ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
"Я тебя никогда не забуду", или Сага о любви и разлуке...
ira_pevchaya wrote in gela_guralia
"Но здесь должен я Вашему Сиятельству зделать исповедь частных моих приключений. Прекрасная Консепсия умножала день ото дня ко мне вежливости, разныя интересныя в положении моем услуги ея и искренность, на которыя долгое время смотрел я равнодушно, начали неприметно наполнять пустоту в моем сердце; мы ежедневно зближались в объяснениях, которыя кончились наконец тем, что она дала мне руку свою."
Письмо Н. Резанова Н. Румянцеву, 17 июня 1806 года.


file64019faguea18j87e90k_800_480

«Юнона и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. В названии спектакля использованы имена двух парусников, - «Юнона» и «Авось», - на которых совершала своё плавание экспедиция русского путешественника, графа Николая Резанова. В главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико).

В основу сюжета легла романтическая история любви Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии де ля Консепсьон Марселлы Аргуэльо. Николай Петрович Резанов, камергер двора Его Величества, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Прекрасно образованный и воспитанный командор сумел очаровать дочь коменданта крепости Сан-Франциско прекрасную Консепсию де Аргуэльо (Кончиту). Состоялось обручение. Свадьбу не предрешали, ибо достигнуто было соглашение: жених вернется в Петербург и испросит ходатайства своего императора перед папой Римским на искомый брак с католичкой. Сам Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что на это вполне хватит двух лет, после чего он вернется и они обретут семейное счастье. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

Спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. 28 октября 2000 года в Красноярске, на предполагаемом месте захоронения Н.П.Резанова на Троицком кладбище, состоялась панихида и открытие памятника. Памятник представляет собой белый крест, на одной стороне которого написано «Николай Петрович Резанов. 1764—1807. Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791—1857. Я тебя никогда не увижу». На панихиде присутствовал шериф г. Монтерея (Калифорния, США) Гарри Браун. Шериф развеял на могиле Резанова землю с могилы Кончиты, а взамен взял землю с могилы Резанова, чтобы развеять ее на могиле Консепсии де Аргуэльо.

Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание в 1970 году поэмы "Авось", которая позднее послужила основой для либретто рок-оперы. По воспоминаниям поэта, «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским. Разумеется, и поэма, и опера - это не документальные хроники. Как писал сам Андрей Вознесенский, "автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных..."

Для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. В либретто оперы поэт включил и стихотворение "Сага" ("Ты меня на рассвете разбудишь..."), написанное им в 1977 году. Поскольку термин «рок-опера» в то время был запрещен (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера».

Одна из рецензий 2006 года на спектакль театра "Ленком" "Юнона и Авось":
"«Юнона и Авось» – культовый спектакль не только для "Ленкома", но и для театральной Москвы не одного десятилетия. Он появился на свет в 1981 году и с тех самых пор вот уже более двадцати лет идет с неизменным аншлагом. Все в этом спектакле соотнесено безукоризненно: актерские работы, сценография, цвет, свет, ритм. Он до сих пор свеж и многозначен, умен и непривычно броско зрелищен. Слово и мысль, музыка и танец, сценические эффекты, рисунок мизансцен, пластика жестов, изящество костюмов – все слито в органичное единство. История любви русского путешественника, камергера, графа Николая Петровича Резанова и юной красавицы Кончиты, дочери испанского губернатора Сан-Фран­циско, словно создана для музыкального спектакля. Постановка Марка Захарова, соединившая поэму Андрея Вознесенского и музыкальное произведение композитора Алексея Рыбникова, стала сценическим сочинением с присущей только ему поэтической условностью, метафоричностью, полифонией. Наряду с этим в «Юноне и Авось», как ни в каком другом спектакле Захарова, звучит тема вечной России с ее неистовым, только ей свойственным лиризмом. Спектакль словно наполнен сильным, глубоким и живым дыханием, в чудесной романтической атмосфере которого перед зрителями разыгрывается красивая история любви". (Автор: Жанна Филатова)


Это, действительно, прекрасный спектакль, - одна из лучших постановок Марка Захарова. Сейчас в нем задействованы уже другие актеры, но популярность у зрителей по-прежнему не ослабевает.


"Юнона и Авось", в ролях: Николай Караченцов, Елена Шанина.

Романс "Я тебя никогда не забуду" со временем обрел самостоятельную жизнь, - вне спектакля и его сюжета. Он стал известен всей стране прежде всего благодаря трио "Меридиан".
 
