ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. Георгий Данелия. Режиссер неуловимого жанра
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
"Кто такой Данелия? Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже для тех, кто его хорошо знает. И во-вторых, - это просто добрый человек: и талант его добр, и фильмы его добрые. В каждом он оставляет кусочек своей доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к людям". (Е. Леонов).



Родился Георгий Николаевич Данелия 25 августа 1930 года в Тбилиси. Отец - Данелия Николай Дмитриевич (1902-1981), инженер-путеец, был бригадиром, начальником шахты, главным инженером Метростроя Москвы и СССР. Мать - Анджапаридзе Мери Ивлиановна (1905-1980), долгие годы работала на «Мосфильме» ассистентом, вторым режиссером, как режиссер-постановщик сняла несколько короткометражных фильмов.

Детство Георгия прошло в Москве, в Уланском переулке, куда семья переехала из Тбилиси в 1931 году. Здесь он учился в школе, в 1954 году окончил Московский архитектурный институт. В 1954-1955 годах работал архитектором в Институте проектирования городов («Гипрогор»). Увлечение архитектурой нашло отражение и в его дальнейшей режиссерской работе. «Замысел будущей картины, - признается Георгий Николаевич, - начинается для меня с визуального образа, картинки, сочетания пропорций, ритмических соотношений. По первому образованию я архитектор, и это, видимо, неистребимо...»

В 1956 году Георгий Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм». Его учителями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Михаил Калатозов... Здесь, на режиссерских курсах, он снял две короткометражные картины: курсовую «Васисуалий Лоханкин» (совместно с Ш. Аббасовым) и дипломную, в двух частях, «Тоже люди» (1959) - экранизацию отрывка из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Обе ленты (и каждая по-своему) заявили о своеобразии таланта и интересах начинающего кинематографиста. В первой сатирическая острота сочеталась с необычайной мягкостью и человечностью режиссера, во второй - впервые зазвучала та любовь к людям, которая лирической темой пройдет в дальнейшем через все его картины.

В 1959 году Георгий Данелия начал работать режиссером-постановщиком на «Мосфильме». После учебных работ-экранизаций, где начинающий кинематографист проявил умение блестяще работать с первоисточником, естественным и логичным был ход к картине «Сережа» (1960) - режиссерскому дебюту Г. Данелии совместно с И. Таланкиным. «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика» - повесть «Сережа» Веры Пановой, изданная в 1950 году, легла в основу фильма. С тех пор Георгий Данелия считает Панову своей «первой учительницей».
«Сережа» принес создателям картины - режиссерам признание, славу, международные награды, начиная с «Хрустального глобуса» в Карловых Варах. «"Сережа" - это фильм-исследование, фильм-наблюдение, где из поэтических подробностей происходящего, настроения и интонации рассказчика встает лирический образ солнечного, доброго мира и маленького человека, который начинает в нем жить», - писали о фильме критики.



В этом первом творческом опыте ярко прорисовались коренные черты таланта начинающего режиссера. Прежде всего определилось его умение трактовать образ героя именно как характер. По мнению Данелии, характер на экране выражается в непосредственном действии героя. «Главное, - считает он, - чтобы герой, лица фильма запоминались сами по себе, своей личностью, обликом, поступками». Критики писали о режиссере, что «он не боится знакомых актерских лиц, потому что умеет в чертах привычных уловить нечто совершенно неожиданное, умеет повернуть знакомый профиль, найти ракурс, выявляющий суть человека или раскрывающий ее совсем по-новому. Вот почему многие актеры столь прекрасно сыграли именно в картинах Данелии...»

Следующая работа Георгия Данелии - психологическая драма «Путь к причалу» - вышла на экраны страны в 1962 году. Фильм подкупает зрителя жизненной прозой, тонкими по психологической разработке бытовыми сценами, где в обычных, подчеркнуто повседневных обстоятельствах проступает проблема общечеловеческих ценностей. Перед героями фильма (актеры Б. Андреев, О. Жаков, Л. Соколова, А. Метелкин, В. Никулин и др.) стоит выбор: жизнь или честь, страх или благоразумие, жестокость или мужество. И каждый из них находит свое решение.

