ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
Healing voice или размышления о психотерапии
Кот
visoni wrote in gela_guralia
Эпиграф (взято с ФБ)
Елена Шмидт "Добрый вечер, девчата! Случай из реальной жизни.
Сегодня встречалась за чашкой кофе с подругой, она - классный психолог
и психотерапевт (по образованию и призванию), так как люди занятые,
встречаемся не часто, поболтать о том, о сём.
И тут я спрашиваю:"Галчонок, хотела у тебя проконсультироваться по
поводу воздействия музыки на струны души...". Не успеваю закончить,
как она, с пониманием на меня глядя, сочувственно спрашивает:"Гуралиа?"


Примерно с декабря 2013 года в российских соцсетях нарастает напряжение в поисках ответа на вопрос "В чем феномен Гелы Гуралиа, почему его голос так на меня действует?". Люди пишут о катарсисе, о том, что они не могут не плакать, слушая как поет Гела, и такие его песни - их самые любимые. Другие описывают свое состояние словами "я улетаю, это космос!". Подавляющее большинство испытывает необходимость регулярно переслушивать песни Гелы, а количество его поклонников все растет и растет.

В обсуждениях высказывается огромное количество версий, основанных на личных впечатлениях, ощущениях, ассоциациях, знаниях. Одни отмечают, что именно духовность, присутствующая при исполнении Гелой Гуралиа музыкальных произведений, побуждает слушать его снова и снова. Другие слушатели стремятся найти разгадку секрета певца в уникальных вокальных данных и технике.

Недавно появилась еще одна интересная версия, предлагающая свое объяснение необычной притягательности голоса Гелы для слушателей. Ее суть такова: голос и манера исполнения песен Гелы обладают лечебным психотерапевтическим воздействием.

Идею подала уважаемая lifting, которая, в подтверждение ее, написала на ФПК следующее:
"В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента."

Именно это свойство голоса Гелы Гуралиа подчеркнул в одном из своих высказываний о певце, писатель Владимир Мальков: "На мой взгляд, его голос, ... ярко и выразительно сконцентрировал в себе некий загадочный образ человеческого преодоления и пронзительную боль, рожденную в рамках этого мистического процесса".

То есть получается, что люди, описывающие свои слезы, боль, потрясение, ощущение "отлета", катарсиса, очищения, случившиеся, когда они слушали Гелу, описывают свое ... исцеление. И, конечно, они испытывают потребность это пережить снова и снова, чтобы исцелиться еще больше!

В наше время большинство взрослых людей живут в состоянии постоянного стресса. Мы все куда-то бежим, суетимся, срочно что-то решаем, нервничаем, конфликтуем, устаем и снова бежим... Регулярные посещения психотерапевта доступны, по разным причинам, немногим. В церковь тоже далеко не все ходят. Скапливающее напряжение, тем временем, превращается в привычное дурное настроение, неврозы, депрессии. Но душа просит освобождения и, когда ей предоставляется такой случай, мы сами изумляемся и не понимаем что происходит.

В статье "Зов" наша ar_korka как раз описала произошедшее практически помимо ее воли внутреннее очищение:
"...сколько ж убогого хлама пылилось по углам! Казалось бы - выскочи обратно, не трогай ничего, пылищи-то сколько!Но нет, он не сдался - энергичными пинками прогнал все недоверчивое и усмехающееся, все постное и нудное, все серое и замшелое, вычистил все углы и отполировал до блеска. И поселился..."

