ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Выставка «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи..."
anna_g wrote in gela_guralia
Я накануне наконец выбралась в ГМИИ им. Пушкина, в котором сейчас проходят целых четыре выставки. Итак, первая - выставка фламандских живописцев XVII века из собрания Князей Лихтенштейнских, центральная, пожалуй, в текущей его экспозиции.


Питер Пауль Рубенс. «Портрет Клары Серены Рубенс» 1616 Источник

Выставка приурочена к государственному визиту Князя и Наследного принца Лихтенштейнского, которые, по счастливому стечению обстоятельств являются обладателями одной из лучших в мире частных коллекций живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, способной конкурировать с собраниями самых серьезных музеев. Начало формированию коллекции было положено еще в начале XVII века основателем княжеской фамилии Карлом I фон Лихтенштейн, и с тех пор на протяжении вот уже четырех веков она постоянно пополняется произведениями классических мастеров. Нынешние владельцы собрания декларируют, что не интересуются современным искусством и сконцентрированы на сборе и популяризации великих произведений прошлого.

Большая часть собрания, в том числе и привезенные в Москву полотна фламандских мастеров периода барокко, постоянно экспонируется в Вене, в музее Лихтенштейн, который располагается в Летнем дворце, так что, кто сюда не выберется, теперь знаете, где искать))

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640) – самая значимая фигура фламандской школы живописи XVII века, один из величайших художников барокко. На выставку привезли 19 произведений разных периодов его творчества.

Жемчужина коллекции - портрет пятилетней дочки художника - на верхнем фото. Он считается одним из самых трогательных детских портретов в истории европейского искусства. Помимо великолепной техники и вдохновенности исполнения, портрет необычен тем, что девочка смотрит в упор на зрителя, что было не характерно для портретной живописи той эпохи. Это совсем небольшая картина, которая встречает прямо на входе в зал Рубенса – и заставляет остановиться перед обаянием и очарованием девочки…

Еще работы, написанные в период расцвета славы художника, на античные сюжеты, полные мощи, энергии, силы и цвета.


Питер Пауль Рубенс. «Сатир и служанка с корзиной фруктов» 1615 Источник


Питер Пауль Рубенс. «Нахождение младенца Эрихтония» 1616 Источник

А перед этой я особенно долго стояла, такая экспрессия… Заодно потом узнала, что в результате этой экспрессии родились Ромул и Рем))


Питер Пауль Рубенс. «Марс и Рея Сильвия» 1616-1617 Источник

Продолжают экспозицию работы блистательного ученика Рубенса Антониса Ван Дейка (1599 – 1641). Если Рубенс не любил писать придворные портреты, о чем открыто говорил, то ван Дейк как раз был непревзойденным мастером именно в этом жанре. На галерее – щедрая череда роскошных портретов… Протестантских - хотелось бы мне написать, хотя непросто там все было с конфессиями на этом клочке земли и в это время… «Люди в черном» - запертые в кофры благопристойных драпировок, где роскошь или кокетство выражается только в качестве и фактуре ткани, в изяществе и белизне жестких крахмальных воротников и манжет…


Антонис Ван Дейк. «Мужской портрет» 1618 Источник


Антонис Ван Дейк. «Женский портрет» 1618 Источник

И потрясающие лица, живые, говорящие…


Антонис Ван Дейк. «Женский портрет» 1627-32 Источник


Антонис Ван Дейк. «Мужской портрет» 1627-32 Источник

Три пары картин, посередине – аристократы Де Тассис. Они породистей и явно богаче, и выглядят гораздо вольнее. Портрет Марии де Тассис – слава Ван Дейка, один из самых известных женских портретов в Европе.


Антонис Ван Дейк. «Портрет Марии Луизы Де Тассис» 1630 Источник

Антонио де Тассис – ее отец. У него нет левой руки, он потерял ее на войне, я бы не обратила внимания, если бы не прочла…


Антонис Ван Дейк. «Портрет Антонио Де Тассис» 1634 Источник

Хотя я влюбилась в один мужской портрет – генуэзского дворянина…)) В глазах – итальянская жажда жизни…


Антонис Ван Дейк. «Портрет генуэзского дворянина» 1624 Источник

Третьим, извините, хэдлайнером выставки заявлен Якоб Йорданс (1593 – 1678). После смерти Рубенса в 1640 году он становится самым популярным художником Антверпена. Однако его манера существенно отличается от старшего коллеги, скорее в его работах заметно влияние Караваджо.


