ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Теодор Драйзер.
скрипачка
singlesing wrote in gela_guralia
"Он был великий художник, ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина. Он был человеком огромной оригинальности, глубокой отзывчивости и непоколебимой храбрости".

Генри Менкен, известный американский критик и публицист

теодор

Теодор Драйзер - великий американский писатель реалист. Драйзер вернул американской литературе живое дыхание жизни, он "ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времён Марка Твена и Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха", - сказал в 1930 году Синклер Льюис. Драйзер открыл своим творчеством ХХ век американской литературы и проложил путь тем, кто шёл за ним - Синклеру Льюису, Уильяму Фолкнеру, Эрнесту Хемингуэю.

Теодор Драйзер родился воскресным утром 27 августа 1871 года в небольшом городке Терре-Хот в штате Индиана. Он был двенадцатым ребёнком Сары Драйзер, происходившей из семьи чехов - выходцев из Моравии, и рабочего местной фабрики Джона Пауля Драйзера, приехавшего в Америку в 1844 году из Германии. Детство писателя прошло в нужде и лишениях. "В моей памяти встают долгие, мрачные, серые, холодные дни. Скудная пища - одна картошка, иногда каша. Ребёнком я не раз голодал",- вспоминал он впоследствии.

Впечатлительный мальчик тяжело переживал нищенское существование, стеснялся своей потрепанной одежды. Однажды зимой он и его младший братишка вынуждены были пойти в школу босиком, но их с уроков отправили домой. Чтобы обуть детей, мать многие месяцы зарабатывала гроши стиркой. Но зато как горд был девятилетний Теодор, когда по вечерам учил свою мать грамоте! С его помощью она научилась писать.

Трудно сказать, как сложилась бы в дальнейшем жизнь семьи и самого Теодора, если бы не старший брат Поль, который стал актером и композитором и неплохо зарабатывал. Он снабдил семью всем необходимым, и наконец-то Драйзеры были избавлены от нищенского существования. Теодор смог ходить в церковную школу и больше времени уделять чтению. Через некоторое время он стал посещать публичную городскую школу. Тогда же были по достоинству отмечены успехи мальчика в языке и литературе.

Летом 1887 года после окончания школы шестнадцатилетний Теодор отправляется в Чикаго попытать счастья. После ряда неудач ему удается поступить мойщиком посуды в ресторан, затем он работает на железной дороге, подносчиком на складе. Он жаждет учиться дальше, но нет средств. Однажды на складе Теодора разыскала его бывшая учительница и предложила ему поехать на год за ее счет в университет. Так осенью 1889 года Т.Драйзер становится студентом Индианского университета. Он изучает английскую литературу, историю, латинский язык, геометрию, увлекается философией и зачитывается произведениями Льва Толстого.

Через год средства закончились, и Драйзер возвращается в Чикаго, где работает клерком, шофером, сборщиком платы для фирм, продававших вещи в рассрочку. В свободное время он много читает, посещает воскресные лекции. Его привлекают репортажи в местных газетах, и он начинает писать сам. Впервые у него появляется определенная цель — стать газетным репортером. К этому времени юноша уже неплохо знал Чикаго, любил этот быстро растущий город-гигант. Впоследствии он подробно описал Чикаго в романе «Титан». Драйзер принялся бегать по редакциям в поисках работы, и наконец ему повезло: его взяли учеником репортера в малотиражную газету «Дейли Глоб». Молодой человек весь отдался работе. По ночам, в поисках материала для газеты, он забирался в самые глухие трущобы, общался с пьяницами и наркоманами, а днем сдавал редактору очередной готовый репортаж.

Один из опытных газетчиков порекомендовал молодого репортера в респектабельную сент-луисскую газету «Глоб демократ», и Драйзер покинул Чикаго. Он работает в газетах Сент-Луиса, Толедо, Питтсбурга. Именно в эти годы он изучает творчество Бальзака, который произвел на него огромное впечатление.

Осенью 1894 года Драйзер покидает Питтсбург и уезжает в Нью-Йорк. Здесь он начинает писать рассказы, но журналы отвергают их один за другим. С помощью брата Теодор организовывает издание музыкального журнала, первый номер которого вышел 1 октября 1895 года. В течение двух последующих лет он целиком отдается журналу, дела которого шли неплохо. Его тираж вырос до 65 тысяч экземпляров. Но как только Драйзер понял, что его свободе в журнале приходит конец, он покинул его.
Неплохо знающий жизнь, опытный и энергичный журналист, Драйзер теперь получает задания от ведущих американских журналов. Занятия журналистикой дают ему известную финансовую независимость. Его имя включено в справочник «Кто есть кто» за 1899 года, где Т.Драйзер значится как редактор, поэт и писатель.