На своих концертах часто пела этот романс и певица Жанна Рождественская, чей уникальный голос звучал во многих кино-хитах того времени. Среди исполнителей были Александр Маршал, Павел Смеян, дуэт "Smash" и многие другие...

Декабрь 2013 года. Финал второго сезона проекта "Голос". Поет Гела Гуралиа. Звучат первые слова: "Ты меня на рассвете разбудишь...". В отличие от театральной версии, у Гелы это - монолог, в котором сосредоточена вся боль человека, расстающегося со своей возлюбленной, и предчувствующего (знающего?), что это - навсегда. Я забываю о том, что это - сцена, вокруг которой переполненный зал, телекамеры, жюри... Я только чувствую эту боль, и одновременно, - огромную внутреннюю силу этого человека. Не только того, от имени которого поет артист, но и его самого - Гелы Гуралиа. Каждая нота тщательно пропета, каждое слово столь же тщательно и продуманно высказано. Возможно, Гела не связывает свое исполнение именно с историей любви графа Резанова и Кончиты, но когда он поет "Заслонивши тебя от простуды...", - я вижу, как бережно укрывает невесту своим плащом старающийся быть мужественным командор. "Не мигая, слезятся от ветра безнадежные карие вишни", - и я действительно ощущаю пронизывающий ветер, вижу тоску и отчаяние в карих глазах его невесты... Этому монологу невозможно не сопереживать. Равнодушным может остаться только тот, кто вообще не наделен этой способностью, - сопереживания.



Как я уже сказала, романс "Я тебя никогда не забуду" пели многие прекрасные артисты, в памяти навсегда останется и голос Николая Караченцова... Но сердце у меня замирает только тогда, когда я слышу, как поет эту сагу Гела Гуралиа. Какое счастье, что романс вошел и в его концертный репертуар. Каждый раз он звучит по-разному, пробуждая новые эмоции и чувства, неизменным остается одно - радость соприкосновения с тем, что называется высочайшим искусством. "Я ничего лишнего не делаю. Я стараюсь смысл песни передать голосом, звуком, - это самое главное", - сказал когда-то Гела. Романс "Я тебя никогда не забуду" служит ярким тому и примером, и подтверждением.


Орел. Видео: Алена П.

А это - моя любимая (на сегодняшний день) "версия":


Иваново. Видео : Елена Хлебникова.

"Для любви не названа цена —
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна..."


Спасибо, Гела!


Использованы материалы сайта: www.lenkom.biz



  • 1
Какая сегодня красивая история! Пока человек чувствует боль - он жив. Пока он чувствует чужую боль - он человек. Это, собственно, о способности сопереживать.... Спасибо, Ирина! Буду ещё читать и слушать - ещё и ещё...

Edited at 2014-07-08 02:33 pm (UTC)

Ира, спасибо! Починилась - и сразу такой подарок!)) Все послушала, сижу в треморе, пошла бродить по ютюбу, вот "Аллилуйю" третий раз слушаю. Надо иногда впускать в себя эти чувства... Гениальный спектакль, гениальная музыка, гениальный Захаров, гениальный Караченцов, да и все там - такие у них глаза, так все сошлось...
И Гела потом - из другой эпохи, из другого измерения... Сверху откуда-то... бесплотный дух, которому не суждено прикоснуться к земному человеку. А чувства - вечные...

Аня, Наташа, спасибо за отзывы. Я сама, пока пост писала, всю эту историю заново пережила. Действительно - все гениально. А Гела - на вершине...

Спасибо! Оперу видела по телевизору с Караченцевым. Он рвёт и мечет! Энергетика такая -(сцену сломать может). А Гелу больно слушать (на проекте) "Ты меняяяя... - тишина полнейшая - момент такой, что думаешь - зачем поёт - вдруг и правда...
На концертах лучше слушать. Спокойнее - никуда от нас не денется!)))

Караченцов очень органичен именно в спектакле. Т.е. там сама постановка требует подобной энергетики. Но в реальной жизни, я думаю, двое могут прощаться навсегда только так, как об этом поет Гела, - без крика, без ора, а если и с плачем - то молчаливым и тихим, скорее внутренним. Поэтому его исполнение и прошибает насквозь.

Ирочка, спасибо - за эту историю, за чистые эмоции, за искренность и любовь.

Спасибо, Маша!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account