ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. «Мужской портрет» из прошлых лет, или сила искусства
swet_o4ey wrote in gela_guralia
Портрет французского дворянина кисти Жана Монье - одно из украшений постоянной экспозиции Радищевского музея в Саратове. На нём запечатлён классический образ аристократа середины XVII века, эпохи, описанной Александром Дюма в "Трёх мушкетёрах". Каково происхождение портрета?

vxd4q3f87

Ж. Монье "Мужской портрет"

Предыдущим владельцем картины был художник Владимир Дмитриевич Сверчков. Он учился вместе с Алексеем Петровичем Боголюбовым, основателем Радищевского музея, в Петербургской Академии Художеств и затем продолжал учение в странах Западной Европы. Слабый здоровьем, Владимир Дмитриевич почти всю жизнь прожил за границей. Сначала — в Мюнхене, где он создал очень успешную мастерскую витража, изделия которой отмечались на международных выставках. Одним из высокопоставленных заказчиков мастерской был русский император Александр III. Замечательные работы витражной мастерской В.Д. Сверчкова до сих пор украшают особняки и дворцы Петербурга. В поддержку Радищевского музея он передал небольшую, но очень ценную по своему художественному качеству коллекцию живописи, достоянием которой был «Мужской портрет» Жана Монье.

Об авторе портрета, уроженце Блуа (Франция, Луар), Жане Монье (1600-1656), известно, что он учился во Флоренции, работал в 1624-1625 годах в Риме вместе с Н. Пуссеном, известным французским живописцем, основоположником классицизма. По возвращении на родину жил в Париже и других городах Франции. В свое время художник пользовался поддержкой королевы Марии Медичи, которая послала его в Италию для совершенствования мастерства. После оформления Люксембургского дворца в Париже, он был приглашен в замок Шеверни, где в оформлении интерьеров смог в полной мере проявить свой талант.

Портрет привлекает прежде всего обаянием изображённого на нем человека, имя которого осталось неизвестным. Он изысканно одет по французской моде 1650-х годов. Основным делом дворянства была война, и на поясе молодого человека, скорее всего, была прикреплена шпага. В те времена формировалась система рангов: герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны, дворяне без титулов... Складывался церемониал, главной фигурой которого стал Людовик XIV, король-Солнце. Какой титул носил молодой человек, изображённый на портрете, мы не знаем, но о знатности свидетельствует его родовой герб. На гербе можно рассмотреть изображения традиционных грифонов, мифических крылатых существ с туловищем льва, и собственно льва, держащего в лапах морскую звезду.
Автор портрета стремился передать принадлежность молодого человека к аристократии. Во всём его облике ощущается, прежде всего, благородная сдержанность. Выражение глаз выдаёт незаурядный интеллект, живой характер.
Костюм молодого человека довольно строг. В нём нет показной роскоши. По моде того времени ворот рубашки обычно украшался кружевом. Только гугеноты, протестанты, последователи строгой религиозности Кальвина, демонстрировали свою приверженность к аскетике. Вместо кружевных они носили простые отложные воротники, любимым цветом одежды был чёрный. Возможно, к этому религиозному направлению был причастен молодой человек, изображённый на портрете.

А этих необычных портретов даже не касалась кисть живописца.

72161082_i86591


72161224_i86621

Это фантазии на тему известных произведений изобразительного искусства, что вызывают ощущение настоящего чуда, - работы из "Частной коллекции" фотохудожника Екатерины Рождественской.



Екатерина Рождественская родилась в семье, где родители были творческими личностями: отец - поэт Роберт Рождественский, а мама - литературный критик Алла Киреева. По специальности Екатерина - профессиональный переводчик художественной литературы с английского и французского языков. Она перевела более десятка романов.