****************************

Для справки: плакать - это очень полезно для здоровья!
Вот только некоторые факты:
- Исследования показали, что дети с заболеваниями, затрудняющими выделение слез при плаче, часто не способны справиться с эмоциональными стрессами.
- секрет глазной железы содержит психотропные средства, уменьшающие чувство напряжения и тревоги. Именно по этой причине, чувствуя переутомление, злость или страх, мы иногда предпочитаем пожалеть себя и немного всплакнуть. В результате нам становится гораздо лучше.
- Сдерживая себя и накапливая отрицательные эмоции, люди страдают язвой желудочно-кишечного тракта, гипертонией и сердечно-сосудистыми заболеваниями в десятки раз больше.
- Кроме того, накопление отрицательных эмоций приводит к тяжелым расстройствам нервной системы, к депрессивным состояниям, выход из которых некоторые ищут в самоубийстве.
- В ответ на стресс в организме вырабатываются очень вредные вещества – лейцинэнкефалин и пролактин. Они разрушительно действуют на организм, а покинуть его могут только со слезами.
- Слезы нормализуют кровяное давление, обладают антистрессовым и антибактериальным действием, способствуют заживлению травм. У поплакавшего человека снижается вероятность заражения инфекцией, поскольку усиливается сопротивляемость организма
.

  • 1
два месяца уже ищу ответ на этот вопрос, почему же и как действует на меня голос Гелы, его пение. и вот , что нашла:
поделюсь некоторыми цитатами здесь:

"Еще один способ терапевтического применения гармо­ник — резонансное воздействие на мозг. Мне часто при­ходится слышать от людей, занимающихся обертональ-ным пением, что в момент создания вокальных гармоник они ощущают в голове вибрацию, а иногда, закрыв глаза, видят свет. Некоторые из них даже утверждают, что четко чувствуют, как разные гармоники вызывают резо­нанс в различных зонах мозга. Подобные ощущения в процессе обертонального пения переживал и я. Возмож­ность использования вокальных гармоник для стимуля­ции тех или иных участков мозга интересовала меня из­давна. Я узнал о ней в 1984 г. из записанной на пленку лекции Пир Вилаят Хана, посвященной врачеванию при помощи звука.

«Как-то раз, — говорил Пир Вилаят, — я побывал в го­стях у немецкого композитора Штокгаузена. За ужином он продемонстрировал мне свое удивительное искусство обер­тонального пения. Ему удалось пропеть двадцать восемь обертонов, чистых, как звон колокольчика. Господин Шток­гаузен объяснил, что, производя обертон, он сосредоточи­вается на определенной точке в мозгу над верхним нёбом; и чем выше обертон, тем выше расположена соответству­ющая точка.

Мне пришло в голову, что при помощи вокальных гармо­ник можно создавать резонанс в различных областях моз­га — например, в гипофизе. Резонанс немедленно акти­визирует его работу, и гипофиз начнет выделять гормоны. Однако этот процесс необходимо строго контролировать: ведь бессистемное возбуждение гипофиза может нанести организму непоправимый вред. Крайне важно знать, к выработке каких гормонов приведет резонансное воздей­ствие. Будут ли это гормоны роста? Или половые гормо­ны? Или какие-то иные? Таким образом, на деле все ока­зывается гораздо сложнее, чем на словах. Однако моей целью было лишь предложить вам направление научных разработок, которые, хочется верить, уже в следующем десятилетии принесут достойные плоды».

Так-так. Вот это как раз близко к тому, о чём я думаю.Что в голосе Гелы есть частоты, которые вызывают определённые резонансные колебания в организме. И сила и направленность этого воздействия определяется изначальными настройками каждого конкретного организма. Другое дело, что я не могу понять, почему раньше, судя по всему, его голос не производил такого впечатления на слушателей. Может быть, что-то в нём прибавилось с возрастом?


не, очевидцы ресторанного периода же рассказывали - что его выступления очень тепло принимались, люди не жевали, грубо говоря, а слушали.
Думаю воздействие было уже и тогда, просто не на такой широкий круг людей.
+ репертуар конечно тоже имеет значение.

А еще те, кто оценили в свое время должным образом, к сожалению, не были продюсерами...

(шёпотом - а может и к счастью ))

Не исключено. ))) Всему, действительно, свое время.

продолжение: еще цитата
"Внутри каждого человека звучит музыка. Древние считали, что музыка родилась вместе с сотворением мира. Все в мироздании соткано из звуков. Если прислушаться, то это - звуки музыки.

Наука с доисторических времен накопила огромный опыт влияния музыки на человека. Еще в ветхозаветные времена люди поняли, что музыка воздействует не только на психику, но и на все системы организма. Но, что еще более необыкновенно, музыка влияет на духовную сущность личности. Недаром в православных храмах используется хоровое пение, в католических - органная музыка, в мечетях Коран читается нараспев.

