ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Наталия Гончарова - амазонка русского авангарда
anna_g wrote in gela_guralia
Ко всем моим постам про живопись надо делать подзаголовок - "Записки восхищенного дилетанта". Это я оправдываюсь на случай наличия среди читателей людей с более глубокими познаниями, которых могут коробить выражения чувств, вызванных вечным, в терминах "залипла", "зависла", "потрясающе!", "зашло через подкорок", да и просто "Вау!"))) Я, конечно, стараюсь не злоупотреблять, но иногда тезауруса не хватает, увы...

Наталию Гончарову я открыла для себя благодаря выставке в Третьяковке этой зимой. И так ее мироощущение совпало с моим, что она сразу и безоговорочно вошла в пятерку моих самых любимых художников... Бывает. Я здесь расскажу о ней по следам этой выставки, так как экспозиция была на редкость всеобъемлющей и информативной. Гончарова – изумительная художница, с настолько позитивным мировосприятием и щедрым даром, что мощная энергетика ее картин пронизывает насквозь и заряжает оптимизмом на долгое-долгое время. Во всяком случае, я была на выставке уже несколько месяцев назад, но приятное послевкусие, и даже восхищение, никуда не делось.


1922. Испанки. Источник

Несколько слов об авторе.
Имеет славу одной из ярчайших звезд русского авангарда и самой дорогой русской художницы. Родилась в 1881 году, дворянка, в родстве с женой Пушкина Натальей Гончаровой и математиком Пафнутием Чебышевым. Начинала творить в России, в первом десятилетии XX века. Это бурный и плодотворный период в становлении русского авангарда, в который Гончарова вместе со своим мужем Михаилом Ларионовым, также известным художником-авангардистом, внесла немалую лепту.

Ее работы становятся известны в 1908 – 1910 годах после участия в трех выставках «Золотое руно», где они были представлены наряду с полотнами Сезанна, Гогена, Ренуара, Пикассо и Матисса. В конце 1910 года 33 ее картины занимают видное место на выставке «Бубновый валет», в 1912 году 54 работы участвуют в следующей авангардистской выставке «Ослиный хвост». В 1913 году проходит персональная выставка художницы, на которой экспонируются уже более 750 ее работ. В 1914 году на пике славы Гончарова оформляет для Дягилева постановку «Золотого Петушка», благодаря чему через год пара перебирается в Париж для постоянного сотрудничества с «Русскими сезонами». Больше они в Россию не возвращаются. Прожила художница долгую и плодотворную жизнь и умерла в Париже в 1962 году.

Несмотря на сменяющее друг друга влияние различных стилей, школ и течений, творчество Гончаровой абсолютно уникально и узнаваемо. Это яркая смесь, в которой соединились и русские традиции лубка и иконописи, и западные откровения импрессионизма, и идеи авангардных течений кубизма, футуризма и лучизма.

Пойду по тематическим циклам. А так как я под впечатлением, проиллюстрирую щедро))

Русский период. Пейзаж – вроде бы и камерный по настроению, но с живой, сочной, притягательной цветовой палитрой.


1908 – 1909. Фруктовый сад. Источник


1907-1908. Рябина. Панно близ Вязьмы. Источник


1907-1908. Пейзаж с красной землей. Источник

Крестьянский цикл.


1908-1909. Стрижка овец. Источник

Религиозные композиции – очень смелые и неканонические, но одновременно проникновенные и исполненные обращения к традиции.


1910. Венчание богоматери. Источник



1911. Евангелисты. Источник

Энергетический центр выставки – феерический цикл «Жатва», собранный из разных музеев мира впервые после 1913 года.


1911. Феникс. Жатва. Источник


1911. Дева на звере. Жатва. Источник

И рядом – тропическое буйство.


1911. Лев. Источник


1911. Павлин под ярким солнцем. Источник


1910. Попугаи. Источник

Дивные декоративные и жизнеутверждающие натюрморты: ранние…


1909. Букет и флакон красок. Источник

… и более зрелые


Начало 1920-х. Чертополох. Источник

А между ними – работы для театральных постановок, в том числе для Дягилева…


1914. Эскиз декораций к опере «Золотой Петушок». Антреприза С.П.Дягилева.