В 1998 году, присутствуя на церемонии вручения телевизионной премии «ТЭФИ», Екатерина Рождественская под неожиданным углом зрения посмотрела на ведущую и других участников церемонии : на какие знаменитые портреты похожи звезды российской сцены и кого из известных персонажей прошлого они напоминают. Так из нечаянной выдумки возникла идея «Частной коллекции».
Впервые фотографии из серии «Частная коллекция» появились на страницах журнала «Караван историй» и сразу привлекли к себе внимание.
Идея «Частной коллекции» — перевоплощение известных людей в героев полотен Дюрера, Рембрандта, Веласкеса, Моне, Ренуара, Репина, Сурикова и многих других художников. В качестве моделей Екатерины Рождественской выступают российские политики, телеведущие, спортсмены и журналисты, певцы и актеры, - Лия Ахеджакова и Владимир Спиваков, Людмила Гурченко и Анатолий Карпов, Иосиф Кобзон и Инна Чурикова, Андрей Макаревич и Филипп Киркоров — всего более 300 известных личностей.
Фотохудожнику Екатерине Рождественской с помощью грима, костюмов, декораций, а главное, силой собственного воображения, удается воссоздать атмосферу прошлого, из которого и рождаются новые художественные образы, потрясая своей схожестью с оригиналами. На каждой фотографии можно надолго задержать взгляд, рассматривая интересный старинный веер, красивую вышивку на рукаве, кусочки кружев на платье.

Один из номеров "Каравана историй "был ожидаем с особенным нетерпением.
В фотогалерее должен был появиться новый мужской портрет. Инкогнито.
Кто сей герой? Кому-то удалось раскрыть это сразу, а кто-то был озадачен узнаванием.

10300031_1504959406408425_3441754077697225750_n

Непредвиденный взгляд художника и нетривиальный образ.
Сила воображения. Сила искусства.

Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!

/"Признание", А. С. Пушкин /

Удалось ли перевоплощение? Решать вам.

Последний, августовский номер журнала «Караван историй» в продаже с 21 июля 2014 года.

10552368_1452931794965758_7720448798852749519_n

Использованы материалы сайтов:
http://style.sarbc.ru/Item/186-stil-v-iskusstve-muzhskoy-portret-zhana-mon-e.html
http://virtualrm.spb.ru/ru/node/12413

  • 1
(Deleted comment)
Ох, Катя, какими ты словами апеллируешь: "бэкграунд"...)) Пришлось словарями воспользоваться, чтобы понять, что оно означает в этом контексте)
Слово "нравится" по поводу этого портрета отмела сразу. Притягивает... Мне кажется, что тут есть различие между понятиями "образ" и "облик", и ты говоришь именно о последнем.
Облик как внешний вид, который помогает (или здесь - мешает?) воспринять характер, сущность, и поэтому детали второстепенны, их можно и убрать, и оставить только Глубину:))) Детали - лишь обрамление. Тоже не хочется рассматривать подробности костюма, хотя сам по себе он интересен, пусть и строг. И Рождественская как-то угадала с черным цветом))
А вот на художественный образ, ею созданный, наложился еще и сценический, привнесенный самим персонажем)Он в него вжился и этот современный портрет получился лучше самого оригинала. Это мое мнение такое.
А объединяет и удерживает всю "конструкцию" именно взгляд. Как стальной каркас. Уж не знаю, из сплава стали с каким материалом, но, видимо, с добавлением магнетических частиц:)))

И если найдутся другие подходящие шедевры - "в студию", пожалуйста!:)

Edited at 2014-07-24 06:19 am (UTC)

(Deleted comment)
Видишь, все-таки у нас разное восприятие... Куда-то "за холст" пытаюсь заглянуть))) Впрочем, как всегда) Поэтому мой любимый знак препинания - многоточие)) Ну, а от ошибок страховок не выдают...

(Deleted comment)
Между представлениями о реальности и самой реальностью.

О, плюсуюсь к органичности оригинала. Хотя для хорошего художника это естественно... Но у нас с органичностью - явный провал...

(Deleted comment)
Вот-вот, органичности нет, к сожалению. Все усилия - на грим и костюм, чтобы максимально добиться внешнего сходства с оригиналом. Поэтому редкое фото вызывает интерес...

Неплохо было бы направить в русло этой дискуссии и автора работ))

Авторы - они такие обидчивые...)))

Автор творит в своей нише, Ира правильно написала - делаем забавные игрушки для журнала... Ну я так это понимаю... Хотя, конечно, хочется большего...

Ну поначалу интересно поиграть - похоже-не похоже... Но только поначалу...