В 1963 году Георгий Данелия снял лирическую комедию «Я шагаю по Москве», которая органично вошла в историю отечественного кинематографа. В картине особое значение придавалось изобразительному решению, использованию музыки, тонкому раскрытию психологии героев. «Это картина о совсем молодых людях, - сказал о фильме М. Ромм. - Вспоминаешь ее - и хочется улыбаться. Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами... Каждый ее кадр радует веселой изобретательностью режиссера и оператора». Фильм снимался весело, азартно, легко. В нем сыграли тогда еще совсем молодые, а теперь выдающиеся актеры: Н. Михалков, А. Локтев, Г. Польских, Е. Стеблов... В эпизодах снялись В. Басов и Р. Быков.



В своем следующем фильме - «Тридцать три» (1965) с Е. Леоновым в главной роли Георгий Данелия обращается к языку острой сатиры, гротеска, которые прекрасно соседствуют с добродушным юмором. После этой ленты Данелия нашел способ продолжить работу в этом жанре в качестве штатного режиссера киножурнала «Фитиль».

В 1969 году в прокате появляется его картина «Не горюй!» - знаковая, фирменная работа режиссера, снятая по мотивам романа Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен». «...Добрая, умная, сердечная и безукоризненная по вкусу картина», - скажет о ней К. Симонов. В фильме собран прекрасный актерский ансамбль: С. Закариадзе, В. Кикабидзе, С. Чиаурели, А. Вертинская, В. Анджапаридзе, Е. Леонов, А. Шенгелая... «Не горюй» - один из любимых фильмов режиссера. «Если смотреть объективно, - признается он, - ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме».



В 1973 году вышел фильм Георгия Данелии «Совсем пропащий», снятый им по своему собственному сценарию по мотивам романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

Все фильмы Георгия Данелии - это истинно «актерские фильмы». Уже начиная со своих первых картин, режиссер подбирал свою кинематографическую «труппу», не расставаясь с актерами, наиболее полно отвечающими его представлению о том, что такое хороший фильм. Это Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Леонид Куравлев, Фрунзе Мкртчян. Позднее - Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Галина Волчек, Валентина Талызина, Юрий Яковлев, Станислав Любшин...

Комедии Данелии часто включают в себя черты драмы или мелодрамы. Таковы «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979). По мнению драматурга Р. Габриадзе, «смех у Данелии - это всегда мысль, и грусть, и поэзия; его смех - порой легкий, порой горький, но никогда не бывает злым...» В картинах Георгия Данелии соединяются счастье и горе, трагизм и смех, но они не просто смешат и печалят, не просто увлекают зрителя остроумием мысли, прекрасной игрой актеров, они заставляют задуматься о смысле бытия. Незадолго перед премьерой «Мимино» режиссера спросили, о чем его новый фильм. Он ответил: «...Мой герой, кажется, достиг всего. Отличная работа. Москва, прекрасное положение... Но, как магнит, его тянет к себе маленькая родная деревушка, сельский аэродром... О чем это? Может быть, о человеке, который не успокоился, сумел вернуться к самому себе? Может быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли?»



Вышедшая на экраны следом за «Мимино» картина «Осенний марафон» была названа критиками одной из самых смешных среди печальных комедий. Внешне веселая, полная самых забавных перипетий история.

«Главный герой - интеллигентен, добр, но каким-то загадочным образом эта доброта дорого обходится не только ему одному, но и тем, кто его окружает. Это - доброта от безволия. Мир вокруг него - пестрый, переменчивый, разные люди ждут от него разного, подчас прямо противоположного, а он считает, что должен ответить тем, чего от него ждут. Тут-то и возникает трагическая ситуация. Милый и чистый человек ищет спасения в приспособленчестве...», - это слова автора знаменитой ленты.

Данелия снял такие картины, как драма «Слезы капали» (1982), фантастическая комедия «Кин-дза-дза» (1986, специальный приз за изобразительную концепцию на Международном кинофестивале в Рио-де-Жанейро), «Паспорт» (1990), «Настя» (1993), «Орел и решка» (1995). В 2000 году, после долгого перерыва, режиссер поставил комедийную ленту «Фортуна».



21 февраля 2013 года состоялась премьера двухсерийного фантастического анимационного фильма "Кин-дза-дза". Впервые режиссер обратился к жанру мультипликации. Мультфильм имеет много общего с одноименным фильмом: общая канва, диалоги. Но изменен социальный статус героев (например, дядя Вова не прораб, а знаменитый виолончелист) и время действия (вместо СССР - РФ), что существенно меняет психологию персонажей и, соответственно, философский смысл картины.

