ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Орбита Гелактики. Зинаида Серебрякова. Такая судьба...
anna_g wrote in gela_guralia
Странная у меня история получилась с этой художницей… Была на ее выставке 1 марта. Выставка была не тотальная, посвященная только французскому периоду ее творчества. Какое-то впечатление сформировалось, но после Гончаровой потрясения не случилось, показалось - как Луна после Солнца.... С постом затянула. Потом вспомнила, что не видела ее самые известные работы, которых на выставке не было, из основной экспозиции. Пошла в Третьяковку снова – уже в основное здание. Были с друзьями, заболтались, в конце спешили, просмотрела потом все фото – заканчиваются Врубелем, Серебряковой нет. Решила, что ее работы в здании ЦДХ – там искусство ХХ века. Еще месяц прособиралась – добралась. Прошла всю экспозицию - Серебряковой нет. Спросила смотрительницу – таки в Лаврушинском… Ладно, думаю, напишу по впечатлениям о выставке. А так как ничего уже не помню – сориентируюсь по фото. Открываю папку «Серебрякова» - она пустая… Нет, там есть здание, афиша выставки и фото подруги, с которой мы ходили. Картин нет. Сюр… Пробелов, правда, в номерах фоток тоже нет, значит там просто снимать не разрешили. Ну и что делать? Вот что значит - не случилось сразу контакта: столько беготни – и все мимо…

Но раз я обещала – буду восстанавливать по памяти, что получится…

Итак, Зинаида Серебрякова.


За туалетом. 1909. Государственная Третьяковская Галерея. Источник

Это – самая известная ее работа, она же – автопортрет.


Серебрякова, урожденная Лансере-Бенуа, наследовала традиции своей семьи, оставившей очень заметный след в мире искусства. Внучка знаменитого архитектора Николая Бенуа, дочь известного скульптора Евгения Лансере, ее мать Екатерина Бенуа также в молодости была художником-графиком, а дядя – Александр Бенуа – основателем и главным идеологом знаменитого художественного объединения «Мир искусства», в котором сияли звезды Дягилева, Бакста, Рериха, Сомова. Семейную традицию продолжили и ее братья, и ее дети – почти все потомки Бенуа нашли свое призвание в творчестве.

Зинаида родилась в 1884 году, с 1900 она уже учится живописи, сначала в художественной школе, затем – у портретиста О.Э. Браза (это его кисти принадлежит, в частности, самый известный портрет Чехова), путешествует в Италию и в Париж. В 1905 году она выходит замуж за своего кузена Бориса Серебрякова, и в ее жизни начинается самый счастливый и плодотворный период, которому суждено продлиться до смутного времени революции. В это время семья проводит много времени в поместье Нескучное под Харьковом. У супругов рождается четверо детей, и Зинаида полностью посвящает себя творчеству и семейному счастью. Именно тогда, играючи, почти случайно, она пишет свой автопортрет «За туалетом», который друзья-художники уговаривают ее представить на выставке объединения «Мир искусства», и где его приобретает для своей галереи Павел Третьяков. К этому же периоду относятся и другие ее завораживающие автопортреты, с которых смотрит счастливая и прекрасная молодая женщина.


Автопортрет в костюме Пьеро. 1911. Источник


Девушка со свечой. 1911. Источник

Два главных сюжета творчества Серебряковой в этот период – дети и сельская жизнь. Одни из самых знаменитых ее картин – портреты детей.


За завтраком. 1914. Источник

И «крестьянский цикл»


Жатва 1915 Источник


Беление холста 1917 Источник


Спящая крестьянка 1917 Источник

Тогда же Серебрякова увлекается красотой женского тела, у нее появляется цикл картин обнаженных натурщиц.


Баня. 1913. Русский музей. Источник

Революцию семья встречает в Харькове, где в 1919 году от тифа умирает Борис, и Зинаида остается одна с четырьмя детьми. Хрупкий карточный домик счастья начинает рушиться. Идеями авангарда, которые взрывают искусство предыдущего десятилетия, и которые, что не менее важно, востребованы и оплачиваемы новой властью, Зинаида не увлекается. Вынужденная кормить детей и пожилую мать, она подрабатывает рисунками для каталогов в археологическом музее, но для семьи настают тяжелые времена.


Карточный домик. 1919. Источник

В 1920 году они перебираются в Петроград, но благополучнее жизнь там не становится. Случайные заработки, за бесценок заказанные известной художнице портреты, существование впроголодь. В это время старшая дочь Татьяна начинает заниматься балетом при Мариинском театре, и Зинаида часто бывает за кулисами, а также приглашает домой девочек-балерин, которые бесплатно ей позируют. Так появляется серия «балетных» картин.


В балетной уборной (Большие балерины) 1922 Источник


Балетная уборная (Снежинки) 1923. Источник

В 1924 году Серебрякова получает заказ на панно в Париже через дядю-мирискусника Александра Бенуа, который к тому времени уже там обосновался. Она едет работать на время, но вернуться уже не удается. Двоих детей получается переслать к ней в 1925 и 1928 годах благодаря вмешательству Красного Креста, двое – навсегда остаются в России с бабушкой. С дочерью, оставшейся в России, они увидятся только 36 лет спустя, в 1960 году. А пока еще есть возможность, они переписываются, безумно скучают, Зинаида шлет им все заработанные деньги.

Именно картины парижского периода и привезли к нам на выставку в Третьяковской галерее, с которой я начала. Так что о следующих работах повезло составить представление лично.