Я и раньше-то все не могла понять, почему меня эти портреты не впечатляют. Вроде бы красиво, вроде бы похоже. А потом просто разонравились и стали неинтересны, - именно по причине отсутствия глубокого содержания. ))

А мне интересно, почему у Екатерины Рождественской возникла именно эта ассоциация.
Сочетание внешней сдержанности и внутреннего огня? Способность идти до конца за свои убеждения?Властность, скрытая за мягкостью Гелы?

Интересно, что Рождественская, по ее признанию в Твиттере, Голос не смотрела...

Да, тоже интересно было бы узнать, какие пути привели Екатерину Рождественскую именно в этот пункт назначения) Может быть, она увидела изначально присущий Геле внутренний аристократизм, отсюда и властность (если вы так считаете) "по праву". Но тогда это самодостаточная властность, не требующая от нее страдать кого бы то ни было. Властность как гордая и умная твердость, внутренняя спокойная уверенность, когда человек всегда знает, чего он хочет, но добивается этого только достойными способами. Может быть, такими и были настоящие дворяне "по крови", и даже без рангов и титулов? А на портрете в сочетании с мягкостью овала лица, линии губ, волнистыми волосами совсем не страшно)))
Да, на тему аристократизма в обществе интересны философские идеи Николая Бердяева в главе "Письмо шестое. Об аристократии" из книги "Философия неравенства".
Небольшая выдержка:
"Аристократия есть порода, имеющая онтологическую основу, обладающая собственными, незаимствованными чертами.
Возможна и оправдана лишь аристократия Божьей милостью, аристократия по духовному происхождению и призванию и аристократия по благородству происхождения, по связи с прошлым. То, что представляется вам несправедливым и возмущающим в положении аристократа, это и есть оправдание его существования в мире, привилегия по происхождению, по рождению, не по личным его заслугам. И такая духовно и физически привилегированная раса должна в мире существовать для того, чтобы выражены были черты душевного благородства. Благородство и есть душевная основа всякого аристократизма".

http://www.vehi.net/berdyaev/neraven/06.html

Edited at 2014-07-24 07:10 am (UTC)

Оля, спасибо. Очень интересно.)

Вот именно, интересно стало не просто полюбоваться как на новый фотопортрет, а еще и дальше "ниточку разматывать", информация "сама плывет в руки")

Олечка, спасибо. Историко-художественным экскурсом ты меня несколько примирила с этим фото)) Не вижу слияния Гелы с образом, действительно, почему именно это?.. Имхо, естественно.

Edited at 2014-07-24 06:47 am (UTC)

Вот и у меня этого единства восприятия нет, к сожалению... ИМХО, Рождественская почувствовала твердость характера Гелы, внутреннее достоинство, но во всей полноте этот характер, точнее - натуру, не поняла. Хотя образ сам по себе интересный получился.

Олечка, спасибо за очень интересные рассказ и фото!

Ира, ты дипломат))) По-моему, у него там такой взгляд, как будто он терпит это все. С трудом... убьют - не убьют?...

Гела - человек добросовестный. Согласился на эксперимент - пришлось терпеть...:-))

Несомненная польза: ПРИМИрила))
"Все в сад" - в Москву, в музеи! Аня, и не отказалась бы от такого экскурсовода, как ты)))По крайней мере, советчика) Обязательно постараюсь тоже извлечь пользу не только из событий 18 ноября)))

А ты приедешь?! Классно!
А про проект - я, кажется, всегда относилась к нему как к игрушке, просто жанр же другой... Но несомненный плюс, когда заставляет что-то новое искать и узнавать

Москва, конечно, программа-максимум!)

Спасибо за пост:) Я вчера купила журнал :) Так вот воочию на бумажном носителе гораздо лучше этот портрет-ассоциация смотрится. Хотя у меня впечатление неоднозначное, что-то мешает, а что -понять не могу. Соглашусь с Катей. Хочется убрать все лишнее...Cмайлики для блогов ЖЖ и форумов

Edited at 2014-07-24 07:36 am (UTC)

(Deleted comment)
Хотелось бы посмотреть даже не журнал, а эту работу на выставке, которые периодически проходят в различных городах.
Как вот эта, например:
http://www.youtube.com/watch?v=O0Qq2zdsxVk
Там, думаю, удалось бы составить полное представление. Только по каким критериям отбираются портреты в экспозицию? Может, заявку сделать?:))

(Deleted comment)
Ждем, когда суфлер сделает свою работу))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account