрагментами в разных кадрах и полностью на заключительных титрах в исполнении уже названного Нидерландского королевского оркестра. Благодаря этому саундтреку этот вальс становится широко известен на Западе и получает название "Русский вальс".

Почему же, Второй вальс, музыка яркая, своего рода "визитка" страны, не стал известен в России? Точного ответа нигде нет. Может быть это желание самого Д.Шостаковича?
Возможно, с вальсом № 2 впервые Шостакович решил пошутить в музыке. Настолько явно, что об этом до сих пор никто не догадывался. Здесь прием состоял в том, что Шостакович выдал настоящий, почти что народный вальс, и никакого юмора с сатирой в нем совсем не заметно.
Он взял три известнейших вальса: «Амурские волны», «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии» и сделал великолепную компиляцию, можно сказать – стилизацию, но в вальсе – не его композиторский голос.
Именно поэтому Дмитрий Дмитриевич не давал разрешения на широкое исполнение вальса.
Для композитора юмор, сатира, гротеск и сарказм в музыке были любимыми приемами. И «Джазовая сюита» не была таковой, тогда, в 1938 году он написал произведения для духового оркестра, в том числе и знаменитый вальс №2, а сюита в том виде, как она исполняется теперь, составлена где-то в 1991 году из разных композиций Шостаковича.

Удивительное исполнение "Русского вальса" в артистическом духе Андре Рье.



Использованы материалы Отсюда


  • 1
Надо же, такая история... Я, правда, тоже не поняла, как в итоге идентифицировали партитуру по газетной статье, но мне очень нравится версия, что это была шутка композитора, компиляция... Действительно, отсылка к известным вальсам читается очень четко, но - когда уже знаешь))) А второе исполнение - такое уже праздничное, без малейшей иронии, просто удовольствие...

У Андре... просто наслаждение какое-то! Настоящий "русский" вальс. Такая ширь, размах, красота, блеск... Что касается стиля, то правда вещь написана в духе старинного вальса.
Вечер, сад, духовой оркестр.

Прослушать или скачать Старинный вальс "Дунайские волны бесплатно на Простоплеер


Прослушать или скачать На сопках Манчжурии бесплатно на Простоплеер

Здорово! Лена, спасибо! Сегодня я вся в вальсах)) Понравилось про "ширь, размах, красота, блеск". Ага.

Лена, спасибо !
Какая красота - дух захватывает!
Есть что-то невыразимо трогательное в моменты, когда настоящее искусство вырывается из строгих концертных залов на городские площади и преображает души и лица людей...

Красивейшая музыка, спасибо, Лена! Так захотелось на ту площадь...)))

Леночка, спасибо за интереснейший пост!
Тоже понравилась идея компиляции, и абсолютно согласна, что это в принципе не его голос, не его стиль.
Хочется еще таких загадок с разгадками ))

Спасибо !Я давно к этому вальсу подбиралась ;)

Edited at 2014-09-27 09:13 am (UTC)

В документальном фильме "Балет "Болт" - авангард и китч" демонстрируется отрывок из немого фильма Сергея Юткевича 1931 года "Златые горы", музыку к которому написал Дмитрий Шостакович. Звучит этот вальс! https://www.youtube.com/watch?v=gMvZYQAw8WI

Re: Уже в 1931!

Интересно)

Шостакович клавиров никогда не писал - только сразу партитуры. Он не Чайковский, не фортепианный композитор совсем. Так что клавир, скорее всего, фейк. Ну как фейк, не совсем - но написан он не Шостаковичем, музыка-то (мелодия) его, конечно, оркестровка - написано, чья... В общем, такой лукавый способ вернуть Вальс к жизни. И хорошо, что вернули (обожаю его)
Во время эвакуации он чуть партитуру 7й симфонии не потерял (это исторический факт). Симфонию-то он восстановил бы (ему это стОило бы лишь времени, память у него абсолютная была). А Вальс ему стал неинтересен.

  • 1
?

Log in