ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. 17 июля родился известный российский композитор Алексей Львович Рыбников.
ira_pevchaya wrote in gela_guralia


Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в творческой семье, — его отец был скрипачом, а мать — художницей. С первых дней жизни мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. В то же время, в числе самых ярких детских впечатлений, — кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алеша с друзьями пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых сочинений Рыбникова — фантазия «Багдадский вор», - написана под воздействием образов из одноименного и популярного в те годы фильма.

Одаренность ребенка подметили его близкие, и мама отвела Алешу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения — Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, - и был принят в оба, родители выбрали ЦМШ. Однако, композицию, которую Алексей не оставлял всё это время, в школе не преподавали. И тогда отец мальчика познакомил сына с выдающимся композитором ХХ века — Арамом Хачатуряном, который предложил Алеше заниматься в его классе.

Окончив в 1962 году музыкальную школу, Рыбников поступает в консерваторию, где продолжается его тесный контакт с учителем, в классе которого Алексей обучается затем и в аспирантуре.

В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов. После этого, в течение нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и ассистирует в классе Хачатуряна. Но затем оставляет преподавательскую деятельность.

В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Ему присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы.

Несмотря на то, что период 60-70х годов в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций (композитор пишет камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и многие другие), уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом становится короткометражный фильм «Лёлька», режиссера Павла Арсенова (1966). Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за другим приглашения от режиссеров.

Все последующие десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с кинематографом.

С 1979 года Алексей Рыбников — член Союза кинематографистов.

За четыре десятилетия в кинематографе Рыбниковым написана музыка более чем к сотне фильмов. Несмотря на общее, действительно огромное, количество киноработ, некоторые стали своеобразными вехами в творчестве Рыбникова. Среди них музыка к фильмам:
— «Остров сокровищ» (1971) Евгения Фридмана;
— «Большое космическое путешествие» (1974) Валентина Селиванова;
— «Приключения Буратино» (1975);
— «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), режиссера Леонида Нечаева;
— «Вам и не снилось...» (1980), режиссер-постановщик Илья Фрэз;
— «Тот самый Мюнхгаузен» (1981) Марка Захарова;
— «Русь изначальная» (1986) Геннадия Васильева, с которым Рыбникова объединила не одна совместная работа того периода;
— «Мы» («Алло, вы нас слышите?», 1990) — фильм латвийского режиссера-документалиста Юриса Подниекса, своей откровенностью и правдой о современном мире он произвел эффект разорвавшейся бомбы, а в 1991 году был удостоен премии «Золотой лев» на Венецианском фестивале;
— «Дети из бездны» (2000) — режиссер Павел Чухрай;
— «Звезда» Николая Лебедева — фильм, принесший композитору все мыслимые отечественные награды за музыку в кино, а также Государственную Премию РФ.



Спекталь «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» впервые был поставлен в 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером «Звезды и смерти» был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим проектом. Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую (!) сцену мира рок-музыки с его жесткими ритмами, с одной стороны вызвали долгое неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз, после чего постановку все-таки разрешили). С другой стороны, спектакль сразу же побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хитпараде лучших грамзаписей.

Затем последовала опера-мистерия «Авось» (1979), известная широкому кругу публики как "Юнона и Авось". В ней соединились основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова — традиции русской духовой музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта — идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей любви и прощении. Первоначально музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного молитвослова и псалмов. Затем мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского "Авось" и тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского начал.

Ленкомовская "Юнона и Авось" (премьера — в 1981 году) заметно отличается от оригинального произведения, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», - «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию, сыграла театру и самой опере в ее новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек, с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история.

Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова — «Литургия оглашенных» — создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света… Опера была поставлена в камерном зале Театра Алексея Рыбникова в 1992 году.



Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке. «Литургия» обрела свой круг ценителей.

Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает работать с вдохновением и энтузиазмом. Последние несколько лет отмечены внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам «Эффект ириса» (Изгнанник, 2004), режиссера Н. Лебедева, кинокомедии "Заяц над бездной" (2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», картине «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «Волкодав из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «Отец» (2007) Ивана Соловова; «1612» (2007) Владимира Хотиненко и другим кинолентам.

В этот же период состоялась премьера Пятой симфонии композитора — «Воскрешение мертвых» (2005), для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков. Вокально-симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно в отчаяние (Первая часть — воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь — (Вторая часть — оплакивание всех погибших), в Третьей части — ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего судии и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно радость предчувствия вечной жизни — в Четвертой части.

В 2005 г. Алексей Рыбников отметил 60-летие юбилейным концертом в концертном зале им П.И.Чайковского. Дирижер - Марк Горенштейн. В этом же году театр Алексея Рыбникова представил мюзикл "Буратино" в Театре на Серпуховке, совместно со звездами московских театров Светланой Немоляевой, Александром Лазаревым, Анной Большовой.
В новогодние праздники 2006-2007 годов театр Алексея Рыбникова состоялась премьера VJ шоу "Красная шапочка" на сцене концертного зала «Мир», а в 2007 году - мюзикла для всей семьи "Буратино", совместно с рок-группой «Тайм-Аут». Мюзикл оказался грандиозным летним экспериментом, так как, несмотря на "мертвый сезон", за лето прошло 120 спектаклей.



В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения: Concerto Grosso «Синяя птица» — работу, навеянную пьесами Метерлинка, и «Северный сфинкс». В музыке последнего ощущается дыхание эпохи начала XIX века — времени правления Александра I, оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки крестьянских бунтов.

В 2009 специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы "Юнона и Авось", премьера которой прошла с грандиозным успехом 3 июля 2009 г. Уже на протяжении четырех лет "Юнона и Авось. Авторская версия" с тем же успехом идет на лучших сценах России и зарубежья.

Осенью 2012 г. театр Алексея Рыбникова представил в театральном зале Дома музыки спектакль "Аллилуйя любви", в который вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из популярных и всеми любимых фильмов. Постановка была высоко оценена публикой и музыкальными критиками.

Алексею Рыбникову удается принимать активное участие в разнообразных культурных проектах. Его общественная и творческая деятельность отмечены Православной Церковью (Рыбников был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского) и светскими организациями. Среди последних событий — присуждение звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф».

30 января 2013 года в концертном зале им П.И.Чайковского с огромным успехом прошел концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности композитора Алексея Рыбникова. В программе, исполненной Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки, прозвучали самые известные и любимые произведения Алексея Рыбникова, в том числе музыка к кинофильмам, ставшим легендарными. Зал чествовал композитора бурными овациями.
2013 г. стал плодотворным для Алексея Рыбникова, так как композитор готовит к постановке оперу "Живые картины времен Александра I по роману "Война и мир" графа Льва Толстого" .



На протяжении всего 2013 г. Алексей Рыбников, главный режиссер театра Александр Рыхлов и вся труппа вели напряженную работу над новой постановкой рок-оперы "Хоакин Мурьета", премьера которой прошла 9 и 10 июня 2014 г. на сцене Государственного Академического театра им.Е.Вахтангова .



Источник: www.alexeyrybnikov.ru



  • 1
Ира, спасибо!
Замечательный композитор, красивый человек ))
А музыка в фильмах - просто бесподобна!

Да, Маша, я сама зачиталась и много нового о нем узнала... )) И музыка, конечно, чудесная...

Спасибо! Я когда смотрела по ТК "Культура" концерт (по-моему, это был тот самый - к 50-летию творческой деятельности), вообще очень удивилась тому факту, что музыка, которую мы знаем и любим, из к/ф и песни прекрасные, - всё это он, Алексей Рыбников, а я даже и не подозревала его авторства. Знала только "Юнону" и "Хоакина Мурьету". Вот как бывает :)))


Edited at 2014-07-17 06:05 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account