ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Сегодня послушаем Малера. Пятую.
скрипачка
singlesing wrote in gela_guralia
«Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь – только щель слабого света между двумя идеально чёрными вечностями»
Владимир Набоков. "Другие берега"

малер

"Угловато стоит на эстраде этот маленький человек и творит над вашей душой какие-то магические заклинания. Горят дьявольским огнём его небольшие глаза, окидывая хищным взором, как орел свою добычу, всю подвластную музыкальную рать. Упрямый подбородок, крутой и широкий, выдался вперед. Челюсти конвульсивно сжаты. Зубы в сверхчеловеческом напряжении воли и чувства нервно скрежещут, а руки делают непривычные для глаза резкие и решительные движения. Становится страшно" - вот какой выразительный портрет Малера создал Александр Оссовский

Густав Малер родился 7 июля 1860 года в чешской деревне Калиште, в семье мелкого торговца. Вскоре после его рождения семья переехала в ближайший город Йиглаву, где Густав учился в гимназии и достиг первых успехов в музыке. Музыкальное дарование проявилось у него очень рано: “С трех лет [я] начал заниматься музыкой и сочинял, еще не умея играть гамму”. С детства он знал множество чешских народных напевов. С 6 лет учился игре на фортепиано, в 10 дал в Йиглаве первый публичный концерт. В 15 поступил в Венскую консерваторию в классы фортепиано, гармонии и композиции, а в Венском университете прослушал курс истории и философии.

Вена, одна из музыкальных столиц Европы, оказала на молодого Малера решающее влияние, здесь он познакомился с композитором Антоном Брукнером и пережил бурное увлечение творчеством Рихарда Вагнера, увидел на сцене постановки его опер при личном участии автора.

Все годы учебы Малер находился в трудном материальном положении и вынужден был зарабатывать себе на жизнь уроками музыки.

По окончании консерватории началась работа в качестве оперного дирижера сначала в маленьких городах, затем в Праге, Лейпциге, Будапеште, Гамбурге и, наконец, в Вене, где Малер в течение 10 лет был во главе знаменитого Венского придворного оперного театра, и эти годы стали временем наивысшего расцвета Венской оперы. Пётр Ильич Чайковский назвал Малера гениальным, увидев за дирижёрским пультом. Малер — основатель дирижёрской школы, прославившейся такими всемирно известными именами, как Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Александр Цемлинский.
Надо сказать, что при жизни Густав Малер не был признан как композитор и даже не услышал исполнения своих последних сочинений. Он был лишь прославленным дирижёром и постановщиком опер в театре. Какое тяжёлое испытание, ведь он ощущал в себе силы "нового Бетховена". Его трагически не понимали современники. Его музыку считали затянутой, смесью недопустимого, заимствованной у других. Его музыкальные темы - безвкусными, банальными. Форму его произведений - нелепо нагромождённой.

«Если бы Вы знали, какой «тернистый путь» выпал на долю мне — сочинителю; если бы видели все эти отказы, разочарования, даже унижения, непрерывно повторяющиеся вот уже десять лет, когда мне приходилось запирать в письменный стол произведение за произведением по мере того, как они возникали, когда я, если мне вопреки всем препятствиям удавалось поделиться ими, наталкивался на одно только непонимание,— тогда Вы могли бы вполне измерить глубину моей благодарности»,— писал Густав Малер благожелательному к нему музыкальному критику в 1895 году.

Последние годы Малер жил в Нью-Йорке и работал в “Метрополитен-опера” и в филармоническом оркестре. Но эти годы были омрачены тяжелой болезнью сердца и постепенным угасанием физических сил. Весной 1911 года Малер вернулся в Вену, а 18 мая умер.

Густав Малер – это композитор, которому суждено было завершить симфоническую традицию XIX века и сыграть важнейшую роль в выборе путей новой музыки. Малер был одним из последних крупных композиторов романтизма, замыкая ряд, в котором стояли Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Лист, Вагнер и Брамс. Многие характерные черты музыки Малера идут от этих предшественников. Так, из Девятой симфонии Бетховена пришла идея использовать солистов и хор в жанре симфонии. От Берлиоза и Листа пришла концепция написания музыки с «программой» (поясняющим текстом) и отход от традиционного формата симфонии в четырёх частях. Среди последователей Малера — Арнольд Шёнберг и его ученики, основавшие вместе Новую венскую школу; его влияние испытали Курт Вайль, Лучано Берио, Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович.

Симфония № 5 была написана композитором в период 1901-1902 годов.
«...Я видел Вашу душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий, таинственный ландшафт с его пугающими, безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасом и бедами и с ее просветляющей, успокаивающей радугой» - так замечательно написал Малеру Арнольд Шёнберг, после прослушивания Пятой симфонии.