Первое опубликованное прозаическое произведение Т.Драйзера — полуфантастический рассказ «Сияющие рабовладельцы». Получив известность как автор рассказов, молодой литератор начинает работу над своим первым романом «Сестра Керри» — произведением в большой степени автобиографическим.
В основу романа автор решил положить жизнь своей сестры, романтическую историю ее бегства в Канаду с женатым кассиром ресторана. Первый роман Драйзера подвергся остракизму, и писатель долгие годы не был известен широкой читающей публике Америки. Ситуация изменилась лишь после выхода романа «Американская трагедия». Опубликованный через четверть века после «Сестры Керри», он принес Драйзеру широкую известность как в США, так и за рубежом.
А тогда, в феврале 1903 года, Драйзер возвращается в Нью-Йорк с 32 долларами в кармане. Он снимает комнату в одном из нищенских кварталов города и многие недели голодает, позволяя себе лишь бутылку молока и кусок хлеба в день. Как только его финансовые дела немного улучшились, Драйзер начинает работу над новым романом — «Дженни Герхардт», продолжая одновременно работать над романами «Гений» и «Финансист».

Второй роман был встречен спокойно. Никто уже не оспаривал того факта, что Драйзер является одним из ведущих писателей Америки. Английский издатель приглашает его посетить Европу, и в ноябре 1911 года Драйзер впервые отправляется в путешествие через океан.

По возвращении из Европы он упорно работает над первой частью «Трилогии желания» — романом «Финансист», который выходит в свет в октябре 1912 года. Драйзер уже признанный писатель, и тем не менее он не имеет постоянного дохода, романы его не продаются, и писатель вынужден существовать в счет будущих произведений. В мае 1914 года выходит второй роман трилогии «Титан», и писатель продолжает работать над третьим томом — романом «Гений». Издание этого романа вызвало новую волну нападок на писателя. Все это не могло не сказаться на материальном благополучии Драйзера, и прошло целое десятилетие, прежде чем его новый роман увидел свет.

Все эти годы Драйзер упорно трудится. Он пишет ряд рассказов и статей, но, к его удивлению, толстые журналы под тем или иным предлогом отказываются их печатать. За один только 1918 год редакторы журналов семьдесят восемь раз отвергали произведения Драйзера. Дело в том, что его произведения, остросоциальные, антибуржуазные по проблематике, резко контрастировали с литературой так называемой изысканной традиции.

Писатель покидает Нью-Йорк и уезжает в Калифорнию, где начинает работать над романом «Американская трагедия». В июле 1925 года он завершает его, а в декабре того же года роман уже выходит в свет. Публикация «Американской трагедии» сразу же стала литературной сенсацией, а ее автор — знаменитостью. "Американская трагедия" родилась, как некогда стендалевский роман "Красное и черное", из нескольких строк уголовной хроники. В начале века американские газеты писали об убийстве неким Джиллетом беременной возлюбленной, оказавшейся помехой на его пути к выгодной женитьбе. Убийца был казнен. "Сенсации" такого рода время от времени появлялись в прессе. Драйзер сам, работая репортером в Сент - Луисе описал подобную историю. С той поры он стал собирать вырезки из газет на эту тему. Он дважды начинал было разрабатывать этот сюжет. Драйзер не скрывал сходства истории его героя Клайда Грифитса с историей Джиллета.

В 1926 году Драйзер снова отправился в Европу, а осенью 1927 года посетил Советский Союз, где пробыл три месяца. Он встречался с Маяковским, Станиславским, Эйзенштейном. Свои впечатления о Советском Союзе Драйзер описал в книге «Драйзер смотрит на Россию».

Умер Т. Драйзер 28 декабря 1945 года. Романы «Оплот» и «Стоик», над которыми он работал долгие годы, были опубликованы уже после смерти писателя.

Правдивое изображение широкой картины американской действительности принесло автору «Американской трагедии» заслуженную славу и выдвинуло его в один ряд с крупнейшими романистами. Сегодня невозможно представить американскую литературу без этого романа и его автора, как невозможно представить русскую литературу без «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского или французскую — без «Мадам Бовари» Г.Флобера.
Использованы материалы сайта


?

Log in