ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. 26 июля родился режиссёр Стэнли Кубрик.
скрипачка
singlesing wrote in gela_guralia
кубрик

Американского режиссёра Стэнли Кубрика по праву называют одним из самых влиятельных кинематографистов второй половины XX века. Фильмы Кубрика, снятые с потрясающим техническим мастерством, насыщены новаторскими идеями и остроумными решениями. Его картины отличаются обилием крупных планов, необычными наплывами и панорамами, использованием классической музыки.

Многие, кто был знаком с Кубриком, называли его сумасшедшим и чудаком, и говорили, что работать с ним невозможно. О причудах режиссера ходят легенды. Например, некоторые актеры утверждают, что Кубрик заставлял снимать одну и ту же сцену по сотне раз! В работе Кубрик всегда полагался только на свой опыт и чутьё. Он говорил, что для того, чтобы стать великим режиссёром, нужно не позволять вмешиваться в свою работу и оставаться самим собой. Кубрика считали одним из умнейших людей эпохи. Журнал "Панч" как-то написал, что "Стэнли не был ни сумасшедшим, ни безумным. Он был одним из умнейших людей, которые когда-либо жили". А писатель-фантаст Стивен Кинг назвал режиссёра "человеком, который слишком много думает и очень мало чувствует".

Стэнли Кубрик родился в Нью-Йорке 26 июля 1928 года, в еврейской семье. Отец, Якоб, был родом из Восточной Галиции, а мать, Гертруда, родилась на Буковине – землях современной Украины. Хотя родители Стэнли были женаты по еврейской традиции, семья не отличалась религиозностью.

Родители ни в чем не ограничивали Стэнли, предоставляя ему полную свободу. Он всегда делал то, что ему нравилось: играл в шахматы, гулял по городу, занимался фотографией (отец подарил ему камеру Graflex), играл в музыкальном коллективе. В школе он учился довольно плохо, поэтому набранных баллов не хватило, чтобы продолжить учебу. Стэнли долго подыскивал себе работу, пока в 1946 году не стал фотографом в журнале "Look".
Вот некоторые из его работ. По-моему, очень кинематографичные фото:

"Уличные игры" 1947 год
уличные игры 1947

"Студентка" 1948 год
студентка 1948

"Игрушка" 1947 год
игрушка 1947

"Нью-Йоркское метро" 1947 год
метро 1947

В марте 1948 года Кубрик, увлекавшийся с детства цирком, отправился в тур с американской цирковой компанией «Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus». Во время путешествия он снимал жизнь труппы: репетиции, дрессировки, игры.

"Цирк" 1948 год
цирк


"Дрессировщик" 1948 год
кубрик1

В это же время Кубрик увлекся кино и в свободное от работы время регулярно посещал показы фильмов в кинотеатрах города. Особенно ему нравились картины Макса Офюльса, которые впоследствии сильно повлияли на визуальный стиль режиссера.

Заняться съемкой короткометражных фильмов Кубрика убедил его друг Алекс Сингер, который успешно продавал документальные картины кинокомпании "March of Time". Юный фотограф согласился и в 1951 году снял короткометражную документальную ленту "День схватки". К тому времени "March of Time" уже обанкротилась, но молодому режиссёру удалось продать свою работу другой компании – "RKO Pictures". Вдохновленный таким успехом, Стэнли Кубрик уволился из журнала и приступил к работе над своим вторым фильмом "Летящий падре".

Создав несколько короткометражных работ, Кубрик начал съемки своего первого большого фильма "Страх и вожделение", который вместе с картинами "Поцелуй убийцы" и "Убийство" относят к раннему творчеству режиссера. Хоть они и были приняты критиками достаточно тепло, Кубрик всегда стеснялся своих ранних работ, называя их "любительскими".

Первым фильмом, который обратил на себя внимание общественности, стал фильм "Тропы славы", появившийся на экранах в 1957 году. Военная драма, которая рассказывала об ужасах Первой мировой, наделала много шума, а во Франции была даже запрещена к показу. Тем не менее, критики положительно оценили картину, а Стивен Спилберг не раз называл ее любимой у Кубрика.

Начиная с картины "Тропы славы", каждый новый фильм Кубрика вызывал бурю эмоций, а иногда и настоящий скандал. Режиссер, которого мало заботило общественное мнение, часто затрагивал в своих фильмах запретные темы, показывая тем самым, что проблемы, если о них забыть и не говорить, на самом деле никуда не денутся.

В 1962 году Стэнли Кубрик, опасаясь американской цензуры, переехал в Англию, где снял один из самых значительных своих фильмов – "Лолиту" по одноименному роману Набокова. Книга русского писателя, рассказывающая о любви зрелого мужчины к двенадцатилетней девочке, была скандально известной и породила в свое время даже судебный процесс. Фильм получился не таким откровенным (иначе его не допустили бы к прокату), хотя и вызвал общественные споры. Картина номинировалась на семь кинонаград, а мнения критиков разделились.

Сняв "Лолиту", Стэнли Кубрик навсегда остался в Европе и до конца своих дней жил в Англии. Здесь он снял фильмы, которые впоследствии стали культовыми: "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу", "Космическая одиссея 2001", "Барри Линдон", "Сияние" (по роману Стивена Кинга), "Цельнометаллическая оболочка". Эти совершенно разные картины объединяло одно – все они имели литературную основу. Сняв впервые по роману Лайонела Уайта фильм "Убийство" (1956 год), Кубрик остался верен своей традиции и всегда брал за основу будущей картины литературную работу.

Безусловно, наиболее значимым фильмом, так или иначе оказавшим влияние на мировой кинематограф, является фильм "Заводной апельсин" по роману Энтони Берджесса. Действие картины разворачивается в футуристической Великобритании и рассказывает о лидере банды Алексе ДеЛардже, который со своими друзьями получает наслаждение от грабежей, драк, изнасилований и пыток. Фильм вызвал необычайный ажиотаж и яростный спор в СМИ. После того, как в Англии прокатилась волна подростковых преступлений, Кубрик изъял фильм из проката и вплоть до смерти режиссера он был недоступен в Соединенном Королевстве. Картина имеет множество интерпретаций и трактований. Некоторые критики и киноведы проводят параллель кубриковского государства с фашистским и коммунистическим обществами.

Последним фильмом Кубрика стал фильм "С широко закрытыми глазами", к работе над которым он приступил почти в семидесятилетнем возрасте. Картина снималась в обстановке строжайшей секретности, из-за чего еще до своего выхода вызвала множество споров. Семейная драма, в которой снялись Николь Кидман и Том Круз, как и предыдущие фильмы Кубрика, подверглась жесткой цензуре. Мнения критиков о последней работе режиссера разделились. Одни называли ее "совершенно невразумительной драмой", другие – "последним шедевром XX века".

Сам Стэнли Кубрик не дожил до выхода фильма, скончавшись от сердечного приступа 7 марта 1999 года, спустя несколько дней после окончания работы над монтажом. После себя режиссер оставил множество нереализованных проектов. Так, известно, что Кубрик восхищался Наполеоном Бонапартом и хотел снять грандиозную эпопею о жизни полководца и государственного деятеля. В его библиотеке осталось 18 тысяч томов книг о Наполеоне.
Использовались материалы отсюда и отсюда


?

Log in