…и период экспериментов с кубизмом, футуризмом и беспредметной живописью:


1913. Письмо. Источник


1913. Пустота. Источник


1920-1922. Цикл «Купальщицы» (на левой стене). Источник

И еще одна авангардная тема Гончаровой – лучизм, направление, основанное ее мужем, проходит через всю ее жизнь. Начав в 1910-х, она пишет в этом стиле и полвека спустя.


1950-е. Лучистский пейзаж. Источник

И, наконец, испанский цикл. Впервые побывав в Испании в 1916 году, Гончарова очаровывается и вдохновляется образом женщины в мантилье на долгие годы. Этот образ она пишет многократно, и он претерпевает эволюцию от кубизма до неоклассики, но не теряет своей прелести и притягательности. Один из центральных элементов экспозиции - чудесный полиптих «Испанки», собранный воедино впервые после 1926 года, и еще несколько дивных работ.


1-я половина 1920-х. Испанка с веером. Источник


1932. Весна. Белые испанки. Источник

Ох, просмотрела сейчас все снова, и опять меня наполняет мощная энергия цвета, восхищение силой и смелостью высказывания. Обожаю!


  • 1
Аня, как я рада! :)) Должна сказать, это то, чего мне давно и явно не хватало ))Просто взяла и выплеснула ярких красок нам на белый холст. Главное - щедро! ))
Интересно, чем объясняется такое стилевое разнообразие? Тем, что долго прожила - всё хотела попробовать? )) Надо же, от тончайших испанских кружев, до, практически, папаши Руссо! :)))

Не только в долгой жизни дело, я думаю. Вся эта эволюция стиля прошла лет за 15 максимум - в основном в 10-х - начале 20-х годов - такое было фантастически творческое время, просто слом творческих эпох, выплеск магмы на разломе. Я сейчас вообще поддалась энергии авангарда, чем больше погружаюсь, тем больше убеждаюсь, что все самые яркие его творцы как раз в этот период и создали все это феерическое разнообразие. А у Гончаровой все равно стиль уникальный, ее собственный, просто примеряет форму того или иного течения.
А про "выплеснула" - так там не остановиться...))) На выставке около 400 работ было, я бы все утащила...

Edited at 2014-05-20 05:21 pm (UTC)

Ань, я не слишком навязчива? :)) Правда не понимаю! Взять букет чертополохов, к примеру, и "Пустоту"....... Что общего?

Не, ты что)) Если я скажу, что цвета, энергия, личность автора - наверное это ничего не объяснит... Просто если посмотреть других художников этого периода, то сразу понятно, что эти работы - именно ее... Вот такой я доморощенный искусствовед)))
Потом просто идешь где-то по музею и, не зная картины, угадываешь автора. Вот у меня сейчас в Питере так с ней было.

Я поняла тебя )) интенсивность цвета, может быть? То есть было так - ты шла и угадывала, не зная автора? Это может быть, когда много "насмотрено" и есть определённый опыт! Это так же, как угадываешь композитора, слыша произведение незнакомое ))

Не специально так развлекалась, просто входишь в зал и понимаешь - вон Малевич, вон Кандинский, вон Гончарова. Ну немного, да, до того было насмотрено)) Но я не претендую...)))

А я когда была в Третьяковке (в старом здании), то сначала не чуяла под собой ног, бегала (времени было мало). А потом, с каждым залом, мне чего-то становилось всё хуже и хуже. Я реально чуть не грохнулась в обморок! Я впечатлительная :))))

Бегом в больших музеях вообще тяжело, не столько физически, сколько эмоционально. Надо день закладывать и делать перерыв, кофе там попить, сейчас кафушки везде есть, посмотреть полчаса на белую стену))) Все же хочется через себя пропустить, такое переполнение накрывает... Надо по нескольку раз ходить, это точно...

