ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Календарь Гелактики. 15 июля родился Махмуд Эсамбаев - патриарх танца.
скрипачка
singlesing wrote in gela_guralia
detail_01f07db3895a7c5e79acad14d2ca3dda

90 лет назад родился гениальный танцовщик Махмуд Эсамбаев. Его имя знакомо людям далеко за пределами нашей страны, ибо он обладал уникальным даром воплощать в танце характернейшие черты любого народа, любой культуры.

Девизом его жизни всегда было – помогать людям и не ждать за это благодарности. Фраза «доброта спасет мир» принадлежит ему. Махмуд всю жизнь протягивал руку помощи людям и хотел обогреть их теплотой своей души. Самое главное, каждый раз делая добро, он сам становился от того счастливее.Такие танцоры рождаются раз в 1000 лет. Во всем мире великие хореографы и танцоры - такие как Игорь Моисеев, Галина Уланова, династия Сухишвили давно это признали. Эсамбаев очень любил Россию и свой чеченский народ. Вспомним знаменитые слово маэстро: «У меня два крыла – Чечня и Россия». Без участия Махмуда Алисултановича не проходило ни одно значимое в Советском Союзе мероприятие. Концерты, фестивали, праздники, знаменательные даты, юбилеи, «Голубой огонек» — везде Махмуд был самым желанным гостем. И всегда он задавал тон, неоднократно просили его выступить на «бис».
m_esam_3

Родился будущий король танца в селении Старые Атаги Чеченской республики 15 июля 1924 года в семье чеченца Алисултана из тейпа Ишхой. Любовь к танцу у кавказцев в те годы прививалась еще с младенческих лет. Ведь людей, которые не умели танцевать, на Кавказе считали неполноценными.

Когда Махмуду было 7 лет, отец очень часто брал его с собой на свадьбы, где маленький танцор поражал всех своим талантом. Но мог ли кто-нибудь тогда предположить, что этот юнец прославится на весь мир. В те времена по селам и городам Северного Кавказа разъезжали кочевые цирки. В 8 лет Эсамбаев в составе одного из таких цирков начинает гастролировать по Чечне. Это вызывало ярость у его отца, так как он считал, что танцы – это не дело настоящих мужчин и так семью нельзя прокормить.

Вообще, складывается такое ощущение, что сама судьба вела его за руку к вершинам мастерства. Все, что происходило в жизни Махмуда, случалось «вопреки, а не благодаря». В 1934 году в Чечню приезжает Любовь Орлова и ей говорят, что есть мальчик, который просто превосходно пародирует ее. Конечно же, Орловой стало интересно посмотреть на него. Когда Махмуд спародировал ее, она очень долго смеялась и сказала, что у этого мальчика большое будущее. Именно встреча с цирком и Любовью Орловой укрепили в сознании маленького Махмуда ясное и четкое желание стать актером.
В 1939 году в возрасте 15 лет Эсамбаев поступает в Грозненское хореографическое училище и начинает участвовать в концертах Чечено-Ингушского ансамбля. В 1941 году начинается Великая Отечественная война. Махмуд в составе ансамбля уезжает на фронт, но во время выступления его ранят в ногу. Лечащий хирург тогда объявит ему, что он больше не сможет танцевать. Это был первый удар судьбы. Но, Эсамбаев не опускает руки и в 1943 году в Пятигорском театре оперетты ему предлагают сразу несколько ролей. Кстати, он был награжден «Орденом Отечественной войны» II степени.

В 1944 году приходит новая беда. Всю семью Эсамбаевых насильственно депортируют в Киргизию. Этого удара судьбы не перенесла его мать, она ушла из жизни. Отец тоже очень сильно заболел. Махмуд и здесь не сломался. Он упорно трудился и верил, что его звезда когда-нибудь взойдет.

В Киргизии талант молодого чеченца раскрылся в новой силой. 12 лет - вплоть до 1956 года, Эсамбаев является солистом Киргизского театра оперы и балета. До сих пор, в этой среднеазиатской республике его считают одним из основателей киргизского балета. Махмуд Алисултанович исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан». Кстати, именно здесь отец признал, что был не прав, когда противился выбору своего сына.

Позже сам Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии». Махмуд стал самым первым танцующим мужчиной в Киргизии, которому было присвоено звание Народного артиста Киргизской ССР. Хочется сказать, что он во всем был первым, ведь не зря в дальнейшем он станет Народным артистом еще 7 республик.

Наступает 1957 год и, начиная с этого времени, фортуна сопровождает его везде. Как раз в тот год в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи. Махмуд очень хотел попасть на него, но понимал, что средств на это у него нет. В это тяжелое для семьи время его поддержала жена Нина. Они продали все ценности, хоть и было их немного (ковер, швейная машинка), и он поехал покорять столицу. Конечно же, сейчас мало кто помнит о том, что ему пришлось спать на вокзалах и жить впроголодь, лишь случайная встреча с балетмейстером Большого театра Крамаревским, который был знаком с Эсамбаевым, помогла молодому таланту.

Дальше была победа в двух номинациях, золотые медали, слезы счастья родных. Лучше всех тот момент описала дочь Стелла Эсамбаева:«Я была маленькая, а мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, закричала: «Стеллочка, папа наш получил все!». Я как ребенок воспринимала тот момент, но я была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости. На самом деле, как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, то есть она была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой.

После фестиваля Эсамбаев решает расширить свой репертуар и начинает обучаться различным танцам народов мира. Самым сложным здесь является то, что мало исполнить танец технически, нужно прочувствовать его так, чтоб народ посмотрел и признал его своим. Вот, как описывает свое решение перейти в жанр народных танцев сам Махмуд Эсамбаев:

«Оставив академическую оперу, я двинулся в трудный и полный неожиданностей путь. Трудный оттого, что традиций сольного исполнения танцев разных национальностей у нас не существовало, и, потому, что работа танцора на концертной эстраде не легче, чем работа исполнителя большой партии в спектакле. Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие характера. Там он в окружении своих коллег, образующих живую среду спектакля. Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцор находится один на один с залом. И он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное, отношения к танцу как к истории человеческого характера. Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты. Поэтому я знаю, что профессиональной школы танцору мало. Его школой должна быть сама жизнь»

Предлагаю вашему вниманию интереснейший фильм, в котором сам Махмуд Эсамбаев рассказывает о своей жизни и главном её смысле - танцах.



Биографическая информация взята из блога Али Аскерова



?

Log in

No account? Create an account