Якоб Йорданс. «Мелеагр и Аталанта» 1618 Источник

Однако в этом разделе меня больше привлекли работы его не менее известного соотечественника Франса Снейдерса (1579 – 1657), автора изумительно сочных и реалистичных натюрмортов и анималистических композиций. Похоже, художники Антверпена не только не конкурировали друг с другом, а наоборот, практиковали тесное сотрудничество и некое «разделение труда». Так, например, Снейдерс, в отличие от того же Йорданса, не любил изображать людей, зато ему удавалась разнообразная живность, которая не прельщала Йорданса. Поэтому центральное полотно зала – «Дары моря» - являет собой пример их кооперации: человеческие фигуры написаны Йордансом, остальное – Снейдерсом.


Якоб Йорданс, Франс Снейдерс «Дары моря» Источник

Мне привела в восторг вот эта картина Снейдерса, она настолько совершенна, что очень долгое время приписывалась кисти Рубенса.


Франс Снейдерс. «Лежащая львица» 1620-30 Источник

Еще потрясающий - более поздний - образец барочного анимализма – «Концерт птиц»


Йоханнас Фейт. «Концерт птиц» 1658 Источник

И наконец, в последнем разделе представлена так называемая «кабинетная живопись» - в противовес пышным религиозным и парадным дворцовым полотнам - относительно небольшие камерные картины, предназначенные для украшения частных кабинетов, часто спокойные, декоративные или назидательные. Правда, самую раннюю из них таковой назвать нельзя, очень острые характеры…


Квентин Массейс «Сборщики податей» после 1501 Источник

Зато дальше можно полюбоваться творчеством сыновей Питера Брейгеля – Яна-старшего и Питера-младшего.


Ян Брейгель Старший (Райский) «Пейзаж с Товией и ангелом» 1598 Источник


Питер Брейгель Младший (Адский) Перепись в Вифлееме 1607 Источник

И прочими умиротворяющими произведениями...


Питер II Неффс. «Внутренний вид Антверпенского собора» после 1675 Источник


Йос II де Момпер «Горный пейзаж с путниками» 1600-е Источник

И вот на этой благостной ноте Шахерезада прекратит дозволенные речи, чтобы заняться следующей выставкой…

Любите искусство!


Другие рассказы о художниках, музеях и выставках:
[Другие рассказы о художниках, музеях и выставках]

Зинаида Серебрякова. Такая судьба...
Питер. Кандинский.
Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 2. Собственно Филиппино и собственно портрет
Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 1. Влияние Фра Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли.
«Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Третьяковская галерея на Крымском валу.
«Столп беспредметного искусства» или Пит Мондриан в Третьяковской галерее.
Ночь искусств. Романовы. Портрет династии. Исторический музей.
Тициан. Выставка в Пушкинском музее.
Прерафаэлиты
Прогулки по Москве. Открытие Ночи музеев.
Прогулки по Москве. Музей им.Пушкина. Золото инков.



  • 1
Аня, спасибо большое за экскурсию! Кому-то, может быть, проще в Вену, чем в Москву, - ну, а мне пока только виртуально побродить удается....)) Роскошный период, конечно, Рубенса я бы вообще певцом плоти назвала. Ван Дейк мне ближе, при всей его строгости, - лица всегда очень выразительные, "живые", и ничто постороннее от них не отвлекает. И Мария де Тассис, безусловно, хороша. А "Концерт птиц" Фейта - просто "звучащая" картина, так и слышны крик и пение. )) В общем, красота!