Любую музыку человек «слушает сердцем». Сидя в концерном зале, человек внимает симфонии, и эта «внешняя» музыка находит отклик в его сердце, тогда у зрителя появляется состояние удовлетворения, даже счастья.

Почему истинные ценители предпочитаю классику - Моцарта, Бетховена, Вивальди? Классическая музыка ненавязчива. Она не подчиняет себе слух и волю человека. Она - как шелест листьев, она рядом. Если хочешь ее услышать, то услышишь, если нет - она тебе не мешает. Она не агрессивна, не сумбурна. Мелодия классических произведений естественна для организма, органична для слуха.

Ученые давно исследовали тему звуков музыки. Оказывается, звуки определённой тональности вызывают в человеке адекватные состояния - меланхолическое, возбужденное, спокойное, напряженное, радостное, грустное. Почему? Любой звук - это вибрация. Каждый орган, каждая клетка нашего организма также вибрирует, причем все имеет свою определенную частоту. Когда частота вибраций музыкального произведения и частота организма совпадают, то организм резонирует, то есть откликается на это музыкальное произведение. И данная музыка как бы подпитывает организм энергией. Тогда тело испытывает состояние комфорта, а человек чувствует наслаждение.
отсюда: http://sevotkroveniya.ucoz.ru/index/muzyka/0-11

ну и последняя:
"Мы с моими коллегами обнаружили такую интересную вещь: эмоции влияют на человеческий голос, и он, в свою очередь, меняет обертоновый состав. Он, под стать рок-звуку, теряет гармоничность до 10 %. Негативное воздействие основано на том же механизме, что и позитивное. Например, к Вам приходит человек, он внутренне к Вам не расположен и пытается скрыть это, поскольку хочет продать Вам какую-то вещь. Он говорит Вам ласковые, учтивые слова, но при этом в его голосе звучит фальшивая нота. То есть обертоны принимают несвойственное им положение. И Вы, если у Вас хороший эмоциональный слух (термин введен мною в науку в 1985 г.), почувствуете, что этот человек говорит неправду. Но есть люди удивительно гармоничные, они здоровые психически, физически и расположены к людям. К тому же они владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, как целительный бальзам, как прекрасная музыка. Исследования показывают, что эти звуки гармонизируют и Вас. Вам хочется слушать и слушать этого человека и общаться с ним. Такие удивительные голоса были у актеров Сальвини и Качалова. Классическим образцом, который признан во всем мире, является голос нашего соотечественника Ф.И. Шаляпина. Одна шведская газета писала о нем: “Мало людей обладают таким обаянием, как Шаляпин. В его существе живет странная волшебная сила, и когда он говорит, его голос звучит подобно оргáну…” Когда он первый раз готовился выступить в театре La Scala – это пробный камень всех лучших певцов – и спеть Мефистофеля, к нему пришла клака (группа людей, которые требуют денег за то, что будут создавать певцу атмосферу успеха). В противном случае они грозятся забросать гнилыми помидорами. Шаляпин прогнал их в шею, и клака готовилась его прокатить и освистать, но, когда закончилась первая ария легендарного певца, воцарилось молчание. А затем разразился шквал аплодисментов. И клака ничего не могла поделать и оставила гнилые помидоры. Были скуплены все цветы вокруг театра и брошены на сцену к ногам Шаляпина. С этого времени ему открылась дорога на лучшие сцены всего мира"

"Но есть люди удивительно гармоничные, они здоровые психически, физически и расположены к людям. К тому же они владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, как целительный бальзам, как прекрасная музыка. Исследования показывают, что эти звуки гармонизируют и Вас. Вам хочется слушать и слушать этого человека и общаться с ним."

Ну вот, похоже, нашлось прекрасное объяснение феномену Гелы Гуралиа.))