В Пятой симфонии Малер впервые выдвинул волнующую его в эти годы новую проблематику. С огромной силой выражено в сочинении переживание трагического конфликта с миром, эмоции страдания, отчаяния, волевого усилия, достигшего последнего предела, порой воспринимавшиеся слушателями как доминирующая в симфонии струя. А. Шенберг, понявший симфонию во всей широте ее эмоционального строя, очень ярко охарактеризовал именно эту сторону музыки: «Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьется, чтобы достигнуть внутренней гармонии. Я ощутил человека, драму, истину, беспощадную истину».

Малер разделил симфонию на три раздела:
I раздел - 1 часть "Trauermarsch" и 2 часть "Stiirmisch bewegt"
II раздел - 3 часть "Scherzo"
III раздел - 4 часть "Adagietto" и 5 часть "Rondo-Finale"

Дирижирует маэстро Клаудио Аббадо:





I часть "Trauermarsch"

Первая часть симфонии - траурный марш. Его характер подчёркивают и авторские ремарки: "«In gemessenem Schritt, Streng". Wie ein Kondukt» («Размеренным шагом. Строго. Как траурный марш). Начинает труба соло очень патетическим высказыванием, словно призывая ко вниманию. Траурное шествие очень масштабно, обширно, но видится нам как бы со стороны, не непосредственно, как будто бы мы наблюдаем за ним на экране телевизора. В среднем разделе вдруг проявляется личностное отношение, безмерность горя от которого криком кричишь - предельное его выражение. К концу части всё стихает, шествие удаляется.

II часть "Stiirmisch bewegt"

Смысловое ядро симфонии. Здесь наивысшая точка драматизма и намечается выход к гармонии, свету. Разработке подвергается тематический материал других частей симфонии, в первую очередь I части - Траурного марша, также и V части (финала). Борьба человека с разрушительным влиянием внешних обстоятельств, невероятное напряжение воли, кажется уже последнее её усилие... Завершается часть очень таинственно, тихими ходами контрабасов, переходящими в пиццикато.

III часть "Scherzo"

«Часть невероятно трудная по своему построению и требует во всех отношениях и во всех деталях величайшего художественного мастерства. В ней мнимый беспорядок должен разрешаться в высший порядок и гармонию, как в готическом соборе» - так Малер говорил о Скерцо Пятой симфонии. Тематика этой части основана на вальсе. Конечно же, большой Венский вальс - это так естественно для австрийского композитора! В ткань вальса вплетаются различные другие мотивы. Это деятельная воля человека, стремящегося противостоять бессмысленному и однообразному кружению суетной жизни и, в то же время, грезившего о покое.

IV часть "Adagietto"

Исполняется только струнными инструментами и арфой. Самая известная часть симфонии, благодаря фильму Лукино Висконти "Смерть в Венеции". Что вы слышите в этой музыке? Тёплые волны прибоя, омывающие жизненный берег, приносящие гармонию и желанный покой в ваш мир... Может быть, это забвение... небытие... медленный поток сознания, уносящий в другую реальность - прекрасную и идеальную? Решайте сами, я только знаю, что слушать её можно бесконечно...
По своему эмоциональному настрою и тематизму, музыка "Adagietto" близка песне "Ich bin der Welt abhanden gekommen" (Я потерян для мира), написанной Малером позднее...

Я потерян для мира,
В котором погубил так много времени,
Он так давно обо мне ничего не слышал,
Может быть, он думает, что я уже умер.
Мне совершенно безразлично,
Считает он меня умершим или нет;
Я не стану возражать против этого,
Потому что я действительно умер для мира.
Я умер для людской суеты
И обрел покой в тишине.
Я живу один в моем небе,
В моей любви, в моей песне.


Послушайте песню в исполнении Магдалены Кожена





V часть Rondo-Final

Построена во многом по образцу классической формы, с чертами сонатной формы, рондо и фуги. Эмоциональный настрой этой части контрастирует с первыми частями. Это ясная, энергичная и жизнеутверждающая музыка. Малер как бы играет со старыми классическими канонами или же беседует с мастерами прошлого их языком. Финал Пятой симфонии - это победа Художника над силами зла, торжество Духа, неиссякаемая энергия Творчества и жизненной силы.

Густав Малер говорил, что его задача - в каждой симфонии "построить Мир", состоящий из разнообразных частей, но единый! И ещё говорил - "Моё время придёт", и оно пришло! Начиная с 70-х годов ХХ века, Малер является одним из самых исполняемых и востребованных композиторов.


  • 1
Наташа, спасибо за пост!!
послушала пока только песню. ОЧЕНЬ красиво. Тембр, оркестровка, мелодика, гармонии..
Ну, чудо.

Песню слушаю уже, не поверишь, второй день, практически без перерыва!
Это божественно!

Спасибо, Наташа. Музыку Адажиетто из 5-й Симфонии где только не использовали. Морис Бежар на неё балет поставил.

Качество записи, конечно, оставляет желать... Но спасибо, что хоть так записали. Санкт-Петербург, тогда ещё Ленинград. Лето 1987 года.

Спасибо за раритет. Музыка, сама по себе, очень пластичная и выразительная, так что понятен интерес к ней в этом смысле.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account