Удивительно, но мне тоже Ван Дейк ближе. Рубенс - это, конечно, глыба, и масштаб его виден, особенно в сравнении. Я пока картины искала, пересмотрела очень много, да и в Вене как раз, и не только, его видела - аж залами, и когда вот так оказываешься с ним один на один - это буйство просто подавляет и поднимает одновременно. Трудно выразить... Короче, гений, он гений и есть.
А Ван Дейк - это собеседник. И живьем очень сильное впечатление. В глаза его портретов смотришь не снизу вверх, а вровень - и поразительно, такие же люди, как мы... Я на его персонажей и в постоянной экспозиции здесь же заглядывалась, и в Эрмитаже - при общем изобилии мимо не пройдешь... Хотела даже пост отдельный сделать, так впечатлил.

Edited at 2014-07-21 10:53 am (UTC)

Хорошая мысль, - про отдельный пост! :))

Когда бы еще...))

Нуу, как говорят на юге, "туда дальше", т.е. позже....))

Анна, большое спасибо - с удовольствием побродила по Вашим виртуальным залам. Дольше всего задержалась у "людей в черном" (метко подмечено!)
В портретах Ван Дейка очень сильно проступает та поэтическая сторона живописи, о которой говорил Заболоцкий:
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно...

И люблю еще какой-то очень "домашний" и обжитой мир Питера Брейгеля Младшего. Кстати, никогда не обращала раньше внимания на эпитет "Адский" (или он не всегда упоминается?) Пошла изучать..)

Галина, спасибо! Про "души изменчивой приметы" в отношении Ван Дейка я полностью соглашусь - это фантастически живые и притягательные лица. Но на соседней выставке у одного итальянского мастера - не буду пока называть - я просто поразилась вынимающей душу выразительности взгляда, так что готовьте еще цитаты))
Про Брейгелей у меня тоже не было ясности долго, знала что их несколько, вот сейчас немного разобралась. Самый знаменитый - "тот самый" - это отец, он меня в свое время тоже в самую душу поразил, прекрасное собрание в Венском музее. Как раз после Рубенса и Тициана, которых там - залы, Брейгель просто как глоток свежего воздуха. А это - сыновья, вот младший подражает...

С одной стороны, подражание отцу есть, конечно. С другой - у Питера Старшего нет этой населенности художественного мира и прописанности сценок и деталей, почти босховской.
У него, напротив, пространство свежим ветром всегда протягивает, оно впускает человека, но не принадлежит ему. ИМХО, конечно.

Вот чем хорош диалог в интернете - всегда можно сначала погуглить, потом ответить))) Да, слазила, сопоставила предметно Старшего и Младшего. Вердикт: Старший - утонченный философ, Младший - приземленный прагматик... Про параллели с Босхом - вот только недавно была роскошная статья:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=494316564048069&id=100004091883161

Аня, интересно!)) Ван Дейка тоже отмечу. Выразительные глаза, сразу предполагаешь некоторые черты характера даже... Но с Рубенсом у них "пропасть", на мой взгляд. У Рубенса объем! Портрет дочки поразил - смотришь на него и изображение будто отслаивается от холста... Экспрессия Марса - да, зацепила тоже, сюжетная линия там весьмааа убедительная... И еще Антверпенский собор Неффса - ощущение реальной песпективы, простора. Такшта, все фламандцы, период один, а сильно разные (по моим ощущениям)... Спасибо.)


Edited at 2014-07-21 06:13 pm (UTC)

Безумно разные! С Рубенсом у них действительно разное вИдение мира, это чувствуется, ну каждому свое... Портрет дочери - он небольшой совсем, А3 максимум (сорри за утилитарность), но - про любовь, мне кажется. Она так доверчиво и с хитринкой на папу смотрит... Наверняка веревки вила)) Прожила, увы, недолго, до 12 лет всего.

Ага, озорные глазки, живые.) Беседовали, наверное, когда позировала...
У Ван Дейка при всей прописанности портрета фон не работает, кажется... Интересно, он намеренно его таким однообразным и мрачным делал, ради строгости, или не видел преимуществ в большей динамичности свето-тени?

Ну ты спросила... Единственное, что я могу сразу сказать - именно эти картины действительно скупые и "черные", но у него есть потрясающе красочные работы, особенно английского периода. Правда что ли отдельный пост сделать?))

Правда-правда...)))

  • 1
?

Log in