Visoni, Zlata, спасибо! Все, о чем говорится выше, всегда мною подспудно ощущалось, только я, разумеется, никогда не сумела бы все это вот так разложить по полочкам. Я-то проще выражаюсь, объясняя, почему мне так нравится та или иная музыка или чье-либо пение: "Моя душа настроена на ту же тональность". А вот это точно про Гелу: "Есть люди удивительно гармоничные, они здоровые психически, физически, и расположены к людям. К тому же они владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, как целительный бальзам, как прекрасная музыка, etc.". Добавим к этому духовную составляющую и глубокое внутреннее содержание, - и мы, пожалуй, приблизимся к разгадке феномена Гелы Гуралиа.

Syringa, мыслим в унисон! ))))

Ирина, точно!)))

Оказывается, всё уже давно изучено до нас, а мы который месяц голову ломаем!)))

Наконец удалось вдумчиво почитать эту статью. Настя, спасибо за попытку копнуть поглубже. Мне самой ближе и понятнее рациональная точка зрения на природу вещей, и я интуитивно лучше приемлю такое объяснение феномена влияния Гелы, чем духовные и эзотерические искания.
Лада, замечательное продолжение темы. У меня вопрос - а первая и третья цитаты кому принадлежат? Известный психотерапевт? Просто интересно, кто профессионально занимался влиянием музыки на психику...

(Deleted comment)
почему подавляющее число поклонников - женского пола? ))

(Deleted comment)
вот и я спрашиваю.
Обычно же лекарства оказывают воздействие на человека, независимо от пола (ну, кроме там гормонов )

(Deleted comment)
почему? дайте физиологическое обоснование Cмайлики для блогов ЖЖ и форумов

наверное, это связано с материнскими инстинктами, мать может проснуться от малейшего звука ребенка, а отец будет спать, и еще у мужчин развит больше головной центр, ум, логика, а у женщин сердечный центр, короче, женщины чувствительнее, чем мужчины.

А может там и есть выработка гормонов? Того же эндорфина? Может от пола еще какие-то физико-химические особенности зависят? Может мужчин больше вставляет адреналин там, тестостерон? Почему их на мясню всякую тянет, кровь, кишки, стрелялки? (Если что - я даже близко не химик и не биолог, правда не знаю)

Адреналин и эндорфины, насколько я знаю, к полу не привязаны.

НО

в связи с этим вспомнила, не так давно читала- оказывается звуки из боевиков специально подбираются под мужские уши. Именно они и любят звуки: вертолета, реактивных двигателей, рев автомобилей и скрежет тормозов , шорох покрышек, звуки выстрелов (самых разнообразных), и т.д.
Наверное тоже вырабатываются гормоны ))
Женщины к таким звукам равнодушны, и вообще зачастую их не замечают
Что касается меня - это правда. Только после этой статьи я прислушалась к стандартному боевику - и обнаружила там огромное множество этих "вкусных" звуков.

Так что... приближаемся , приближаемся...
Сейчас Натали Джазз свой диплом закончит - а мы ее за диссер усадим ))

есть такой удивительный человек музыковед Михаил Казиник, у него много замечательных познавательных лекций и,в частности, много говорит о влиянии музыки на душу , на здоровье.. вот ссылка на одну:
https://www.youtube.com/watch?v=4q_la0KdWb4

Большое спасибо всем за теплые слова! Очень приятно!