Эмоционально перебрала, да! Ты абсолютно права. Я это,конечно, понимала, что набегом такие дела не делаются! Но вот так..... Собственно, опять же, индивидуально всё. Коллеги мои не только обошли основную экспозицию, но и иконопись ещё охватили!!! :)))))

С иконописью мне не везет хронически. Нигде. Ни разу на нее не хватило. Причем в Третьяковке в последний раз - просто времени - они закрывались((( Надо отдельно ставить задачу...

Так ведь смотрят по-разному.... Можно и Эрмитаж за день пробежать, толку то...)))

О, я как раз на майские пыталась... Точнее, цели на него весь я сразу не ставила, в планах была определенная часть, половина где-то... Нет, нереально. Еще с мужем разругались, он как собрался среди греческих амфор зависнуть, я уже конкретно на свой маршрут направилась...

Edited at 2014-05-20 07:11 pm (UTC)

Спасибо, Аня! Не могу сказать, что все - мое, но натюрморты, лучизм и испанский цикл очень понравились. Действительно, жизнеутверждающе, позитивно и ярко!

Жизнеутверждающе - ключевое слово здесь, как мне кажется. Не удивилась, что тебе ближе более утонченные произведения))

(Deleted comment)
))))))) Катя, чертополох, между прочим, очень жизнестойкое растение! Жизнеутверждающее!
Расцветёт где-нибудь на свалке, например, и - красив!
и Пустота, она на самом деле не пуста. Она - начало! :)))

С Пустотой согласна. Именно в ее интерпретации. Вот вариант безначального:



Edited at 2014-05-20 08:04 pm (UTC)

(Deleted comment)
Катюш, ну что же ты все в пустоте-то... Не угодишь на тебя, такой гороскоп - хоть под твоим знаком перерождайся, а ты все по колючкам... Ежик.

(Deleted comment)
Еще неделя. У меня он всегда на последней неделе сбывается, весь месяц сижу, думаю - что за фигню написали, и тут каааааак шарахнет... Жди!

(Deleted comment)
Иногда я думаю, что пустота - это прекрасно. И окунуть руки, охладить лицо в "прохладном сумраке аметистов" может быть таким счастьем, когда обожжешься оранжевым...
Действительно, хорошо, что в ней, как в жизни, все есть...

Если гора не идет к Магомету...))) А мое-мое - это Лев и Феникс... И тоже - Пустота. Сейчас. А там - Чертополохи и первые пейзажи... Еще тогда сразу к Письму прониклась, оно - именно умное. И тетки-купальщицы - шикарные, жалко нет фронтального ракурса, но они бы никак не влезли... А еще... еще... Нет, говорю же, все 400 картин бы стянула...
Я потом на Серебряковой была - совершенно иная энергетика, они как Солнце и Луна. Я просто не могла найти, за что уцепиться, а подруга - спокойная, рассудительная - ей ближе было... Может, напишу на следующей неделе, надо досмотреть ее еще кусочек в другом месте, вот в пятницу надеюсь...

(Deleted comment)
А у меня сейчас как раз оранжевое самоощущение... С Серебряковой - после пятницы, если получится, что я планирую.

Аня, спасибо! Интересная история, интересные работы.))) А выставка была собственных работ Третьяковки или привозная? И откуда тогда? Такое ощущение, что некоторые работы ее я видела, но автора вот не знала... Знакомлюсь)
Особенно нравятся картины, где красота передана в красках - Павлин, Лев и др., пейзажи тоже. Авангардизм же мне не дается (не только у Гончаровой)... Хотя вот "Испанка с веером" - видимо, исключение, нравится.))


Edited at 2014-05-20 09:06 pm (UTC)

Выставка, конечно, сборная. Даже, я бы сказала, сложносборная. Она же вторую половину жизни во Франции прожила, там сколько осело, потом она продается отлично - я там упоминала, что она самая дорогая русская художница - нет, это со всего мира привезено было. Полиптихи собраны воедино впервые чуть ли не за сотню лет. Последняя похожая по масштабу выставка была у нее в 1913 году))) Это такое событие!
Да, краски - ее все...

Edited at 2014-05-21 05:22 am (UTC)

Очень познавательный и красочный пост.
Спасибо, Аня! ))

Всегда пожалуйста))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account