В своих фильмах Георгий Данелия всегда стремился найти гармоническое соответствие между всеми компонентами фильма: игрой актера, музыкой и изобразительным решением. Музыка для Данелии - важнейшее выразительное средство, она придает его фильмам как бы новое измерение, несет в себе то, что невозможно выразить с помощью слова, игры или изображения. Режиссер нередко сам предлагал музыкальные темы к своим будущим фильмам. Едва ли не к половине фильмов Данелии писал музыку выдающийся грузинский композитор Гия Канчели, сочинивший также в подарок режиссёру сочинение для струнного оркестра «Маленькая Данелиада».

Георгий Данелия является автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов, а также соавтором сценария картин, снятых другими режиссерами, в том числе «Джентльмены удачи» (совместно с В. Токаревой), «Француз» (совместно с С. Бодровым), «Привет от Чарли Трубача» (совместно с С. Дерновым), «Анна».

Он обладатель беспрецедентного числа призов на различных кинофестивалях, в том числе главных на фестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Себастьяно, Москве, Душанбе, Габрово, Варне, Шамрузе, Map-дель-Плата, Каннах (в разделе «Перспектива кино»), а также специальных призов в Акапулько, Римини, Мадриде, Рио-де-Жанейро, Стратфорде, Ванкувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Берлине, Солониках, Ереване, Сочи и др. Георгий Данелия - академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Георгий Николаевич увлекается живописью, графикой, музыкой, дома собрал коллекцию барабанов. Любимые режиссеры - Феллини (особенно фильм «8 1/2»), Юрий Герман, Никита Михалков.

Автор ряда книг: "Тостуемый пьёт до дна" (2005), "Безбилетный пассажир: «байки» кинорежиссёра" (2006), "Чито-грито" (2007), "Джентльмены удачи и другие киносценарии" (2008), "Не горюй!" (2008).



[Награды и премии:]Награды и премии:

Ника, 2008 год
Победитель: Честь и достоинство

Золотой орел, 2006 год
Победитель: За верность профессии

2002 Лауреат Национальной премии «Триумф»

2000 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

ОРКФ Кинотавр в Сочи, 2000 год
Победитель: Приз президентского совета («Фортуна»)

ОРКФ Кинотавр в Сочи, 1999 год
Приз Президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино»

1996 Специальные призы российского конкурса («Орел и решка»)

1996 Лауреат Государственной премии РФ («Паспорт», «Настя», «Орел и решка»)

1994 Лауреат премии «Золотой Овен»

Ника, 1991 год
Победитель: Лучшая сценарная работа («Паспорт»)

1989 Народный артист СССР

1981 Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых («Осенний марафон»)

Берлинский кинофестиваль, 1980 год
Победитель: Приз международного евангелического жюри - специальная рекомендация (программа «Форум») («Осенний марафон»)

МКФ в Сан-Себастьяне, 1979 год
Победитель: Главный приз («Осенний марафон»)

Всесоюзный кинофестиваль, 1978 год
Победитель: Главный приз («Афоня»)

1978 Лауреат Государственной премии СССР («Мимино»)

ММКФ, 1977 год
Победитель: Золотой приз («Мимино»)

1974 Народный артист РСФСР

Каннский кинофестиваль, 1974 год
Номинация: Золотая пальмовая ветвь («Совсем пропащий»)

1965 Заслуженный деятель искусств РСФСР

Каннский кинофестиваль, 1964 год
Победитель: Особое упоминание лент молодых режиссёров («Я шагаю по Москве»).


Источник: filmrus.net


  • 1
Ирочка, спасибо за пост!
Любовь к людям - ДА.
Вот это и привлекает в его картинах.
Очень захотелось посмотреть его курсовую )) наверное уже нереально найти ))
и еще хочу прочитать его книгу, говорят, здорово поднимает настроение! ))

Да, Маша, курсовая, наверное, разве что в его личном архиве. )) Может быть, в документальных фильмах какие-то отрывки есть, но пока не встречала. Вот книгу почитать - более доступно. У меня тоже такое желание возникло...))

А какой тут (в видеоролике) прекрасный Гия Канчели! На 28:45...))

да, хорошо сказал, правильно ))
поэтому не люблю дирижеров, кто из штанов выпрыгивает )) Культурно надо, лехко! ))

Очень хорошие у него фильмы! Хочется пересматривать снова и снова. Из любимых "Не горюй", "Кин-дза-дза", "Осенний марафон"...Все с таким глубоким смыслом.

У меня самый-самый любимый - пожалуй, "Не горюй". )) И "Мимино" тоже очень люблю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account