По поводу последних тем в комментах.
Есть множество предположений:
1. разный порог социально сформированной (не природной) чувствительности у мужчин и у женщин. Например, по поводу рыданий: если что-то вызывает желание заплакать, то женщина сделает это легче и быстрее, чем мужчина. Так как в нашей культуре распространена установка, что мужчины плакать не должны. Но плач это тем не менее, для человека любого пола - это критерий оценки воздействия. То есть и мужчина, и женщина, если плакали, оба скажут, что впечатлило сильно. Но мужчина, если не плакал, то есть не разрешил себе это, будет считать воздействие недостаточно крутым что ли.
И другими словами: у нас женщины гораздо более открыты для воздействия (в т.ч. музыкального), чем мужчины. Мужчина зачастую должен сам себе сознательно разрешить воздействие на себя. И часто они разрешают себе впустить то воздействие, которое принято у мужчин, например, рок, металл и т.п. А вот мужчины-музыканты гораздо более открыты (давно разрешили себе) любые виды музыкального воздействия воспринимать.
2. может быть одни и те же обертонные колебания по-разному воздействуют на женский и мужской мозг, т.е. Гела "попадает" в женский ).
Вообще, я хотела в статью включить большую часть информации по звукотерапии, обертонному воздействию и т.п. Но не стала этого делать по одной причине: никаких исследований, которые позволили бы соотнести пение Гелы с какими-то эталонами обертонного звучания не проводились. Поэтому получается, что все, что про обертоны - это пока гипотезы.
Если кому интересно, достаточно приличным эталоном обертонного звучания являются тибетские чаши. По ним настраивают организм (сама видела видео с семинара нашей екатеринбургской "Школы осознанного вокала"). И вот, что пишут на сайте самопознание.ру про эти чаши: "они созданы умелыми мастерами для того, чтобы ласкать слух человеческий и лечить тело и душу.Ученые утверждают, что долгое слушание музыки тибетских чаш вызывает измененное состояние сознания. Считается, что человек, который хотя бы раз в жизни слышал как поет тибетская чаша, никогда не попадет в ад".

Edited at 2014-01-25 02:22 pm (UTC)

(Deleted comment)
про социологический звук как раз думала тоже.
Мне например нравится звук открываемой застёжки-молнии (не подумайте плохо - на платье тоже ))))
Шорох купюр, думаю, нравится всем ))
Так что, да, социология конечно тоже присутствует ))

Насчет первого пункта (про то, что наше впечатление это может быть результатом нашей же установки).
Для меня некоторые песни Гелы имеют преимущственно прикладное значение. Яркий пример - "Papa". Если у меня все хорошо, то, когда звучит эта песня, я стараюсь не сильно впускать ее в душу. Потому, что "Papa" у меня ассоциируется с молитвой, концентрацией, просьбой о помощи. У меня не всегда есть настрой на это. Но когда происходят неприятности, которые надо собраться и пережить, то я включаю "Папу" и "Адажио" и реву столько, сколько позволяет ситуация. Становится легче.
Когда у меня была тоска по закончившемуся "Голосу", я включала исключительно "I knew I loved you" несколько дней подряд. Плакала тоже. Сейчас, если у меня хорошее настроение, то "Папу" и "Однажды в Америке" я не трогаю (не слушаю), потому, что я не планирую тосковать и горевать, не хочу менять настроение, а воздействие песен очень сильное.

Да вот, Кейтрин очень точно проиллюстрировала про своего мужа и мужа Лали, его, кажется Ираклий зовут. На катарсис или заранее должен быть внутренний запрос, или, если ситуация его (катарсис) провоцирует, то будет внутренний вопрос самому себе "можно ли?" и внутренний ответ "готов" или "нет". И решиться на это не очень-то просто, потому, что подсознание сразу предупредит, что будет не только хорошо, но и больно, и неприятно, и слезы, и "душа наизнанку".

честно говоря не знаю в тему ли, но вспомнились слова одного врача-психотерапевта - что если САМ человек не захочет, то его очень сложно загипнотизировать.
Т.е. тоже должно быть желание и готовность.
Может это из той же оперы?

Из той же, но, мне кажется, это должно быть на подсознательном уровне еще.

еще одна ссылка по теме из ВК

Tumman Virran-Taa
Навещала маму 😊 Показала ей всё свежее Гелино творчество - от Аве Марии до Stone by Stone. Она за него на Голосе болела, но не фанатка, все-таки ей 61 год. Просто любит его 😊 И вот, она наслушалась Гелу как следует и говорит - мигрень от Гелы прошла! И давление нормализовалась. Она врач и утверждает, что в Гелином голосе есть какие-то крайне благотворные для человеческого организма вибрации. Мощный лекарственный эффект!

(Deleted comment)
Раз уж клинический психолог использует термин "тональность" - то неплохо бы для начала посмотреть в словаре значение этого слова ))
У Гелы значит тональность одна - и притом необычная, а у других - другие ))
Я в ауте ))

  • 1
?

Log in