В Париже дела у Серебряковой идут немногим лучше, чем в России. Приверженка реалистической манеры письма, она и здесь находится не в тренде основных художественных тенденций. Художница называет работы этого времени «этюдами» и отмечает их незавершенность. Отчасти от постоянной нехватки средств на дорогие холсты и краски, отчасти стремясь к быстроте исполнения, она работает преимущественно пастелью и темперой, и достигает в этой технике виртуозности. Поначалу она еще использует привычные сюжеты, идеи которых вывезены из России, так появляются картины обнаженных, продолжающие традицию «Бани».


Баня. 1926. Фрагмент триптиха. Источник

Но постепенно французские реалии проникают в ее творчество. Художница черпает вдохновение в путешествиях по французской провинции, пишет этюды и портреты, много работает в своем любимом жанре изображения женских фигур.


Крыши Версаля. 1924 Источник


Булочница с Рю Лепик 1927 Источник


На пляже. 1927. Источник


Портрет дочери Кати. 1929. Источник


Терасса в Коллиуре. 1930. Источник


Торговка овощами. Ницца. 1931. Источник

Самым успешным периодом творчества Серебряковой в эмиграции становятся короткие поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах. Экзотичность, яркость, восточный колорит, ворвавшиеся в жизнь художницы наполняют ее стремительные марокканские наброски новым вдохновением и энергией. Марокканский цикл выставляется во Франции и собирает прекрасные отзывы. От себя добавлю  - это действительно был самый интересный зал экспозиции. Такое чувство, что в художницу вдохнули вторую жизнь, это снова картины радостного и свободного человека, не обремененного ежедневными мыслями о хлебе насущном.


Марракеш. Стены и башни города. 1928. Источник


Марракеш. Вид с терассы на горы Атласа. 1928. Источник


Марокканка, сидящая на площади в Марракеше. 1928. Источник


Водонос. Марракеш. 1928. Источник


Лежащая марокканка. Марракеш. 1932. Источник


Девушка в розовом. Марракеш. 1932. Источник

Зинаида Серебрякова продолжала работать еще на протяжении многих лет, до 60-х годов, в основном как портретист, хотя среди ее работ было много натюрмортов, пейзажей и ню.


Рыба на зелени. 1935. Источник

В Европе ее выставки проходили неоднократно, но в России ее зарубежное творчество было почти неизвестно. Лед растаял во время оттепели, когда в 1965-66 годах в Советском Союзе была организована выставка работ художницы, которая экспонировалась в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится очень популярной в России, а ее альбомы печатаются миллионными тиражами.


Автопортрет. 1956. Источник

Сейчас память о творчестве Серебряковой бережно хранит Фонд имени художницы, руководимый дочерью и любимой моделью Зинаиды Серебряковой – Екатериной, которой в июне 2013 года исполнилось 100 лет.

Такая судьба…


  • 1
Ух, красота какая! Если выразить своё впечатление одной фразой, то это будет: "В здоровом теле здоровый дух!" :)
Ещё заметила, что у неё в каждой работе - либо солнце присутствует, либо другой источник света. Изумительно подсвечена кожа моделей, поэтому выглядит такой живой, тёплой и реальной.

Да, здоровое тело она воспела)) А сколько у нее женских фигур ню - это целые циклы, я просто не стала выкладывать...

Спасибо, Анечка, очень понравилось! Действительно, удивительно светлые картины, наполненные солнцем и воздухом. Особенно портреты хороши....

Пожалуйста)) На портретах она специализировалась, она училась этому и этим зарабатывала. В ее парижский период они составляют львиную долю работ, во всяком случае из тех четырех сотен картин, которые я просмотрела)) Что интересно, встретила мнение, что она - "художник одного лица" - всем моделям она добавляет неуловимое сходство с собой - где-то миндалевидные ясные глаза, где-то особую улыбку... И очень много рисует своих детей - особенно Екатерину.
Мне еще удивительно, что она совершенно не подверглась влиянию абстракционизма и тому подобных актуальных течений, осталась в своем мировосприятии. Очень по-женски традиционалистском, я бы сказала...

Вот, наверное, тем мне и близка, - по-женски традиционалистским мировосприятием и нежеланием подвергаться чужеродному (ей) влиянию....)))

Я не сомневалась в тебе))

Спасибо, интересно. Первая картина очень известная. а вообще картины очень разные, и не подумаешь, что одной художницы:) Познавательно

Всегда пожалуйста)) Ну про разные - я бы ответила так же, как отвечала на то же соображение в посте про Гончарову - это надо сравнивать с другими художниками. Тогда видно, что это одна рука.

(Deleted comment)
О, да... Именно земная. И не скажешь - не поднялась над этим, или не удостоила...

Хорошо помню, какое яркое впечатление произвели "За туалетом", «За завтраком» и еще несколько работ, увиденные когда-то воочию. Все, как здесь писали - свет и воздух, лучезарный взгляд, красота формы... Сейчас вот еще картины из балетной уборной понравились и Марокканская серия очень.)) Автопортрет еще интересен… глаза особенно, в которых мир такой теплый и жизнерадостный. Спасибо за прекрасный пост и за напоминание о З.Серебряковой!

Пожалуйста)) Действительно - теплое напоминание о классике...

Классика, конечно... Но не все так западает (особенно, когда сразу много всего смотришь), а Серебрякову вот помню.)) При всей классичности она ярко свой взгляд прописывает, мне это нравится - наверное понимание красоты схожее (формы, пропорции, цветосочетания...). Иногда кажется, что опоры недостает... но, может, не всем глубину писать?..

Вот точно - она как-то о простой жизни, без экзистенциальных высот... или глубин...)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account